Лес в заповедниках рубят, а головы не летят

На территории Томского района в природоохранных зонах реликтовый лес уничтожают под дачи и коттеджи

Масштабные вырубки лесных насаждений в пригороде Томска и в Томском районе уже давно перестали, к сожалению, кого-то удивлять.

На территории Томского района в природоохранных зонах реликтовый лес уничтожают под дачи и коттеджи
Вырубки ценного леса в Томском районе ведутся даже в природоохранных зонах.

Каждый томич, выезжающий в пригородную зону областного центра, может лично убедиться, как вырубаются кедры и сосны под коттеджи, дачи, элитные домики и многоквартирные дома. И вроде бы с черными лесорубами у нас борются и природоохранная прокуратура, и полиция, и администрации всех уровней, однако результата нет – как вырубали под коттеджи лес в Томском районе в огромных масштабах, так его вырубают и сейчас. Вырубки ценного леса ведутся даже в природоохранных зонах – местах, где деревья должны высаживать, выращивать, беречь, но никак не вырубать. Недавно на очередную такую наглую вырубку обратили внимание томские активисты Общероссийского народного фронта (ОНФ). Сколько уже было таких сигналов неравнодушных общественников за последние годы – будет ли реакция на этот раз?

Минус ещё 70 сосен в Тимирязевской охраняемой зоне

Увы, несмотря на все призывы и правильные слова, ситуация с незаконной вырубкой ценных пород леса в окрестностях Томска к лучшему не меняется, и даже в охраняемых территориях, в кедровниках идет незаконное строительство дач. Причем все делается с согласия местных властей. Заповедники и заказники все чаще становятся объектом незаконных порубок и строительства коттеджей. Их владельцы руководствуются простым соображением: посторонних здесь нет, места красивые, вдалеке от городской суеты, – вот и творят, что хотят.

Недавно общественники сообщили о вырубках ценных пород леса в окрестностях с. Дзержинского Томского района. Активисты ОНФ представили фото, из которых становится ясно, что охраняемая природная территория вырубается под нужды строителей.

– Вырубка лесов для России такая же острая проблема, как борьба с коррупцией, – считает региональный координатор проекта ОНФ «За честные закупки» в Томской области Константин Юденко. – Лес у нас уничтожают под самыми разными предлогами: пожары, эпидемия короедов, ураганы, санитарные рубки, вырубка кустарников и т.д. Это, судя по всему, сейчас происходит и в Томском районе в окрестностях Дзержинского. Здесь, вблизи Тимирязевского археологического комплекса, на арендованном участке строится особняк, а рядом с ним куда-то пропали не менее 40–70 деревьев ценных пород. Речь идет о соснах высотой под тридцать метров! Получается, если нельзя, но очень хочется, то рубить лес можно.

По информации активистов ОНФ, учредителем фирмы, которая является арендатором данного земельного участка, является известный томский строитель, бывший депутат гордумы.

Дачи в заповеднике Большое Протопопово

Это далеко не первый эпизод массовой вырубки ценных пород деревьев в охраняемых зонах в Томском районе. В 2011 году томские общественники и СМИ сообщали о незаконной вырубке леса под строительстве дач чиновников в окрестностях д. Большое Протопопово Мирненского сельского поселения.

– В заповедной зоне кедрового бора появились аккуратные домики, а часть деревьев была порублена, - рассказывает томский правозащитник, сопредседатель «Центра экологической и общественной безопасности г. Томска» Владимир Губа. – Земли под участки и строительство «в аренду на 10 лет» выделила администрация Томского района в 2007 году. На месте вырубленного леса были построены коттеджи для высокопоставленных чиновников.

– В 2010 областной департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды провел проверку. Было установлено, что дома, построенные в кедровнике около д. Большое Протопопово, находятся на территории памятника природы областного значения «Потопоповский припоселковый кедровник», в особо охраняемой зоне, – сообщил член региональной группы общественного мониторинга ОНФ по проблемам экологии и защиты леса Михаил Ефимов. – Но, несмотря на то, что коттеджи были построены на территории заповедника, никаких санкций для владельцев данных домов так и не последовало.

Отметим, что в июне прошлого года на главу администрации Мирненского сельского поселения Александра Журавлева было заведено уголовное дело по факту мошенничества с использованием служебного положения за махинации с земельными участками.

Вырубленный лесопитомник близ Аникина

В 2010–2011 годах был вырублен лесопитомник площадью около 36 гектаров в поселке Аникино. Как заявляли тогда лесничие, все это было сделано «для рекультивации почвы», а также для «заготовки новогодних елей». Однако никто не смог объяснить, зачем было вырубать всю территорию лесопитомника, и почему данные порубки на протяжении двух лет велись без компенсационных посадок. Кроме того по фотографиям видно, что никаких «посадок елей» в лесопитомнике и не делалось. Деревья просто вырубались, а взамен не высаживалось ничего.

– На этих землях также планируется коттеджное строительство, – говорит томский общественник Владимир Губа. – На месте вырубленных саженцев выделен земельный участок, у него есть кадастровый паспорт, границы участка согласованы в администрации Томского района. Рядом с массовой вырубкой елей установлены столбы, протянуты линии электропередач, стоит высоковольтный трансформатор.

Элитные дачи вместо кедрового леса в Медведкове

В марте 2013 года в Томском районе разгорелся очередной скандал вокруг выделения земель под элитные дачи около реки Томи в д. Медведково. Несколько гектаров земли у берегов Томи были переданы в собственность частных владельцев. По документам кедровый лес превратился в кустарники и попал под уничтожение. В результате под разрешением на вырубку кустарника в объеме 20 кубов было вырублено 100 кедров! Кедрач также уничтожили для строительства коттеджей. Об этом беспределе показывали репортажи на томском телевидении, писали в газетах, демонстрировали фотоснимки в интернете, но все безрезультатно.

В 60-е годы берег Томи возле д. Медведково был засажен кедрачом, с тех пор этот лес стал местной достопримечательностью и лакомым куском для желающих построить здесь элитные коттеджи. Так оно и случилось несколько лет назад. Однако по документам, разрешающим рубку на этой территории, которые были выданы главой Калтайского сельского поселения Идрисом Галямовым, кедрача здесь в помине не было. Если верить бумагам, эта территория заросла кустарниками, которые и попали под сруб! Однако фотографии говорят об обратном.

– Пятьдесят лет здесь стоял массивный кедрач, была берегоукрепляющая зона, – рассказывает томский эколог-общественник, глава экологической общественной организации «Стриж», член регионального штаба ОНФ, зам. руководителя рабочей группы по проблемам экологии и защиты леса Сергей Жабин. – Как можно было назвать этот кедрач кустарниками? Как так вышло, что несколько гектаров полувекового леса превратились в кустарники? Это вообще всю совесть нужно потерять! Это же подсудное дело! Ведь разрешение на продажу земли подписывал не частный собственник, а администрация Томского района, а разрешение на рубку кедров и вовсе дал глава Калтайского сельского поселения Галямов.

– И это далеко не все примеры. Только за последние годы от застройки пострадали припоселковые кедрачи в деревнях Трубачево и Петрово Томского района. Едва не был вырублен сосновый бор в районе с. Вершинино, но там вмешалась общественность, активную позицию проявили местные жители, – добавляет Михаил Ефимов.

Прямой интерес местных чиновников и депутатов!

На руку играют нечистоплотным чиновникам на местах и прорехи в законодательстве. Например, в свое время в регионе были созданы особо охраняемые территории, но не вся площадь припоселковых кедрачей была определена как особо охраняемая. Так появилась лазейка для строительства дач, жилых домов, коттеджей.

– Жалобы об этом постоянно идут из многих сел и деревень, где расположены красивейшие кедрачи. Администрации сельских поселений все это знают, ведь стройки согласуются в местной администрации и подписывает документы лично ее глава, но при этом местные власти закрывают глава на вопиющие нарушения, – рассказывает Сергей Жабин. – В свою время большую часть припоселковых кедрачей (нередко треть площадей леса) не определили в разряд особо охраняемых территории специально, чтобы потом отдать под строительство.

Осложняет ситуацию то, что до сих пор не определены границы многих сельских поселений, не все земли поставленные на кадастровый учет. Все это позволяет местным чиновникам находить все новые лазейки для вырубки ценного леса. Вот яркий пример. В кедраче у д. Петрово оказалось 3 гектара леса в частной собственности, и там собирались построить 7 коттеджей. В ходе расследования, которое провели активисты ОНФ, выяснилось, что эти 3 гектара леса поставлены на кадастровый учет в другой деревне, которая расположена от кедрача почти на 5 километров. Так «грамотно» проведен в Томском районе кадастровый учет, чтобы никто не разобрался, что к чему.

– Это не случайная ошибка, и такая ситуация далеко не единственная, – считает активистка томского ОНФ, эколог-общественник, член местной экологической дружины, житель д. Петрово Екатерина Радионова. – Во многих кедрачах, расположенных вблизи сел, творится настоящий беспредел. Во многих случаях есть прямой интерес местных чиновников и депутатов.

По мнению экологов и общественников, если сейчас не навести порядок с вырубкой леса хотя бы на охраняемых территориях, то в скором времени близ Томска вообще не найдем ни кедровников, ни заповедных территорий. Среди оставшихся немногочисленных кедров будут красоваться одни лишь коттеджи чиновников, депутатов и бизнесменов.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру