К 2024 году в Томской области победят бедность

Метод простой – чиновники учтут кредиты граждан, в качестве их доходов

22.07.2019 в 09:31, просмотров: 866

В послании к Федеральному собранию Владимир Путин поставил задачу снизить количество бедных вдвое, то есть с нынешних 20 миллионов человек, до 9,7. Для этого в некоторых регионах России стартовали пилотные проекты по снижению бедности. Свой проект в Минтруд представила и администрация Томской области. Нам удалось получить на руки этот документ. Что же сообщили о количестве бедных в регионе томские чиновники и как планируют их «обогатить»?

К 2024 году в Томской области победят бедность
В Томской области хотят ликвидировать бедность своеобразным приемом

Сколько у нас бедных?

Общее количество населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума в Томской области - 184,4 тысячи человек. Сумма средств, необходимая для ликвидации бедности в регионе составляет всего 554 миллиона рублей. Именно столько нужно выделять в рамках социальной поддержки каждый год, чтобы существенно снизить количество бедных в течение ближайших 5 лет. По сравнению с ежегодными доходам региона в размере 60 миллиардов рублей, и внушительной суммой налоговых поступлений, собираемых в Томской области в пределах 130-140 миллиардов рублей, - не очень большие деньги. По факту, бедность можно ликвидировать почти моментально - было бы желание со стороны областных и федеральных властей. Но это в теории. А что на практике?

В регионе присутствует умеренное социальное расслоение, разброс среднедушевого денежного дохода томичей колеблется с 8,2 до 54,815 тысяч рублей. В среднем по России этот показатель имеет люфт с 8,4 до 73,5 тысяч рублей. Уровень монетарной бедности в области равен 14,2%, но относительно бедными можно считать 17-20% населения, то есть каждого пятого, что весьма печально для региона, где живет чуть более 1 миллиона человек. К ним относят, прежде всего малоимущие семьи с детьми, пенсионеров, студентов, получающих социальную поддержку с областного или федерального бюджета. К категории лиц, не имеющих постоянного места жительства (бомжей) относят примерно 1,7 тысячу человек.

Наиболее проблемными считаются домохозяйства с детьми в возрасте до 18 лет, среди малообеспеченных их процент достигает 76,5%. Среди них в 90% случаев доход каждого из супругов не превышает величины прожиточного минимума. Буквально нищими являются многодетные семьи (от 3 детей и более), каковых примерно 45,2% от общего числа бедных в регионе. Именно они и неполные семьи должны стать объектом внимания со стороны властей.

По данным департамента соцзащиты самые бедные – сельские жители, в селах Томской области где этот показатель достигает 26-30%. В принципе этого и следовало ожидать, ведь там живет 75% всех зарегистрированных безработных региона. Вместе с тем, в докладе написано, что «уровень бедности на селе завышен», так как не учтен доход «в натуральной форме от подсобного хозяйства». То есть, если мы все правильно поняли, в Белом доме считают возвращение к натуральному хозяйствованию, как способу элементарного выживания большим социальным достижением и эффективной мерой борьбы с бедностью?

Еще одна странность доклада – уровень регистрируемой безработицы в регионе изменяется в более чем в 10 раз, от 0,4% в Стрежевом, до 4,2% в Бакчарском районе, что рождает понятное недоверие к цифрам. Самыми нищими в области считаются Бакчарский, Верхнекетский, Зырянский, Кожевниковский, Первомайский, Тегульдетский и Чаинский районы. В них среднедушевой год в месяц составляет в пределах 15-12 тысяч рублей. Наиболее благополучными считаются города Томск и Стрежевой с доходами в 29-23 тысячи рублей.

Кто получает поддержку

Кто же из всех вместе взятых бедных получает меры адресной социальной поддержки по факту в течение года? На этот вопрос ответ дан предельно невнятный. Государственную социальную помощь в 2018 году получили 38 тысяч человек. В их число вошли 16 тысяч семей, имеющих низкий уровень дохода, на условиях социального контракта -13,1 тысячу человек. Федеральную социальную доплату к пенсии получили 24,9 тысячи человек, пособие малоимущим семьям с детьми выдали 32,3 тысячи семей, ежемесячная выплата на третьего и последующего ребенка выплачен их расчета на 4,7 тысяч детей. Компенсация части платы по содержанию ребенка в детских садах выдана из расчета на 10,7 тысяч детей. Пособие по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 лет выдавалось на 5,3 тысячи детей. Субсидию на оплату жилых помещений и услуг ЖКХ получили 40 тысяч томичей. Прочитав такое, сразу возникают резонные вопросы, интересно, а почему тут смешаны данные по семьям и отдельным категориям получателей? Почему все свалено в одну кучу? Чтобы все окончательно запутать? Если все цифры сложить, то получается, суммарно субсидии в прошлом году получили около 135-140 тысяч человек. Но, как мы помним, в водной записке доклада утверждается, что в Томской области получили 180 тысяч бедных человек…Получается, примерно 40 тысяч бедных томичей никакой поддержки от местных властей не получает вообще?

Меры поддержки

К наиболее эффективным мерам социальной поддержки в администрации Томской области относят государственную социальную помощь на условиях социального контракта, постановку на учет в службу занятости, сбор дикоросов, развитие личного подсобного хозяйства, погашение долгов по услугам ЖКХ, отказ от обязательств по необеспеченным кредитам, приобретение продуктов питания и первой необходимости, одежды для детей и бытовой техники. Еще одной мерой поддержки неимущих является получение гос.помощи на развитие личного подсобного хозяйства. Деньги выделяют на покупку скота, птицы, пчёл, сельхозинвентаря, удобрений. Только вот сумма на эти цели выделяется ничтожная – 35 тысяч рублей на семью. На такие деньги вряд ли что можно существенное купить по нынешним ценам. Не удивительно, что такую помощь с 2009 года в течение 10 лет получили всего 1322 томские семьи.

Как «обогатят» малоимущих?

Как же томские чиновники хотят сократить количество бедных в подведомственной им области до 2024 года? О, тут предусмотрены весьма интересные инициативы…

Сначала региональный департамент соц.защиты предлагает вполне разумные меры - увеличить срок предоставления пособия по уходу за ребенком от 1,5 до 3 лет, с учетом нуждаемости семьи, предоставить льготную ипотеку семьям с детьми под 1-2% годовых, выделять социальное жилье для малоимущих, предусмотреть компенсации семьям, для переселения из депрессивных населенных пунктов, расширить социальную поддержку семьям, при условии трудовой занятости, учёбе, одного из родителей, службе отца ребенка в армии, если есть ребенок-инвалид. Вроде бы, все хорошо.

Однако последующие предложения нас откровенно насторожили. Например, в Томской области считают необходимым скорректировать правительственное постановление о том, что стоит учитывать при определении дохода семьи, нуждающейся в социальной помощи. К существующим критериям стоит добавить кредиты, доходы от садоводства и огородничества, а также стоимость аренды жилья. В области не хотят помогать недостаточно замотивированным разбогатеть бедным. Чиновники полагают, что стоит отказывать в помощи гражданам, если они не выполнили условие соцконтракта (то есть воспользовались пособием, но, например, не прошли курс повышения квалификации, не устроились на работу или не смогли развить подсобное хозяйство и т.д.).  Но самое главное и ключевое тут – включение кредитов в среднедушевые доходы семей, нуждающихся в государственной социальной помощи. И это при том, что население у нас сильно закредитовано, причем не только банками, но и микрофинансовыми конторами. Платить по кредитам людям банально нечем. Именно эти кредиты томские чиновники предложили правительству страны учесть в качестве их же доходов. Ведь бедными-то у нас граждан определяют по размеру совокупного общего дохода, если он ниже, или равен прожиточному минимуму. А если ты взял кредит, допустим, в 500 тысяч, или миллион рублей, то значит «заработал». И все это будет учитываться как твой общий доход, а потому бедными и малоимущим на следующий год официально ты можешь и не оказаться.

Таким нехитрым приемом из числа бедных можно исключить почти всех малоимущих, сократив их даже не вдвое, а почти до нуля. Надо сказать - предельно «гениальное» предложение, все просто и эффективно. Зачем изыскивать дополнительные 500-600 миллионов рублей для помощи бедным из местных бюджетов? Нужно просто исключить их из статистики нехитрым приемом. Совсем как на Украине, где гигантские долги перед МВФ, власти страны вдруг решили считать своими «золотовалютными резервами». Так что бедность до 2024 года в Томской области однозначно будет побеждена,- мы уже знаем, как это сделают. Вполне себе в духе всем известных концепций «отрицательного роста» …