Откровенный разговор

Системе начального профессионального образования предстоит перестройка

Накануне Дня знаний учителя традиционно собираются на августовскую конференцию. В этот раз тема встречи была более чем серьезной – обсуждение нового законопроекта «Об образовании в Российской Федерации». В разговоре приняли участие более 800 педагогов. Однако кроме предложений по доработке законопроекта, большое внимание было уделено и еще одной проблеме – разрыву между ожиданиями работодателя, представителя производства и предложением профессионального образования. А потому речь справедливо зашла о необходимости перестройки образовательных учреждений на инновационные рельсы.

Системе начального профессионального образования предстоит перестройка

Требует доработки

В течение двух дней представители учреждений начального профессионального образования обсуждали развитие инновационной инфраструктуры. Большое внимание на круглых столах и дискуссионных клубах было уделено и новому законопроекту «Об образовании в Российской Федерации». При всех его преимуществах педагоги отметили целый ряд вопросов, которые требуют от разработчиков более внимательного рассмотрения. Среди них – вопрос сохранения социальных гарантий для педагогических работников и слушателей учебных центров по повышению профессиональной квалификации. Педагогический стаж для педагогов или стипендия учащихся – важная составляющая работы любого образовательного учреждения, и упускать это из законопроекта не допустимо.

Кроме того, по мнению участников конференции, проект закона не основан на принципах всеобщности, бесплатности и фундаментальности образования. Много опасений связано с тем, что многие изменения диктуются только экономической целесообразностью и могут привести к девальвации системы в той или иной степени.

Однако, несмотря на все опасения, во время обсуждения было высказано предположение, что в профессиональном образовании должна значительно возрасти роль инвестиций со стороны бизнеса, как это уже сегодня происходит в вузовской среде. Именно на получение частных инвестиций, сближение с потребностями бизнеса и должна быть нацелена большая часть перемен, которые предстоят системе.

Дорогой перемен

Экономика не стоит на месте. В производстве используется все более сложное современное оборудование, для работы на нем необходимы еще более грамотные специалисты. Однако квалифицированных рабочих катастрофически не хватает.

«Для Томской области эта проблема особенно актуальна, поскольку мы уже несколько лет интенсивно и вполне успешно строим инновационную экономику региона. Если в 2002 году у нас был лишь один технопарк, то сегодня у нас уже 59 элементов инновационной инфраструктуры. Пришло время выстраивать такую инфраструктуру и в учебных заведениях среднего и начального профессионального образования, – считает Алексей Пушкаренко, и.о. заместителя губернатора по научно-технической и инновационной политике и образованию. – Молодежь тянется ко всему новому, и мы должны создавать условия, для того, чтобы те или иные идеи, которые они высказывают, можно было проверить, а потом, возможно, и реализовать».

Однако как этого добиться? Один из вариантов предложила Оксана Козловская, первый заместитель губернатора Томской области. По ее мнению, логично было бы выделить три группы учебных заведений, каждая из которых будет играть определенную роль. В первую группу должны быть объединены лучшие колледжи и техникумы. Они будут отличаться уровнем финансирования, материально-технического обеспечения, оборудования.

Однако не менее 50% финансового обеспечения должно осуществляться бизнесом. По словам Оксаны Козловской, сегодня таких коллективов единицы – своеобразный узкий профессиональный клуб. Такие учебные заведения выпускают высококлассных специалистов, которые востребованы бизнесом и в которые бизнес вкладывается, создавая материальную базу для подготовки профессионалов. И таких предприятий становится все больше.

«Сегодня руководители большинства инновационных предприятий Томской области говорят о том, что им не нужно такое большое количество специалистов с высшим образованием. Около 60% необходимых им работников – высококвалифицированные представители рабочих профессий. И совсем не факт, что они будут получать заработную плату меньше, чем человек со специальностью инженера», – подчеркнула заместитель губернатора.

Вторая группа учебных заведений – многопрофильные колледжи и техникумы. Более всего они актуальны для сельской местности. Учреждения этой группы должны готовить специалистов, сориентированных на малый бизнес. Но и здесь необходима смена приоритетов. Надо понимать, нужен ли малому бизнесу специалист, который готовится на базе того или иного учебного заведения. И здесь колоссальную роль должны сыграть главы муниципальных образований – именно они, прежде всего, являются заказчиками образовательного процесса на местах.

К третьей группе профессионального образования могут быть отнесены учреждения, которые выполняют чисто социальную функцию. Это коррекционные заведения, где учатся дети с девиантным поведением, дети, которым нужно дать определенные навыки и которые никогда не пойдут в университет.

Однако, в любом случае, как бы ни распределились группы, какие бы поправки не были внесены в законопроект об образовании, в этой системе грядут значительные перемены. Должна возрасти роль бизнес-партнеров, которые выступают главными потребителями рабочей силы. Должна стать более тесной связь с высшей школой и наукой. Должен измениться сам подход к образованию. Путь перемен предстоит длинный и непростой. Только это поможет преодолеть дефицит квалифицированных рабочих, который уже несколько лет отмечается на рынке труда.

Евгений Сазонов,
директор департамента по науке и образованию Межрегиональной ассоциации
«Сибирское соглашение»:

- Система профессионального образования всегда была прагматичной, тесно связанной непосредственно с экономикой. От результатов ее деятельности зависит эффективность государства. В этом плане систему профессионального образования можно назвать индикатором будущего. Поэтому мы часто слышим претензии к системе профобразования. Дескать, не то качество подготовки выпускников. Но если мы чуть глубже посмотрим на эту ситуацию, то увидим, что на самом деле система профессионального образования очень тесно связанна с проблемами, которые существуют в самой экономике. Мы не видим у большинства компаний планов развития, не видим кадровых разделов в этих программах. До сих пор мы не можем получить внятного прогноза для приема студентов и специалистов. Не имеем длительного государственного или производственного заказа. В большинстве случаев элементарно отсутствуют общепринятые профессиональные квалификации во многих отраслях.

И точно так же, как в нашей структуре экономики, так и в системе профобразования есть небольшая группа лидеров, которые являются образцовыми в своей деятельности. Есть достаточно серьезная группа учреждений, которые борются за свое существование и пытаются развиваться, несмотря на все сложности. Точно так же, как в экономике, есть и небогатые организации. И в этом плане, когда мы говорим об инновационной инфраструктуре профессионального образования, нужно смотреть, на каких основах будет строиться будущая экономика.

 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру