Школа, наполненная традициями

На богатой образовательной карте Томска Заозерная школа имеет свое индивидуальное лицо

 Одна из особенностей современного образования — его многогранность, открытость и постоянное развитие. Безусловно, сегодня, как и раньше, ценятся традиции, однако они обязательно должны быть дополнены новыми методиками, направлениями, обширными связями с другими образовательными учреждениями. Только в таких условиях можно вырастить человека, который будет успешен в современном обществе. Заозерная средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 16 активно участвует во всероссийской и международной образовательной жизни, предоставляя ученикам большие возможности для саморазвития.

 

На богатой образовательной карте Томска Заозерная школа имеет свое индивидуальное лицо

 Под эгидой ЮНЕСКО

ЮНЕСКО – одна из международных организаций ООН, которая не нуждается в представлении. Направления и цели ее деятельности разнообразны, и при этом значительное внимание уделяется работе со школьниками. Идея вовлечения в деятельность ЮНЕСКО коллективов образовательных учреждений была реализована в 1953 году в рамках создания проекта «Ассоциированные школы ЮНЕСКО» (ПАШ). Учреждения, входящие в данную систему, поставили перед собой задачу обучить молодежь в традициях толерантности и понимания международных проблем с помощью образовательных приемов, ориентированных на активное участие самих учеников. На начальном этапе в проект вступили 33 школы из 15 государств, в настоящее время в него входит около 9 000 образовательных учреждений в более чем 180 странах мира. И число школ – участниц ПАШ постоянно растет. В Томске есть лишь одно общеобразовательное учреждение, которое является сертифицированным членом этого международного проекта – Заозерная школа № 16.

– По направлению ЮНЕСКО мы работаем с 2001 года и стараемся участвовать во всех мероприятиях проекта. Изучение межнационального взаимодействия и взаимодействия культур, обычаев и традиций, всемирного культурного наследия, охраняемого ЮНЕСКО; привлечение внимания учащихся к размышлению о современных глобальных проблемах, решение которых лежит «на стыке» различных гуманитарных наук; активизация поисковой и исследовательской деятельности школьников – основные задачи, которые мы пытаемся реализовать. Одно из главных направлений деятельности – экологическое воспитание и образование, – рассказывает директор школы Елена Астраханцева.

На уровне города это созданный при школе Центр экологического образования, в рамках которого реализуется проект «Томский росток». Это серия интеллектуальных творческих игр для шестиклассников по биологии и экологии, которые проводятся в течение года, организация образовательных экскурсий в Ботанический сад ТГУ, проведение творческих мероприятий. А с этого года благодаря разработке дистанционной игры возможность присоединиться к участию в этом проекте получили все шестиклассники области.

Однако это теория, а приучить детей беречь природу можно лишь с помощью реальных дел. На это была направлена акция «Чистые берега», которая объединила все ассоциированные школы ЮНЕСКО России.

– В один день, в одно время школьники разных городов очищали участки берегов рек и озер, – рассказывает Марина Мартынова, заместитель директора по научно-методической работе. – После проведения акции каждая школа делала свой трехминутный ролик, который позже вошел в большой фильм, который монтировался в Казани. Он был размещен на сайте ЮНЕСКО и рассказывает о том, как школьники России от восточных окраин до западных рубежей страны заботятся о чистоте водоемов, пытаются реально участвовать в решении экологических проблем.

Ученики школы № 16 регулярно посещают памятники природы Томской области, в том числе Дызвездный ключ и Таловские чаши.

– Мы изучаем эти объекты совместно со специалистами туристического центра «Кедр», целью которой было научить беречь эти уникальные уголки природы, – рассказывает Елена Харламова, заместитель директора по воспитательной работе.

Благодаря активной работе в этом направлении, была отмечена и деятельность педагогов-экологов школы. В рамках проведения Года охраны окружающей среды в Томской области состоялся областной конкурс «Лучший педагог-эколог», в котором приняли участие 92 учителя из 19 муниципальных образований Томской области. По результатам экспертной работы учитель экологии Заозерной СОШ № 16 Антонина Макаревич была признана победителем.

 

Звездочки Заозерья

Доброй традицией стало участие учеников школы в различных всероссийских и международных мероприятиях. Недавно вернулся из Ханты-Мансийска ученик 10 класса Эдуард Сантоцкий. В этом городе под эгидой ЮНЕСКО проходил Международный молодежный экологический Форум «Одна планета – одно будущее». Там собрались ребята из разных стран – Польши, Словакии, Словении, Болгарии, Финляндии, Черногории, Великобритании и России – все ученики ассоциированных школ ЮНЕСКО, – делится впечатлениями Эдуард. – Интересно было не только защитить свой проект, но и поучаствовать в игре «Глобальный вопрос». Нас разбили на группы, у каждой из которых было свое государство, свое правительство, свои ресурсы. Свою страну нужно было развивать, а по итогам подсчитывался рейтинг. За это время мы сдружились, на форуме царила дружеская атмосфера.

Об активности Эдуарда говорит тот факт, что он был награжден медалью «Звезда форума» – такие были вручены лишь пяти участникам. Дипломом «Звезда форума» был награжден и Капелюшник Денис, учитель английского языка школы № 16, который сопровождал Эдуарда в этой поездке.

И это далеко не единственное мероприятие, в котором имеют возможность поучаствовать ученики Заозерья. В этом году старшеклассники привезли сразу три диплома с Международной научно-практической конференции, проходившей в г. Отрадном Самарской области. Проект Дарьи Третьяковой по экологии занял второе место, а работа Эдуарда Сантоцкого – четвертое. Кроме того, 10-классник занял первое место во Всероссийской олимпиаде по английскому языку, которая проводилась на этом же мероприятии.

Настоящие звездочки Заозерья – не только ученики, но и учителя. Усилия педагогического состава школы № 16 оценили в Ростове Великом на 11-й Международной ярмарке социально-педагогических инноваций, прошедшей в апреле. Это событие собрало 497 участников из разных уголков России, ближнего и дальнего зарубежья. И это неудивительно, ведь на этом форуме формируется бесценный российский и мировой педагогический опыт, банк педагогических идей. От Томской области на Ярмарке выступала Заозерная школа № 16. Ее проект «Создание модели учебного, социального и педагогического проектирования в условиях сетевого взаимодействия при переходе на ФГОС второго поколения» вошел в число семи лучших проектов ярмарки, выставленных экспертами на аукцион «Проект года».

 

Мультикультурность

Быть активными во всем – главное правило Заозерной школы. Поскольку это учреждение поликультурное, где обучаются дети многих национальностей, есть необходимость изучения культуры разных стран, важно знать правила поведения и этикет других народов.

– Мы выступили с инициативой проведения всероссийского конкурса буклетов о правилах поведения в разных странах мира, отправили заявку национальному координатору проекта ЮНЕСКО в России на проведение конкурса под их эгидой. Конкурс «Успешно коммуницируем» собрал около ста участников со всех уголков нашей необъятной страны, – рассказывает Марина Мартынова. – Он стартовал в марте, на адрес конкурса поступали буклеты о правилах поведения в России и Финляндии, Норвегии и США, Франции и Египте. Всех стран не перечислить. А многие работы достойны того, чтобы быть опубликованными и стать пособиями для туристов и бизнесменов. Итоги будут подведены в конце июня.

Однако это  – конкурс. Но есть в школе и проект, который направлен на то, чтобы дети разных национальностей быстрее освоились и полноценно влились в социум – «Русский язык для детей мигрантов». Незнание или плохое владение русским языком для многих семей, переехавших в Россию недавно, – большая проблема.

– Для них мы создали в школе центр русского языка, в который закуплено все необходимое оборудование, учебники, методические пособия. Педагоги прошли специальную курсовую подготовку в Региональном центре развития образования, – говорит Елена Астраханцева. – Особенно важны занятия в Центре для учеников начальной школы. Если старшие ребята чаще всего говорят на русском хотя бы на бытовом уровне, то малыши зачастую вообще не владеют языком. Мы стараемся сделать все возможное, чтобы они не чувствовали себя дискомфортно с одноклассниками.

 

Раскрыться может каждый

Заозерная школа – одна из самых массовых в Томске. Здесь обучается более 1 500 учеников. Однако за этой масштабностью она не теряет свое лицо. И это – благодаря индивидуальному подходу к детям, который возможен силами творческого коллектива.

– В этом учебном году мы стали площадкой для развития медиаобразования для образовательных учреждений области, – рассказывает Елена Астраханцева. – В школе действует собственная телестудия – «Волшебный фонарь», к работе в которой мы привлекли педагога из центра дополнительного образования «Наша гавань». Это позволило нам организовать съемки видеороликов о школьной жизни «Новости заозерья».

Ребята сами снимают, монтируют сюжеты, берут интервью не только у учеников, но и учителей и администрации школы. Кстати, возможность оценить творчество своих одноклассников есть у всех учеников. На этажах школы установлены плазменные телевизоры, на которых регулярно транслируются новости. Комплекс школьных СМИ дополняет газета «Новости заозерья», которой занимается молодой педагог Панова Наталья Ивановна, которая имеет опыт работы в районной газете. Это позволяет школьникам раскрыть свои творческие таланты. И это вполне оправдано: газета стала участником областного конкурса молодежных СМИ «Format медиа» в номинации «Лучшая редакция молодежного/детского печатного издания».

На развитие творчества направлена и совместная работа с детской музыкальной школой № 4 по созданию музыкального класса. Здесь тоже есть успехи: в этом году хор учеников школы стал победителем в международном конкурсе детских хоров в Новосибирске. Множество побед в самых разных конкурсах традиционно одерживают педагоги и ученики по направлению ИЗО. А работы, созданные школьниками в рамках международного проекта «Мир русского слова» даже были использованы при создании пособия для детей в Германии, которые испытывают трудности в обучении русскому языку. Для тех, кому ближе активный образ жизни, большие возможности открываются в области физической культуры. Особенно отличается команда по баскетболу.

– Разнообразная внеурочная деятельность хорошо сказывается на уровне подготовки учеников, – подводит итог директор Елена Владимировна. – Мы всегда гордимся нашими выпускниками, они подтверждают высокий уровень знаний при поступлении в любые высшие учебные заведения. И мы стараемся вложить в них все необходимые навыки и знания, которые помогут им стать успешными людьми.

_______

Проект «Сеть ассоциированных школ ЮНЕСКО» был инициирован ЮНЕСКО в 1953 году. На сегодняшний день Проект объединяет 9 000 организаций в 180 странах, способствующих распространению культуры мира и гуманистических идеалов организации. Это один из наиболее успешных и продолжительных проектов организации.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру