ТОСы хотят «заарканить»

Согласятся ли с этим томичи?

Самоуправление «по-томски» тревожит местных общественников.

Согласятся ли с этим томичи?

На прошедшей неделе депутаты Думы города Томска обсуждали в рамках постоянной комиссии по регламенту и правовым вопросам новую редакцию Положения об общественном самоуправлении в муниципальном образовании «Город Томск». Если коротко характеризовать новое Положение о ТОС, то нужно констатировать значительное усложнение как процедуры создания органа территориального общественного самоуправления, так и процедуры регистрации устава, после которого ТОС считается учрежденным. В текст Положения введены новые дополнительные и, как мне кажется, излишние положения, заорганизовывающие процедуру самоорганизации граждан по месту их жительства. Чем так не угодили самоорганизованные граждане правящей партии, которая имеет в городской Думе квалифицированное большинство и способно провести в жизнь любой акт? Попробуем разобраться.

Как это было?

Коротко о том, как проходила процедура создания ТОС в соответствии с пока еще действующем Положением.

Шаг 1: Инициативная группа проживающих на территории создания ТОС граждан проводит собрание, объявляет о дате проведения учредительного собрания или конференции (в зависимости от количества проживающих на территории жителей), готовит к нему материалы, в том числе Устав ТОС и предложения по границам осуществления ТОС.

Шаг 2: В случае поддержки населения (не менее одной трети проживающих в возрасте старше 16 лет) уполномоченный представитель инициативной группы подает в специально создаваемую администрацией города Томска комиссию по установлению границ территории осуществления ТОС протокол собрания и описание границ ТОС.

Шаг 3: В случае благоприятного решения городской комиссии пакет документов направляется в Думу города Томска для утверждения границ осуществления территориального общественного самоуправления.

Шаг 4: На основании решения Думы и протокола учредительного собрания районная администрация регистрирует Устав ТОС и выдает Свидетельство о регистрации. С этого момента ТОС считается учрежденным.

В этой далеко не идеальной, но простой и понятной процедуре был один небольшой изъян: уже после проведения учредительного собрания, благоприятного решения городской комиссии и окончательного вердикта городской думы внезапно выяснялось, что в районную администрацию необходимо представить некий «подписной лист» с персональными (паспортными) данными ВСЕХ участников учредительного собрания.

«Зачем?» – справедливо задали активисты движения ТОС вопрос сначала в гордуму, затем в горпрокуратуру, а затем и оказавшемуся в Томске депутату Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Да еще и письмо написали в разные учреждения.

Областная прокуратура вынесла гордуме предписание «подправить» Положение о ТОС.

Что предлагает новая Дума?

Закипела работа в недрах постоянной комиссии по регламенту и правовым вопросам, возглавляет которую на платной основе «бывший общественник» (по его собственному признанию) Сергей Панов. И для возможного пресечения деятельности чрезмерно активных граждан, в тексте нового Положения в разделе IV появляется новая промежуточная структура и новые обязательные действия при создании ТОС.

Теперь, по мнению разработчиков, инициативная группа по созданию ТОС должна представлять в районную администрацию города «по месту создания» ТОС не только «копию протокола о создании инициативной группы» и «предложение о наименовании ТОС», но и «предложение по границам территории ТОС (текстовое описание границ с указанием домов (квартир, подъездов), находящихся на соответствующей территории)».

Если ранее наличие специально создаваемой администрацией города Томска комиссию по установлению границ ТОС было обосновано как с точки зрения полномочий субъекта права – муниципалитета, так и точки зрения прав на обладание и использование информации о земельных участков, на которых расположены дома, входящие в ТОС, то появление новой промежуточной структуры, не обладающей полномочиями, объяснимо одной задачей: создание гражданам дополнительных препятствий по их самоорганизации. Это весьма ощутимо проявляется при расположении территории осуществления ТОС в двух смежных районах города, что вполне допустимо по федеральному законодательству.

Если коротко резюмировать, в новом Положении предполагается наделить районные администрации согласовательными, контрольными и пресекательными функциями, что явно противоречит не только полномочиям самих районных администраций, но и полномочиям городской думы. Также предполагается «узаконить» наличие неких «обязательных» документов, например, уже упоминавшихся пресловутых подписных листов с обязательными паспортными данными. Ссылки общественников на противоречие Гражданскому кодексу Российской Федерации, где процедуре проведения собраний отведена целая глава, не влияет на деятельность «правового» комитета гордумы и его руководителя, выпускника Юридического института ТГУ.

Быть может, именно деятельность Сергея Панова на посту освобожденного руководителя постоянной комиссии по регламенту и правовым вопросам и привела к тому, что все чаще и чаще городская прокуратура вносит предписания на устранение правовых противоречий в принятых нормативных актах? Надеемся, что депутаты смогут разобраться в качестве работы не только своего коллеги, но и в первую очередь представителя народа, чьи интересы он и должен защищать.

Депутатская ревность?

В ходе обсуждения проекта нового Положения прозвучал вопрос одного из вновь избранных депутатов: какое количество граждан, проживающих на территории образования ТОС, должно принять участие в учредительном собрании для его легитимности? Не менее одной трети – был ответ из президиума.

Вспоминая результаты прошедших выборов в городскую думу, которые посетили чуть более 17 процентов выборщиков (практически – в два раза меньше, чем на предыдущих выборах!), закрадывается мысль: а не руководит ли разработчиками Положения элементарная ревность? Ведь нижняя планка при выборах в представительный орган муниципалитета просто отсутствует, в то время как органы ТОС и его руководство избираются людьми напрямую не менее чем одной третью населения, что придает известную легитимность деятельности представителям ТОС. При этом люди доверяют своим представителям и именно с ними связывают развитие своей пусть и небольшой территории проживания.

В прошедших же городских выборах лишь десять кандидатов набрали более десяти процентов от общего количества избирателей, зарегистрированных на территории округов. Такова на сегодняшний день «общественная» поддержка представительного органа власти. И вместо того, чтобы объединить свои полномочия с усилиями активной частью сообщества ТОС, депутаты планируют подавить ростки бережного отношения к своему городу, поручив советам ТОС почетную миссию высаживания кустиков-цветочков на подведомственных территориях; и как апофеоз — участие в помпезном конкурсе «Наш дворик».

Не отстают от законодателей и органы исполнительной власти: комитет по местному самоуправлению городской администрации разработал критерии оценки деятельности ТОС, куда включил такие «важные» чиновничьи показатели, как «ведение делопроизводства», «предоставление списков граждан по различным возрастным и социальным категориям для демографического учета», а также предоставление документов, «подтверждающих отсутствие задолженности по платежам в бюджеты всех уровней». За все это начисляются баллы, и учитывается при распределении весьма скудных субсидий, которые также проходят за закрытыми дверьми администрации.

Может быть, поэтому в тексте проекта Положения появились слова о неком «уполномоченном орган администрации Города Томска, наделенном полномочиями по организации вовлечения населения муниципального образования «Город Томск» в осуществление местного самоуправления через территориальное общественное самоуправление». Полагаю, что в нашем «умном городе» с наличием гигантской вузовской прослойки, граждане сами разберутся с собственными инициативами.

Даёшь ТОС без брака!

Представляется, что предварительное обсуждение Положения должно было проводиться в первую очередь на Совете ТОС при мэре города, что я и предлагаю сделать, отклонив предлагаемое Положение. Тем более что ссылки на предписание прокуратуры о несоответствии существующего Положения лишний раз говорит о правовой некачественности подготавливаемых проектов нормативных актов. Ответственность за участившиеся претензии горожан и предписания прокуратуру нужно всецело отнести, в том числе и материально, на деятельность отдельных освобожденных и поэтому вдвойне ответственных депутатов. Стремление помочь гражданам «не наделать ошибок» приводит к тотальной регламентации общественной деятельности, что противоречит не только духу, но и букве Конституции нашей страны и ее федеральным законам.

Нельзя выносить на собрание Думы плохо проработанные, поспешно внесенные и не отвечающие интересам граждан проекты муниципальных правовых актов. Только совместное обсуждение со всеми заинтересованными сторонами может привести к консолидации общества в наше нелегкое время. Хочется верить, что депутаты также разделяют предложения своих избирателей.

Чем уже известны томские ТОСы?

По российскому законодательству только граждане вправе самостоятельно решать любые местные вопросы: от благоустройства до параметров застройки своей территории. Для этого органы ТОС наделены правом вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов, подлежащих обязательному рассмотрению должностными лицами.

И многие ТОСы весьма активны в осуществлении своих прав. Самый большой ТОС «Мокрушинский» многие годы активно лоббирует свои интересы по приведению в порядок немалой территории за Мокрушинским переездом. Небывалые работы по благоустройству, начатые в этом году, со временем вполне могут превратить этот бывший заводской район в место комфортного проживания. Там уже появились аллеи, спортивные площадки и места для отдыха людей разных поколений. Там даже есть новые асфальтированные дорожки, впервые за долгие годы прозябания на окраине города.

Активный участник ТОС «Фрунзенский» Арнольд Лопарев уже многие годы предлагает городу программу оптимизации и эффективного энергопотребления воды и тепла, благодаря которому ряд домов существенно снизил платежи, что актуально при любом состоянии экономики, а в наше время — просто неоценимы. К сожалению, те нечастые лекции по проблематике экономии при потреблении коммунальных ресурсов, не могут удовлетворить потребности управленцев домами в необходимой информации. Предложения к городской администрации и городской думе издать методическое пособие по экономии остаются без ответа.

ТОС «Улица Дзержинского», созданный для сохранения исторического района деревянной застройки, около полутора лет вносит предложения в областной закон о капитальном ремонте. Основная суть поправок: в тексте закона должны быть прописаны права собственников, люди должны иметь право через своих представителей участвовать во всех стадиях работ по капитальному ремонту дома, начиная от выбора проектной организации и участия в разработке проектно-сметной документации, заканчивая «правом вето» и «наказания рублем» нерадивых подрядчиков. Недавно из общественного совета при министерстве строительства и ЖКХ поступила благая весть, что наши пожелания услышаны, и в правовые акты о капитальных ремонтах должны будут быть внесены изменения, расширяющие права собственников. Однако, такая активная деятельность органов ТОС не всегда находила «понимание» как со стороны исполнительной, так и со стороны представительной власти. Пользуясь правом, установленным уже упоминавшимся 131-ФЗ, в 2006 году Думой города Томска было принято Положение об общественном самоуправлении в муниципальном образовании "Город Томск"

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру