Золотая лихорадка на «Атлантиде»

В ночную смену в краеведческом музее угощали раритетами, видео-мэппингом и солдатской кашей

Томский краеведческий музей вышел на работу в ночную смену, чтобы завершить празднование своего 90-летия. Креативно, да? Еще креативнее титульная выставка «Сибирская Атлантида», которая венчает выставочные проекты юбилейного года. Она собрала 90 раритетных предметов из 26 музеев Сибири. Посмотреть на музейные сокровища, поучаствовать в поисках золота, сфотографироваться рядом с томским мушкетером, примерить костюмы в виртуальной примерочной, проникнуть в тайны 3D-пирамиды – все это можно было в минувшую пятницу.

В ночную смену в краеведческом музее угощали раритетами, видео-мэппингом и солдатской кашей

 Незабываемые ощущения

Семь вечера. Свой пост у входа в краеведческий музей занимают часовые. Тот, что в форме солдата советской армии –снаружи, тот, что в форме пехотинца Томского пехотного полка 1812 года – внутри Асташевского особняка. Тому, кто на улице, можно только посочувствовать. Мороз не велик, а стоять не велит – и через полчаса солдатики разжигают костер по всем правилам военного искусства.

Клубы исторической реконструкции – постоянные участники акций, которые проводит Томский краеведческий музей. И если обмундирование минувших лет уже не воспринимается экзотикой, то невыдуманные жанровые сценки, когда около одной полевой кухни встречаются солдат Красной Армии и боец Вермахта и дружески беседуют, все еще заставляют удивляться и ощущать себя… героем еще не снятой серии «Мы из будущего».

А вот ребята из питерской фирмы Asgreen впервые приняли участие в томском ночном музейном шоу. Их три объекта – виртуальная примерочная, интерактивный стол и 3D-пирамида – пользовались невероятной популярностью у томичей. Эти передовые средства мультимедиа даже у солидных людей вызвали почти детский восторг.

Владимир Жидких, заместитель губернатора, побывавший в музее накануне «Ночной смены», оценил такие чудеса техники как перспективное направление развития музейного дела в Томске.

– То, что нам продемонстрировали наши партнеры из Санкт-Петербурга – визуализация объекта, псевдоголография, необычные решения по представлению музейного предмета – это новые технологии, современные, интересные молодежи. Я запомню все, что видел, так как я испытал незабываемые ощущения, – признался Владимир Александрович.

За такими ощущениями и ходят в музеи. «Классно!» – однозначно, но емко выразил свой восторг от работы на интерактивном столе молодой сотрудник ТГУ по имени Павел. Его более всего восхитил 3D-проект «Дорожные развязки Санкт-Петербурга», выполненный для корпоративного музея «Мостоотряд Петербурга». «Город как на ладони. Что-то фантастическое».

Но самая большая очередь выстроилась в виртуальную примерочную. Соблазнилась возможностью примерить на себя латы средневекового рыцаря и я. «Главное, чтобы, главное, чтобы, главное, чтобы костюмчик сидел», – намурлыкивала я песенку, пока наблюдала за другими посетителями, которые выделывали различные пассы руками.

А уже через пять минут я, точно Чумак в телевизоре, поднимала руки вверх, двигала ими вправо и влево, а костюмчик не слушался: или накрывал меня с головой, или где-то сбоку дразнил меня пустыми рукавами.

– Да платье вам просто большое, нужно уменьшить его до вашего размера, – быстро оценила ситуацию Елена, консультант фирмы Asgreen. – Поймайте левой рукой красную точку и ведите ее вниз, а теперь направо, жмите.

Я ловила, вела, жала, но только в воздухе, не касаясь экрана, он был от меня на расстоянии полутора, а то и двух метров. Я жестами пыталась подчинить своей воле крестьянское платье, которое после одного моего неосторожного движения превратилось в блестящие средневековые доспехи рыцаря. Наконец мне удалось уменьшить размер, и я стала похожа на народную героиню Франции Жанну Д‘Арк.

– Визуальная примерочная – мультимедийное средство, основанное на технологии бесконтактного управлении жестами, – поясняла Елена. – В целом инсталляция относится к технологии виртуальной реальности. Потому что здесь совмещается настоящий человек и его виртуальное изображение, а также изображение предмета.

Иллюзия. Обман зрения. А веришь, как в настоящую реальность. Те же фокусы, только в 3D-исполнении.

– Интерактивный стол современные люди воспринимают как большой айпад, – продолжала знакомить Елена с дорогими современными «игрушками». – Особенность его в том, что поддерживаются одновременных 32 касания. То есть одновременно 16 человек могут на нем работать – играть в игры, запускать приложения. Виртуальная 3D-пирамида позволяет увидеть 3D-изображение без очков, в результате создается иллюзия настоящего предмета. Хотя все это псевдоголография, всего лишь изображение.

По словам сотрудника Asgreen, подобные промовизоры стоят сейчас во многих музеях Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

 Всплываем или погружаемся?

С еще одной технической новинкой из арсенала современных музейных технологий – видео-мэппингом – зрители-участники «Ночной смены» знакомились на выставке «Сибирская Атлантида». Сотрудники Томского краеведческого музея, безусловно, люди творческие, креативные, но тут они превзошли самих себя. То, что они придумали к 90-летию музея, еще никогда не видели стены Асташевского особняка.

Входишь в зал, а у тебя под ногами… плещется вода. Такое ощущение создает специальное половое покрытие, на котором играют бликами «солнечные зайчики». А вокруг облака, облака над морем и тайгой. И вдруг крик динозавра разрывает музейное пространство. И на стены возникает видеопроекция динозавра (вот он, видео-мэппинг в действии). И тут же начинают кружить птеродактили. А ты уже стоишь и внимательно рассматриваешь настоящий (!) скелет детеныша птеродактиля, «птички», которая около 150 миллионов лет назад летала над Томью. Откуда же такая редкость? Задаешь себе вопрос, и тут же находишь ответ. Экспонат малыша птеродактиля предоставлен музеем палеонтологии ТПУ. Найден этот редчайший экземпляр в 1901 году Владимиром Обручевым, ученым, геологом, путешественником, автором знаменитого романа «Земля Санникова».

Но вот на стенах уже возникает совсем другая среда обитания, близкая нам – снег, а по снегу бежит мишка. А в зале стоит медвежонок пещерного медведя, раз в пять больше нынешней самой крупной медвежьей особи. Прибыл он из Новосибирска.

Оттуда же «приехал» и мотобайк 1909 года выпуска. Илья Власов, аспирант ТПУ, внимательно его рассматривал. Оказывается, он искал технические характеристики. Но этикетка сообщала только о месте рождения – Нортон (Великобритания) и месте прописки – Новосибирский краеведческий музей.

В этот момент звуки горлового пения отвлекают от технической новинки вековой давности и увлекают в противоположный конец экспозиции. Там, устроившись рядом с шаманским облачением, Константин Килин играет на комусе и поет протяжные тывинские песни. Под них интересно рассматривать предметы восточной коллекции из собрания ТОХМа, костюм свахи из Хакасского республиканского музея, доспехи японского самурая, традиционную одежду американских индейцев, костюмы аборигенных народов –телеутов, кумандинцев, шорцев, сойотов, эвенков, татар и хакасов.

А «водная стихия» охватывает тем временем несколько «материков-подиумов», где под стеклом или в открытом доступе находятся музейные раритеты – знаменитые кулайские изделия из бронзы в золотой фольге, ровесники Римской империи, портрет правителя Парфянского царства Готарза I (2 в. до н.э.), буддийская ритуальная чаша-габала, изготовленная из черепа, инкрустированная и украшенная драгоценными камнями, знаки завоевателя Сибири Ермака, памятник культуры XVI столетия «Книга Степенная царского родословия», существующая в мире всего в двух экземплярах (и наиболее древний хранится в Томском краеведческом музее).

Во время торжественного открытия экспозиции на глазах у изумленной публики после лирического вступления ведущего церемонию Ильи Гаваракидзе, что Атландида – это прародина человечества, символ идеального государства (в мифологии этой удивительной страны противопоставлена северной Гиперборее, цивилизации, название которой в переводе с греческого означает «за пределами северного ветра»). Словом, после всей этой мифологической прелюдии единый «континент» раскололся на части, расступился, давая дорогу зрителям к музейным сокровищам.

Ясно одно, «Сибирская Атлантида» не ушла под воду, не канула в Лету, совсем напротив, всплыла и объединила в экспозиционном пространстве Томского областного краеведческого музея 90 предметов из 26 музеев 13 сибирских городов, сокровища, являющиеся весомой частью культурно-исторического наследия России.

Художественное пространство придумал художник музея Юрий Чернышов, воплотив в визуальные образы научную концепцию выставки.

– Кризис классического экспонирования заставляет искать нас новые формы подачи музейного предмета, – поясняет директор Томского краеведческого музея Святослав Перехожев. – Для того чтобы объединить все музейные раритеты из разных музеев, мы попытались создать новую среду. Могу с уверенностью сказать, до нас этого никто еще не делал. По крайней мере, в Сибири.

…Уже перестали ходить маршрутки, и только такси развозили посетителей из краеведческого музея. Кто-то успел поучаствовать в поисках золотых слитков, кто-то изготовил обрядовую куклу, кто-то с помощью штатного звездочета прочел, что сулят ему звезды в недалеком будущем. Сами музейщики в это будущее смотрят с надеждой. Павел Волк, начальник департамента по культуре, пообещал, что в первой половине 2013 года музей освободит свои выставочные площади от фондов и разместит их в новом помещении фондохранилища.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру