«Коля Томский»: показуха, а не борьба?

Томич стал первым, кого арестовали по новому закону против криминальных авторитетов

На днях томские и федеральные СМИ широко обсуждали арест одного из «воров в законе», криминального авторитета из Томска 43-летнего Николая Кузьмичева, более известного в преступной среде под кличкой «Коля «Томский». Новость стала топовой, - в сети ныне имеется десятки тысяч упоминаний о ней. Житель Томска стал первым, кого арестовали по новой уголовной статье - «Занятие высшего положения в преступной иерархии». За это сейчас предусматривается наказание от 8 до 15 лет лишения свободы.

Томич стал первым, кого арестовали по новому закону против криминальных авторитетов
«Коля Томский» (крайний слева) стал первым «вором в законе», арестованным по новому закону. Фото издания «Прайм Крайм»

О задержании и аресте Николая Кузьмичева стало известно из сообщения на сайте УМВД Томской области, там же была приведена небольшая видеозапись произошедшего. На кадрах, сделанных еще 25 мая, видно, как силовики взламывают металлическую дверь в воротах частного владения, а затем вооруженные люди под прикрытием металлического щита проникают в дом. Бойцы спецназа в масках и при помощи спец.средств, укладывают лицом в пол пожилого мужчину и надевают ему наручники. Позже на видео можно увидеть, как судья зачитывает решение об аресте задержанного на два месяца. Свою вину Кузьмичев ни в чем не признал, и отказался от статуса «вора», заявив о том, что никогда криминальными делами не занимался.

Как оказалось, ранее томич никогда не был судим. Сразу же на ряде российских порталов была опубликована информация о том, Николай Кузьмичев больше известен в российской криминальной среде, как влиятельный авторитет «Коля Томский». Статус «вора в законе» он получил еще в мае 2013 года, в Турции. Вроде бы у Николая в Томске была и своя небольшая бригада, которая пыталась ставить под контроль местных коммерсантов. Правда, местные ОПГ не давали ей развернуться на поприще рэкета, поэтому она занимала в областном центре небольшую нишу.

После ареста «Коли Томского» российские журналисты начали собирать и публиковать информацию о нем, обильно перемешивая слухи и достоверную информацию. Если верить подобным публикациям, коих сейчас очень много, Николай Кузьмичев родился в Томске 1 мая 1976 года. Его отец работал обычным таксистом. По опубликованным данным, Кузьмичев долгое время не особо интересовался воровскими делами и даже завел свой бизнес. На этой стезе и вошел в контакты с криминальным миром, сначала в Томске, а потом и в Москве. Как сообщают порталы «Прайм Крайм», «MZK1», «Криминальная Россия», и т.д., специализирующиеся на такой тематике, в 2013 году воровской клан принимал в свои ряды множество сторонников, и Николай Кузьмичев попал в число «избранных». Ворам требовались свои люди в регионах в качестве смотрящих. Каким именно образом Кузьмичев был представлен воровскому кругу неизвестно, но многие законники вообще не были наслышаны об этом кандидате.

Сайт «Криминальная Россия» пишет, что вроде бы такое произошло вопреки принятому в криминальном мире временному запрету на раздачу «воровских» титулов за деньги, тем не менее это все равно делалось, причем с одобрения ныне покойного Аслана Усояна (Деда Хасана). В окружении самого Усояна «коронованных» в этот период «воров-новичков» открыто называли «пушечным мясом», расходным материалом. Позже они вошли в клан Кардавы-Мзарелуа, являвшегося самым слабым в российском криминале. В противовес славянскому вору Кузьмичеву 12 сентября 2013 года уроженцами Кавказа был коронован Эрик Джагинян, получивший прозвище «Эрик Томский». Новоявленный вор в законе сразу же прибыл в Томск. Однако по некоторым данным не нашел тут поддержки, и о дальнейшей его судьбе неизвестно. Поговаривают, что в настоящий момент «Эрик Томский» живет в Европе.

Взгляды на арест первого «вора в законе» по новой статье пока полярные. Если депутаты Госдумы все это всячески поддерживают, называя эффективной борьбой с преступностью, то лица, давно изучающие воровские иерархии России, подвергают такую практику резкой критике.

По мнению члена комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Адальби Шхагошева новый закон поможет в борьбе против организованной преступности и «уже начал работать», в ближайшее время возможны новые аресты криминальных авторитетов. Хотя оперативникам придется непросто, чтобы доказать, что человек является лидером ОПГ.

-Теперь же после этого первого дела последует и множество других, - сказал депутат, - это станет переломом не только для правоохранительных органов, но и для криминального мира.

То, что будут новые аресты, сомнений никаких нет, - та же статья скоро может быть применена к Олегу Пирогову, тому самому короновавшему Кузьмичева «Циркачу». Уже на следующий день после ареста «Коли Томского» правоохранители заявили о задержании членов ОПГ, возглавляемой Олегом Пироговым.

В свою очередь российский «гангстер в отставке», известный тем, что написал множество книг о «подвигах» ОПГ в «лихие 90-е», Михаил Орский, не понимает, к чему вся эта шумиха. Существующих законов вполне хватает для борьбы с криминальными группировками, и раздавить их государству не составляет никакого труда, тем более что они сильно ослаблены за прошедшие годы. По словам Орского, сегодня в России имеется 442 действующих «вора в законе». Из них 270 по национальности этнические грузины. Уже до принятия закона наблюдалась следующая тенденция: как только освобождался из мест лишения свободы очередной грузинский «вор», ему вручались документы о лишении российского гражданства и депортации из страны. Тем из них, кто задерживался в России на свободе, вменяли реальные и мнимые правонарушения, или подбрасывали наркотики. В итоге, их все равно принудительно выдворяли из страны. Подобную практику в ближайшее время хотят применить к «ворам в законе» азербайджанского и армянского происхождения (пока таких случаев не было).

- Если отбросить несколько чеченцев и абхазов, семь евреев и одного немца, то на свободе действует 51 «славянский вор»,- заявил Михаил Орский, - неужели ради них был принят этот закон? И я не верю, что закон писался, чтобы расправиться с полусотней авторитетов.

В любом случае, в Томске скоро появится новый «смотрящий», и он явно будет из другого клана. Тем более «Коля Томский» отрекся от своего титула во время задержания, что не прощается. Хотя, конечно, быть уверенным на все сто процентов во всех этих раскладах преступного мира нельзя. Ранее у всех на слуху почти 20 лет был местный авторитет Игорь Рожин, снова осужденный за избиение в 2017 году. О его «подвигах» долгое время слагали целые легенды, пугая его именем особо впечатлительных барышень и интеллигентов, но, в большей части фигура Рожина во многом была мифологизирована журналистами и обывателями. На самом деле Игорь Рожин не обладал и десятой долей могущества и влияния, приписываемой ему. Вполне возможно, что и информация о страшном и могущественном «Коле Томском» и всех его делах, ныне обильно тиражируемая новостными сайтами - всего лишь очередной миф, рожденный СМИ, страшилка для обывателя. Посмотрим, какое развитие история с подобными арестами получит дальше, но что-то подсказывает, что никаких массовых арестов «воров в законе» в ближайшее время мы так и не увидим.

Справка МК. Статья 210.1 УК РФ, которая инкриминируется томскому «авторитету» Кузьмичеву, вступила в действие недавно. Раньше уголовных авторитетов можно было привлечь к суду только за совершение конкретного преступления. Инициатором поправок к законодательству, призванных ужесточить наказания для лидеров банд, являлся глава государства Владимир Путин. «Благодаря своему положению в преступной иерархии лидеры преступных сообществ, как правило, уходят от уголовной ответственности»,— говорится в пояснительной записке к законопроекту, направленной в Госдуму РФ. Минимальное наказание по данной статье УК начинается с восьми лет лишения свободы, максимальная санкция по ней — 15 лет заключения и штраф 5 млн рублей.

Сюжет:

Санкции

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру