Физмат как стиль жизни

В ТГПУ «растят» будущее научно-технического прогресса

7 сентября 2011 в 08:37, просмотров: 2527

С 1 сентября любой школьник, начиная с шестого класса, может бесплатно развивать свои способности в области физики и математики. На базе центра дополнительного физико-математического и естественнонаучного образования томских учителей этим точным наукам будут уделять внимание лучшие педагоги России и преподаватели томских вузов. Неординарные методики и новые подходы к решению задач позволят подготовить томских школьников к различным конкурсам и олимпиадам по физике и математике, к ЕГЭ и поступлению в томские университеты.

Физмат как стиль жизни

В советские времена почти в каждой школе была развита система дополнительных занятий, авиа-, судомодельные и радио-кружки, факультативы углубленной подготовки. Атмосфера этих занятий позволяла ребятам развивать интеллект школьников и участвовать в творческом процессе: конструировании и моделировании. Сейчас техническая база кабинетов физики, химии, биологии в большинстве своем оставляет желать лучшего. Многие вузы заметили упадок интереса к инженерно-техническим специальностям, физико-математическим направлениям подготовки. А потому преподавателями и руководством Томского государственного педагогического университета было принято решение готовить будущее инновационного города со школьной скамьи.

Дополнительные курсы для юных физиков и математиков – не единственное, что делает ТГПУ во имя возрождения интереса к точным наукам. Уже больше полугода в вузе работает центр дополнительного физико-математического и естественнонаучного образования томских учителей. Такой многофункциональный центр – единственный в России, чем нельзя не гордиться. Главная его цель – формирование педагогической элиты города, создание среды для творчества детей и проявление их интереса к точным наукам, подготовка к выступлению на олимпиадах и конкурсах. Такая научно-методическая школа позволяет работать в атмосфере проектирования, творчества, глубокого изучения физики и математики.

В этом и следующем году учителя могут прийти на двухгодичный курс в магистратуру ТГПУ на бюджетной основе. На физико-математическом факультете такие занятия будут строить с минимальным отрывом от производства, где учителя занимаются исследовательской деятельностью.

У педагогов появилась возможность бесплатно пройти курсы повышения квалификации, а у учащихся – обучаться в сезонных школах, ставших уже традиционными. С учителями и школьниками работают лучшие специалисты российского масштаба. Среди них, например, президент международного комитета по проведению математических олимпиад Назар Агаханов. Он же является и тренером российской национальной сборной по математике. В центре проводят мастер-классы члены жюри заключительного этапа Всероссийской олимпиады по физике и математике. Кстати, впервые России дано право проведения международных олимпиад (в этом году она проходила в Амстердаме). А это – действительно повод для гордости.

По математике – инновационный комплекс, по физике – «Черный ящик»

Разработки университета славятся по всей России. ТГПУ еще в 2006 году выиграл конкурс национального фонда подготовки кадров. Тогда и был создан инновационный учебно-методический комплекс по математике, который оценивали международные эксперты. Он признан уникальным по содержанию, ведь над ним работали методисты и школьные учителя, программисты и ученые. Кроме того, в педагогическом университете активно развивается направление по разработке школьных приборов по физике и естествознанию.

Например, «Черный ящик» – принцип создаваемого на факультете оборудования. Как правило, его применяют на олимпиадах, а задачи охватывают разделы значительной части физики. Адаптировать их в отношении занятий обычного класса – большая методическая и научно-техническая задача. Традиционная лабораторная работа выполняется по алгоритму. То есть дано оборудование, которое нужно собрать по определенной схеме. Выполнив это, школьник фактически получает разрешение учителя на то, чтобы провести эксперимент. Набираются экспериментальные данные, и школьники, увидев характерную закономерность, пытаются сделать самостоятельно вывод – как правило, заранее им известный, например, по закону Ома.

Экспериментальные задачи центра строятся по другому принципу. Заведомо алгоритм выполнения эксперимента, как и происходит в большой науке, им неизвестен. Чтобы его выполнить, нужна определенная подготовка – как учителей, так и учеников.

Учиться, учиться и еще раз учиться!

С марта на базе центра проходили курсы повышения квалификации. Две группы учителей физики и математики в течение полугода участвовали в мастер-классах и изучали подходы к решению нестандартных задач. Во время школьных каникул и в методические дни преподаватели проводили семинары, вебинары с участием научной и педагогической элиты страны, а также с участием школьников.

Совместное участие школьников и педагогов – обязательный элемент коммуникативной педагогики в организуемых курсах центра. Эксперименты, использование новых методических приемов в решении нестандартных задач показали высокий мастерский уровень томских школ. На заключительном этапе курсов повышения квалификации проводились конкурсы: например, учителя физики подбирали лучшие задачи к олимпиадам, а математики защищали свои методики и методические подходы. По итогам курсов преподаватели получили удостоверение государственного образца.

«У учителей, которые приходят на курсы, есть свое педагогическое кредо, – рассказывает руководитель центра дополнительного физико-математического и естественнонаучного образования учителей Михаил Червонный. – Теперь они имеют еще большие возможности профессиональной самореализации: совершенствование своих подходов, демонстрация наработок, поиск единомышленников и возможность поделиться опытом. Есть учителя, реализующие новые возможности информационно-коммуникационных технологий в обучении, в том числе через использование интернет-ресурсов, интерактивных досок, инновационного учебно-методического обеспечения. Например, учителя физики используют возможности сайтостроения в обучении физике. У школьников это вызывает неподдельный интерес, так как они живут в информационном мире».

«Такие курсы необходимы, – делится впечатлениями учитель физики и информатики 33-й школы Ольга Новикова. – Различные практические задачи с обыкновенной шариковой ручкой или косметичкой не могут не удивить. Педагогу нужно постоянно чему-то учиться, чтобы передавать свой опыт детям. После пройденных курсов мы с учениками станем создавать различные сайты и проводить интересные опыты».

Отдыхать нужно с умом

В рамках курсов повышения квалификации прошла весенняя школа по физике и математике для детей, заинтересованных в повышении своего уровня знаний. Они решали задачи олимпиад, ЕГЭ, итоговой аттестации. На средства университета были приглашены специалисты и члены жюри, подготовившие призеров и победителей Всероссийской и Международной олимпиад. Занятия в школе содействовали успешному выступлению томских учащихся на заключительном этапе Всероссийской олимпиады по физике и математике. Впервые за 10 лет в Томске появился призер по физике – Антон Кулагин. А призер по математике Андрей Осипов был приглашен в лагерь «Орленок», где готовят будущих участников международных олимпиад. Оба школьника являются учащимися лицея при ТПУ.

Куда отправить ребенка на время летних каникул, чтобы он не только отдохнул, но и подтянул свои знания в точных науках? Об этом в центре дополнительного физико-математического и естественнонаучного образования томских учителей тоже не забыли. Можно отправить его на базу отдыха вблизи Киреевска на 20 дней, где ребенок не только отдохнет от городской суеты, но и подтянет вои знания. Занятия по созданию мультипликации, кружки роботостроения и интересные задачи из подручных материалов развивают способности детей.

Ученик 11 класс 49-й школы Михаил Новиков посещает летнюю естественнонаучную школу уже в четвертый раз. По совету учителя он отправился туда, чтобы обрести новых друзей и развить исследовательские навыки.

«Мне очень нравится в летней естественнонаучной школе, – рассказывает Михаил. – Лучше такого отдыха быть не может. В первом моем сезоне я узнал множество геометрических «рассказов» без лишних доказательств, которые мне потом пригодились в школе. В этом году преподаватель Алексей Аржанник (он является и автором идеи создания летней школы) готовил нас к ЕГЭ по физике. Иногда специально «уводил» не в ту сторону, чтобы мы самостоятельно искали правильное решение. Также в этом году нам разрешили часть ночного времени посвятить астрономии. Мы подбирали время и с помощью специальной программы около часа наблюдали за звездами. Это было незабываемо».

Преподаватели центра дополнительного физико-математического и естественнонаучного образования учителей планируют усовершенствовать техническое оснащение. Преподаватели и школьники смогут обмениваться опытом с другими подобными учреждениями страны дистанционно, а может, и с зарубежными центрами, например, в Китае. Китай лидирует в физических и математических олимпиадах. В ТГПУ осознают, что физико-математическое образование дает основу научно-технического прогресса в стране, а потому намерены только развивать такую работу.






Партнеры