Начал томский губернатор с грустного – с затянувшейся реализации инвестиционного проекта, под который федеральный бюджет выделял серьезные деньги. «По приезду у меня была встреча с министром регионального развития, у которого было несколько вопросов: нам предъявили серьезную претензию за нецелевое или, скорее, неправильное использование средств инвестфонда на строительство дороги к Зеленой Фабрике, – пояснил Виктор Кресс. – Ее же еще нет. И было принято решение вернуть в инвестфонд 270 миллионов рублей, которые уже были затрачены на строительство дороги (всего она стоит 402 миллиона). Однако нам удалось договориться, чтобы не доводили этот вопрос до правительственной комиссии, а просто определили новый срок сдачи Зеленой Фабрики. Тем более что эта дорога построена не в никуда: ею пользуются жители не одного, а нескольких населенных пунктов, она помогает многим людям устроиться на работу в Томске».
Впрочем, томской власти было и чем похвастать перед премьером. Например, проектом «ИНО Томск 2020», который сейчас проходит согласование в федеральном правительстве и, по поручению Владимира Путина, будет подписан в ближайшее время.
Также губернатор попросил премьера посодействовать в вопросе ремонта автодороги Томск – Асино. Уже сейчас эта магистраль становится важным транспортным коридором для региональной лесной промышленности – целый ряд деревообрабатывающих предприятий пользуются ею. А потому и аварийность на дороге возросла в пять раз всего лишь за год.
«Я еще в 2005 году поднимал этот вопрос перед Путиным, и он уже тогда принял положительное решение, – напомнил Виктор Кресс. – А сейчас дано конкретное поручение главам министерств экономики и транспорта вместе с нами найти источники для ремонта этой дороги. 60 миллионов рублей мы выделили на составление проектно-сметной документации. А полный цикл работ стоит 2,4 миллиарда рублей».
В ходе брифинга губернатору пришлось рассказать и о том, как он видит перспективы футбольного клуба «Томь». Тем более что время проведения пресс-конференции совпало с отставкой главного тренера «Томи» Валерия Непомнящего. Бухгалтерия футбольного клуба, по мнению Виктора Кресса, должна быть открытой. Например, губернатор предложил публиковать на официальном сайте ФК размер зарплаты игроков и прочие затраты команды. Правда, будет ли что публиковать, – вопрос открытый, потому что бюджетного финансирования томского футбола со следующего года не предусмотрено. Да и на встрече с премьером этот вопрос не прояснился: Владимир Путин предложил томской власти самостоятельно искать спонсоров.
«Мы будем просить деньги именно у предприятий, работающих в Томской области, – уточнил Виктор Кресс. – Такая практика у нас уже была и есть в других регионах. Я считаю, что мы вполне справедливо ставим вопрос таким образом. Ряд команд в высшей лиге финансируется компаниями, которые даже не работают в тех регионах. Как «Зенит», например, – «Газпромнефтью». А какая, скажите мне, нефть в Петербурге?».
Как выяснилось в ходе брифинга, отказ от бюджетного финансирования «Томи», возможно, решит проблемы строительства моста через Вах – объекта, который жители Стрежевого воспринимают как несбыточную мечту. Напомним, мост через Вах – это совместный проект Росавтодора, Ханты-Мансийского автономного округа и Томской области, его реализация сегодня находится в стадии стагнации. На встрече с Путиным томский губернатор представил модернизированный план по строительству этого сооружения.
«Мы подготовили соответствующие документы и фото, – уточняет Виктор Кресс. – И на карте я показал, где мост надо построить. Там уже стоят опоры, на которые затрачено порядка двух миллиардов рублей. Но сейчас в связи со сменой руководства ХМАО мы никак не можем найти общий язык. Дано поручение совместно с министром транспорта найти решение».
В одном из предполагаемых вариантов предлагается сам мостовой переход стоимостью до 5 миллиардов рублей разделить пополам: 50% оплатит бюджет ХМАО, а еще 50% – федеральный бюджет и Томская область. Виктор Кресс заявил, что будет отстаивать этот вариант. Пока бюджет на следующий год планируют бездефицитным, поэтому мосту через Вах отведено только 100 миллионов рублей.
Строительство левобережной дороги, проект развития деревянного зодчества и многие другие вопросы – по всем также были даны поручения премьера. По словам губернатора, задача региона сейчас состоит в том, чтобы достраивать объекты с максимальной долей федеральных средств и минимизировать затраты областного бюджета. Финансирования, по его заверениям, не хватает многим регионам, поэтому не исключено, что несколько десятков из них федеральных вложений не освоят.
Политических вопросов, по словам губернатора, на встрече с премьером не обсуждалось.