«Пляска» ведических откровений
Для нас, православных христиан, коих в Томской области все-таки большинство, религиозные обряды вайшнавов кажутся столь же загадочными, таинственными и древними, как и чудесная страна Индия, откуда пришло это вероисповедание.
Специально для гостей Центра ведической культуры вайшнавы исполнили один из самых ключевых, главных своих обрядов – чтение махамантры «Харе Кришна».
Перед алтарем, увенчанным цветами, переодевшись в традиционные индийские религиозные наряды, мужчины и женщины разделились на две группы и исполнили танец, сопровождающийся пением мантр. Такая вот танцевальная и мелодичная молитва.
Главная ее необычность заключается в том, что нет, на первый взгляд, в этом обряде ничего серьезного. Ни особой чинности, ни почтительной тишины. Напоминает такая молитва праздничный пляс с вдохновленными улыбками на лицах. Между тем, как пояснил впоследствии суть проводимой церемонии махарадж («духовный наставник») вайшнавов, именно так, через танец и чтение мантр, человек достигает божественного откровения, единения с Всевышним.
– Движение вайшнавов принадлежит ведической школе, восходящей к Брахме. Согласно ведам, Брахма – творец мира. Эта школа обучает бхагти-йоге – практике установления отношений с личностью Бога, – рассказывает нам махарадж. – Дело в том, что мы воспринимаем Творца как личность, у которой есть форма и имя. Признается этот факт и христианской Библией, где говорится о том, что Бог сотворил человека по своему образу и подобию. Но если в Библии Господь в большей степени обезличен, то мы отождествляем его с образами изначальных мужчины и женщины. Разделяясь в танце на две группы – мужскую и женскую, – вайшнавы познают свою суть, приближаясь тем самым к Богу.
Спетая вайшнавами махамантра («великая мантра») «Харе Кришна» состоит из 16 слов, которые являются именами Бога на санскрите: Харе, Кришна и Рама. Для каждой такой молитвы существует в этом вероисповедании свой особенный танец. Всего их, по словам Махараджа, свыше 60.
– Все эти танцы, однако, заучивать совсем не обязательно. Мы берем из этой традиции для себя те искусства, которые представляются практичными для нас, русских людей. Все-таки мы не в Индии живем, – поясняет махарадж.
Всего в Томске, по его словам, порядка 400 последователей ведической школы.
Споры о сакральном
Завершилось наше знакомство с культурой вайшнавов полуторачасовой дискуссией членов и гостей клуба «Межрелигиозный диалог». В ее ходе обсуждались основы и принципы веры вайшнавов с позиций православия, ислама, буддизма и даже атеизма. Ставились на обсуждение такие непростые категории, как интуиция и душа, темы убийства и посмертия.
Учитывая, как много представителей различных философских взглядов и течений собралось здесь, за одним столом, многие споры протекали очень бурно и жарко. Тем более, присутствовали на встрече атеисты Томска. Именно они и ставили ребром самые животрепещущие вопросы о тех или иных религиозных категориях.
Так, например, вера вайшнавов состоит в представлении о том, что современный человек однажды перестал любить ближнего, сменив это светлое, благородное, жертвенное чувство на эгоистическую похоть. В результате этого душа человека и отдалилась от Бога, перестала «слышать» его. И в этом материальном мире, по мнению вайшнавов, люди начали придавать материальный смысл в том числе и Богу.
– Поэтому мы в этом плане даже солидарны с атеистами, отрицающими Бога в такой, материальной категории, – заявил в ходе дискуссии махарадж.
Интересовали гостей вайшнавов также быт и уклады общины, живущей по четырем основным заповедям. Во-первых, последователям ведической школы нельзя есть все, что было убито. Кроме вегетарианства, должны соблюдаться вайшнавами также еще три заповеди: неприятие любых одурманивающих веществ, азартных игр и отказ от секса вне брака.
Заповеди, в целом, приемлемые сегодня и представителями многих других религий и атеистов.
Кстати, именно томские атеисты, как удалось мне выяснить позже, стали инициаторами таких межрелигиозных экскурсий, проводимых в этом году в Томске впервые.
– Мы посчитали интересным для себя не просто подискутировать, пообсуждать с представителями томских религиозных конфессий ряд волнующих нас сегодня духовных тем, но и понять эти конфессии, образ их мышления, уклад жизни. Ведь без взаимопонимания трудно построить диалог, – рассказал о том, как зародилась мысль о проведении таких экскурсий, организатор мероприятия, представитель секты атеистов Томска Александр Геннеберг.
Опыт этот понравился и членам дискуссионного клуба, и его гостям.