Город сыграл свою роль

Всенародный любимец Дмитрий Киржеманов состоялся как артист именно в Томске

Когда в Томске произносят слово «театр», в числе первых ассоциаций на ум приходит имя Народного артиста России Дмитрия Киржеманова. Его неразрывная духовная связь с городом длится 36 лет. Неудивительно, что Дмитрия Дмитриевича в Томске знают и любят все: за это время он обзавелся не только многочисленными поклонниками своего таланта, но и огромным количеством друзей. В декабре и у тех, и других появится очередной повод высказать слова восхищения в адрес замечательного артиста: театр драмы проводит бенефис Киржеманова, посвященный его юбилею. В праздничный вечер будет представлена премьера спектакля «Старик» с бенефициантом в заглавной роли.

Всенародный любимец Дмитрий Киржеманов состоялся как артист именно в Томске

Про таких, как он, говорят: в нем бездна актерского и человеческого обаяния. Бесконфликтный, интеллигентный, милый и безгранично добрый. В театре все, от мала до велика, любовно называют его Дим Димыч. А он, в свою очередь, приветлив в общении с каждым и всегда улыбается. Киржеманов не создает вокруг себя ореол важности, не приемлет разговоров об исключительности артистов: «Мы такие же люди, как и все, не хуже и не лучше других», и не обожествляет актерское ремесло, честно признаваясь, что есть роли, которые доставляют удовольствие и радость, и есть спектакли, на которые идешь как на пытку. Прежде всего, это профессия, которая требует систематического кропотливого труда и максимальной самоотдачи.

Прививку любви к искусству он получил еще в детстве – мама сызмальства водила Диму по театрам. Оперу и балет мальчик ненавидел, а вот драматические спектакли вызывали искренний интерес. Митя очень хотел стать артистом и очень стыдился этого желания: в те годы все его ровесники мечтали быть военными, космонавтами, технарями. О том периоде своей жизни Дмитрий Дмитриевич рассказывает с подобающим ситуации юмором:

- Побороть стеснение удалось не сразу, и я год проучился на физико-математическом факультете. Пытался, как и Ленин, получить образование в Казанском университете, с той лишь разницей, что его отчислили, а я ушел сам: друг, решивший поступать в театральную студию при Казанском ТЮЗе, позвал меня с собой за компанию.

На вступительных экзаменах, вспоминает артист, страха натерпелся на несколько лет вперед. Читал монолог из «Бориса Годунова», а члены приемной комиссии падали под стол от смеха. «Наверное, я комик, а не трагик», – рассудил опешивший юноша. Но когда рассказывал басню, никто даже не улыбнулся. «Видимо, в театре мне делать нечего», – последовал неутешительный вывод. Однако Дим Димыча в студию зачислили, в отличие от друга, который привел его сюда. Уже спустя много лет артист понял, что смех приемной комиссии вызвало внешнее несоответствие, когда тоненький, миловидный юноша с бабочкой на шее и трясущимися от страха руками декламировал речи великого государственного мужа: «…и мальчики кровавые в глазах, и рад бы убежать, и некуда…».

Это было недавно, и в то же время – так давно. Сегодня уже сам Дмитрий Дмитриевич дает наставления молодым людям, мечтающим стать артистами. На просьбу дать совет о выборе профессии, Киржеманов после подробного общения с собеседником всегда отвечает предельно честно. Кому-то поможет подготовиться к экзаменам, а кого-то и отговорит от этой затеи. Шаблонных рекомендаций на таких консультациях нет, все зависит от индивидуальности абитуриента. Впрочем, два необходимых качества для будущих актеров Дмитрий Дмитриевич все же отметил – это страстная любовь к театру и подаренная небом искра таланта.

А еще в судьбе артиста большую роль играет его величество Случай, когда режиссер замечает тебя и дает роль или приглашает в свой театр. Об этом Киржеманов знает не понаслышке. В калейдоскопе городов, где он искал счастья, были Казань, Брянск, Магнитогорск, Челябинск, Екатеринбург, Тюмень, Архангельск, Москва, Петербург, Кемерово. Красивого и способного молодого артиста в театры принимали с удовольствием, а дальше ситуация разворачивалась по-разному сценарию: где-то не нравилось ему, где-то он приходился не к месту.

В Томский драмтеатр, двенадцатый по счету, Дим Димыча пригласил его хороший друг, режиссер Феликс Григорьян. Город покорил актера сразу и навсегда: приглянулись добрые и умные томичи, приятно удивила театральная публика, по интеллигентности и тонкости восприятия сравнимая только с петербуржской. И, конечно же, «затянула» необыкновенная творческая атмосфера. Томская драма тех лет, по словам Киржеманова, напоминала появившийся в Москве «Современник» – это был коллектив единомышленников, где все горели одной идеей, каждый искренне радовался успехам другого и нес высокую миссию:

- Театр должен заниматься подвижничеством, предлагать спектакли для души, головы и сердца, – поясняет артист. – Оглупляя репертуар, мы оглупляем зрителя. Низкопробного юмора достаточно транслируется через телевидение. Театр обязан работать выше пояса, «тянуть» людей наверх, чтобы они думали, мучились и страдали за происходящее в мире. Поэтому в репертуаре всегда актуальна классика, которая поднимает извечные общечеловеческие проблемы и вопросы.

Сам Дмитрий Дмитриевич любит Достоевского, чуть менее – Льва Толстого, и жить не может без булгаковского «Мастера и Маргариты». Он может начать читать роман в любое время суток и с любой страницы. Признается, что с радостью сыграл бы любую роль в спектакле по культовому произведению, лишь бы прикоснуться к этому весомому материалу.

Оглядываясь на пройденный путь, Дим Димыч называет себя счастливым актером. Не сыграл вожделенных Гамлета и Репетилова – ну что ж, зато было много других больших интересных ролей, которые нередко вызывали зависть коллег.

- Играть положительных персонажей, которых было не счесть в начале моего творческого пути, я терпеть не мог, – вспоминает артист. – Но я бесконечно благодарен судьбе за роли Протасова в «Детях солнца», Фомы Опискина в «Село Степанчиково и его обители», Санчо Пансы в «Дон Кихоте», Князя в «Окаянных снах». Предчувствую, что с удовольствием буду выходить на сцену в горьковском «Старике». Благодарен за то, что судьба привела меня в Томск, где я смог реализоваться как артист.

Бенефисный спектакль Дмитрий Дмитриевич репетирует с молодым режиссером Александром Загораевым, работа с которым искренне увлекает. Тем любопытнее, что горьковский Старик, воплощение зла, зависти и человеконенавистничества, полная его противоположность. Киржеманов – актер характерный, всегда любил роли на сопротивление и мучительный творческий поиск. Возможно, причиной тому – его неистребимая жажда жизни и жадность до новых впечатлений. Дим Димыч каждое лето отправляется за приключениями: сплавляется с друзьями по быстрым и зачастую опасным горным рекам, исследует пещеры. Любит русскую баню и посидеть с товарищами за столом, поговорить о жизни. «Все мои друзья – хорошие люди», – с гордостью говорит артист. У него огромный круг общения: врачи, физики, математики, художники, чиновники…

Все события и встречи с людьми, которые щедро дарит Дмитрию Дмитриевичу судьба, на которые богата его жизнь в Томске, переплавляются в житейскую мудрость и духовный опыт. Может быть, в этом секрет его актерской органики, внутренней пластичности и человеческой чуткости. Он способен чувствовать, понимать и принимать людей. С удовольствием работает с молодыми режиссерами и артистами, при этом покладист с первыми, и деликатен – со вторыми. Не приемлет схематического существования на сцене и на каждом спектакле «идет от партнера», от его сегодняшних интонаций и настроения. Поэтому легко справляется с непредвиденными ситуациями: однажды, когда его партнерша по драме «Коварство и любовь» опоздала на свой выход, четыре минуты говорил своими словами от имени Шиллера.

…Когда молодой Киржеманов готовился впервые ступить на томскую сцену, Феликс Григорьян сказал ему: «Митя, какую бы роль ни играл, ты должен нести иисусову миссию – в каждом своем персонаже искать положительные черты. Так поступают все хорошие актеры». Этого наставления Дмитрий Дмитриевич придерживается по сей день. Но есть еще одна миссия, возложенная самой судьбой, которую артист Киржеманов, возможно, сам не сознавая того, несет уже несколько десятков лет: он – истинный образец преданного и бескорыстного служения театру для многих поколений зрителей и молодых актеров.
 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру