Взрыв на Сибирской 33 надо дорасследовать!

или Почему c руководства «СибГазСеть» как с гуся вода?

Почти четыре года прошло с памятных для Томска событий – взрыва газового баллона в жилом доме по улице Сибирской, 33.

или Почему c руководства «СибГазСеть» как с гуся вода?
Подобные факелы могут запылать на дорогах города в любой момент.

Тогда взрыв в многоквартирном жилом доме при проведении ремонтных работ потряс Томск и прокатился страшным эхом по всей стране. Погибли трое жителей дома, несколько человек были тяжело ранены, сиротой остался маленький мальчик. Многоквартирному дому был нанесен колоссальный ущерб на десятки миллионов рублей.

Казалось бы, за все это обязательно должен был кто-то ответить как материально, так и уголовно. Но как всегда ответил только «крайний» – оператор АГЗС компании «СибГазСеть», который заправил взорвавшийся баллон пропан-бутановой смесью за 550 рублей (он так и не признал своей вины, утверждал, что вообще не заправлял баллон), за что получил четыре года колонии-поселения...

Простили и отпустили?

А вот директор и совладелец компании, которой и принадлежит заправка на Смирнова, 1, – Дмитрий Чеховских – на скамье подсудимых не оказался. Однако суд удовлетворил материальные претензии родственников погибших к работодателю оператора заправки. По решению суда компания должна была выплатить по миллиону рублей морального ущерба четверым родственникам погибших. Но так ничего и не выплатила. Владелец ООО «СибГазСеть» просто ликвидировал свою компанию, а потом создал новую с тем же названием, но другими ИНН и ОГРН. Такой финт с ушами, конечно, не добавил положительных штрихов к репутации владельца сети автомобильных заправок – далеко не бедного человека, но оставим все это на его совести. Да и вспомнили мы об этой истории вовсе не потому, что хотели урезонить владельцев компании «СибГазСеть». Как мы считаем, проблема с газовыми заправками господина Дмитрия Чеховских и его компаньонов, Александра, Андрея и Владимира Булычевых, куда глубже и серьезнее.

Странное снижение цены

Напомним, летом 2015 года, в УФАС Томской области поступило заявление от компании «АГЗС Сибири» о снижении ООО «СибГазСеть» розничной цены на сжиженный углеводородный газ (СУГ) – на своих АГЗС. Заявитель утверждал, что это было сделано, чтобы устранить с розничного рынка мелких конкурентов.

Добавим, что ООО «СибГазсеть» имеет довольно большую сеть заправок в Томской области. Она реализует продукцию на заправках Томска, Северска, Асино, Колпашевского, Кривошеинского, Кожевниковского, Каргасокского, Шегарского и Парабельского районов.

Как сказано в ответе антимонопольной службы, действительно выявлены признаки наличия доминирующего положения ООО «СибГазСеть» на рынке. То есть компания имеет признаки монополиста. В ходе рассмотрения материалов областное УФАС не усмотрело в действиях «СибГазСети» признаки нарушения закона «О защите конкуренции». Однако вскоре выяснилось, что дело не только в этом.

«Некондиционный газ»

Например, было установлено, что снижение розничной цены на сжиженный углеводородный газ для заправки автотранспорта на АГЗС ООО «СибГазСеть» осуществлялась за счет смешивания двух марок сжиженного углеводородного газа, одна из которых предназначается для коммунально-бытовых нужд.

Если не вдаваться в технические подробности, то осуществлялось смешивание газа марок «СПБТ» и «БТ», предназначенного для коммунально-бытового потребления, с последующей реализацией такого газа для автотранспорта. Такое смешение мало того, что незаконно, так еще и допускается только в производственных условиях при наличии высококвалифицированного персонала. Дело в том, что в марки СУГ «СПБТ» (смесь пропан-бутан техническая) и «БТ» (бутан технический) добавляют одоранты, то есть добавки, которые придают бытовому газу очень резкий запах, чтобы при утечке, на нее сразу обратили внимание. За счет этих добавок число непредельных углеводородов в смеси достигает 25–30%, а иногда может достигать и 50–60%. Почему это незаконно? Ну, прежде всего, потому, что для этих целей используется СУГ марок «ПА» (пропан автомобильный) и «ПБА» (пропан-бутан автомобильный) и только такие, поскольку они сертифицированы и соответствуют нынешним ГОСТам по автомобильному топливу.

Чем чревато?

Чем опасно применение этого некондиционного газа для автомобилей, автобусов и уж тем более тяжелых грузовиков? Прежде всего тем, что оно практически уничтожает двигатель автомобиля. При использовании СУГ марок с высоким содержанием непредельных углеводородов резко возрастает вероятность выхода двигателя из строя и снижения его рабочих характеристик. Мало того, применение такого газа приводит к возрастанию вредных выбросов в атмосферу в виде несгоревших углеводородов, что резко ухудшает экологию в областном центре. Ну и самое главное – в зимних условиях при низких температурах, для создания и поддержания необходимого давления в системах газоснабжения, в составе сжиженного газа должен преобладать более легко испаряющийся компонент СУГ – пропан. Применение газа с превышением бутана в холодное время особо опасно, так как незнание правил использования такой газовой смеси может привести к самопроизвольному взрыву бытовых газовых баллонов при минусовой температуре, что мы и наблюдали на Сибирской, 33. И, может быть, пора рассмотреть взрыв газового баллона в этом многоквартирном в свете именно этих обстоятельств?

До поры до времени...

Кстати, покупка сжиженного газа на автозаправках водителями маршрутных автобусов Томска и рядовыми автомобилистами, многие из которых ездят на газе, грозит не шуточными проблемами им самим и их пассажирам зимой. Это не говоря уже о том, что само переоборудование автобусов под газовое топливо было не согласовано с заводом-изготовителем. Впрочем, как и установка на крыше металлической площадки, с размещением на ней 6–8 баллонов газа (каждый из которых весит 70 кг), что само по себе утяжеляет вес автобуса и увеличивает его тормозной путь. Также салон автобуса не рассчитан на такой вес, с учетом веса пассажиров, которые в утреннее время и вечернее время буквально под завязку набиваются в автобусах. Более того, автобусы не проходили заводские тест-испытания с учетом таких условий. Поэтому нельзя утверждать, что пассажироперевозки соответствуют требованиям безопасности. Маршрутные ПАЗы в Томске (точнее их двигатели) при выпуске с завода-изготовителя просто не были предназначены для эксплуатации на газовом топливе, не говоря уже о том, чтобы ездить на топливе, которое представляет собой грубый фальсификат и просто опасно из-за возможности самопроизвольного взрыва баллонов.

Природный газ в качестве топлива в Томской области использует порядка 1000 единиц транспортных средств, поэтому проблема это более чем серьезная. Между тем газовый конденсат, который покупает компания с томских месторождений и потом бодяжит из него СУГ «СПБТ» и «БТ», стоит копейки. Зато продают топливо на заправках намного дороже, хотя значительно дешевле бензина и автомобильного пропана. Прибыль стоит в главе угла. И, судя по всему, именно она побеждает все, в том числе законы и здравый смысл. Как говорил Карл Маркс, ради 100% прибыли предприниматель готов на любое преступление.

Проверка, которая ничего не дала

И тем не менее, расследование по факту продажи топлива, не предназначенного для заправки автотранспорта, – прерогатива правоохранительных органов, а не УФАС. Поэтому материалы проверки были переданы в правоохранительные органы для решения вопроса о наличии либо отсутствии в действиях руководства ООО «СибГазСеть». Но дело по неизвестной причине заглохло. Итог проверки, которую, кстати, проводило ныне печально известное Управление ОЭБ и ПК УМВД по Томской области под руководством Константина Савченко (а затем и ОВД СЧ СУ УМВД по Томской области) – отказ в возбуждении уголовного дела. Именно такой вердикт вынесла в декабре 2015 года старший следователь по ОВД СЧ СУ УМВД по Томской области Аурика Горбачева. Хотя в апреле этого года Росстандарт документально признал продажу на автомобильных заправках смеси СБПТ, предназначенной для коммунально-бытовых нужд, незаконной и вынес постановление о наложении на ООО «СибГазСеть» штрафа в 100.000 рублей. Это конечно же никак не повлияло на позицию полиции Томской области. Получается, никого из государственных контролирующих и надзирающих органов не контролирует безопасность пассажиров маршруток. Генералы ведь на них не ездят...

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру