Кто покрывает грабителей?

Почему не возбуждаются уголовные дела по факту вывода 3 млрд рублей из «Промрегионбанка»?

По неизвестной причине томский Промрегионбанк перестал работать и обслуживать своих клиентов в середине мая этого года. В результате «схлопывания» Промрегионбанка обманутыми оказались почти 10 тысяч томичей и многие организации города, державшие деньги в этом банке. Поскольку история с исчезновением ликвидности в этом банке была очень странной и запутанной, мы решили заняться этой темой и провести свое небольшое расследование.

Почему не возбуждаются уголовные дела по факту вывода 3 млрд рублей из «Промрегионбанка»?
Многие организации Томска, державшие в банке свои деньги, в своем большинстве никаких компенсаций, кроме 1,4 млн рублей, не получили

Результат нашего собственного расследования оказался весьма интересным – выяснилось, что местные силовики явно не заинтересованы в возбуждении уголовного дела хотя бы по факту. Имеемо так мы расцениваем отписки, которые приходят в адрес нашей редакции от силовиков, и это притом, что Центробанк с мнением томских журналистов вполне согласен! Но обо всем по порядку.

С чего всё началось?

Напомним, 30 мая, у банка была отозвана лицензия со стороны ЦБ РФ. Это решение о применении крайней меры воздействия принято «Банком России» в связи с неисполнением кредитной организацией федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, а также нормативных актов ЦБ, значением нормативов достаточности собственных средств ниже 2%, снижением размера собственных средств ниже минимального значения уставного капитала.

Как было сказано в сообщении ЦБ РФ, Центробанк неоднократно выявлял факты низкого качества кредитного портфеля ООО «Промрегионбанк». В адрес банка не раз направлялись требования о минимизации принимаемых рисков. В результате формирования резервов на возможные потери под активы неудовлетворительного качества ООО «Промрегионбанк» полностью утратило собственные средства. Руководители и собственники кредитной организации не предприняли действенных мер по нормализации ее деятельности. В банке была назначена временная администрация, его прежнее руководство ушло в отставку. Полномочия исполнительных органов кредитной организации были приостановлены.

Возмещение страховой выплаты

Клиентов Промрегионбанка немного утешили тем, что банк был участником системы обязательного страхования вкладов, и каждый его вкладчик, в том числе индивидуальный предприниматель, имел право на получение в установленные сроки страхового возмещения, предусмотренного Федеральным законом от 23 декабря 2003 года № 177-Ф3 «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации». Согласно программе страхования, возмещение выплачивается вкладчику в размере 100% суммы всех его счетов (вкладов) в банке, в том числе тех, что были открыты для ведения предпринимательской деятельности, но не более 1,4 млн рублей в совокупности. Согласно реестру обязательств ООО «Промрегионбанк», всего за выплатой должны были обратиться порядка 8,1 тысячи вкладчиков по всей стране, в 18 отделениях банка. Общая сумма возмещений составила около 3,26 миллиарда рублей. В Томске за выплатой страхового возмещения на сумму около 2,24 миллиарда рублей обратились порядка 5,9 тысячи вкладчиков. В Рязани и Рязанской области за выплатами на сумму около 786,3 миллиона рублей обратились 1,6 тысячи вкладчиков, в Москве и Московской области — около 260 вкладчиков получили в совокупности 138,2 миллиона рублей. Вроде бы всем пострадавшим деньги выплатили и беспокоится не о чем. Но не все так просто.

Исчезновение денег

Банкротство банка с почти 20-летней историей было странным, если не сказать больше. Напомним, на 1 апреля 2016 года нетто-активы банка составляли 5,03 млрд рублей (340-е место в России), уставной капитал (рассчитанный в соответствии с требованиями ЦБ РФ) — 0,64 млрд рублей, кредитный портфель — 3,63 млрд рублей, обязательства перед населением — 3,44 млрд рублей. Однако уже 12 мая в банке стало остро не хватать денег, в результате чего почти все финансовые операции в банке 14–15 мая были приостановлены. В период кризиса 14–15 мая стоимость активов банка составила всего 1 млрд 837 млн рублей при величине кредитных обязательств в более чем 7,027 млрд рублей. Куда же исчезли из банка около 3,5 млрд рублей – было неизвестно, как и то у кого банк брал кредиты. Приостановка финансовых транзакций вызвала шквал вопросов клиентов к руководству банка. Ведь обманутыми оказались не только физические лица, но и многие организации Томска, державшие там свои деньги. А они в своем большинстве никаких компенсаций, кроме 1,4 млн рублей, не получили.

Что ответил Центробанк?

В своем заявлении в Генеральную прокуратуру РФ в июне этого года, редактор нашей газеты Василий Еремин предположил умышленное банкротство банка и вывод его активов в мае этого года со стороны бывшего руководства банка, что и привело к серьезному кризису ликвидности финансового учреждения. Копия письма была отправлена в Центральный банк и Росфинмониторинг. Ответы из этих ведомств оказались весьма интересными.

Например, выяснилось, что на тот момент основными бенефициарами банка являются: Игорь Ерастов – 10%, Анастасия Ковалькова – 10%, Сергей Романов – 9,90%, Юрий Гайдуков – 9,90%, Николай Цаголов – 9,80%, Андрей Чураков – 9,60%, Антон Легашнев – 9,50% через ООО «Бокуто», Вячеслав Абрамов – 6,30%, Дмитрий Плотко – 6,28% через ООО «СМ Капитал», Артур Пилосян – 6,09%, Анатолий Попенко – 4,80%, Андрей Швецов и Владимир Капустин – по 3,92%.

Как оказалось, руководством Промрегионбанка в период фактической неплатежеспособности были совершены какие-то странные сделки по замене активов, имеющих ликвидное обеспечение. В этой связи всю информацию о проведенной проверке и этих финансовых операциях, которые подпадали под уголовные статьи, Центробанк отправил в правоохранительные органы для возбуждения по ним уголовных дел.

Не менее интересным был ответ и из Росфинмониторинга. Материалы этой проверки деятельности руководства Промрегионбанка были направлены в Генеральную прокуратуру России для принятия по ней процессуального решения. Переведу все это на русский язык. Из банка, судя по всему, в начале мая этого года вывели более 3 млрд рублей. По нашей информации, тогдашний руководитель банка, генеральный директор Андрей Чураков вывел все активы и снял всю наличность со счетов. Куда вывел – неизвестно. По слухам, более 1 млрд рублей в банке так вообще выдали «лицу без определенного места жительства», плюс взяли несколько крупных кредитов. Именно это мы и требовали проверить от надзорных ведомств. Но не тут-то было...

Проверки и отписки

Первой ответила Генеральная прокуратура: все наши заявления были перенаправлены в Прокуратуру Москвы и ГУЭБ и ПК УМВД Москвы. Оттуда нам прислали письма, что материалы проверки направлены в Прокуратуру Томской области и УЭБ и ПК УМВД Томской области. В формальных отписках стояла информация, что пока «комментировать до следственную проверку» преждевременно. Примерно такие же однообразные отписки пришли из правоохранительных структур Томской области. Проверка была проведена, результаты проверок были переданы... обратно в Прокуратуру Москвы, и ГУЭБ и ПК УМВД Москвы.

Проверка по данным фактам финансовыми ведомствами проведена, был выявлен материал для возбуждения уголовных дел. Все было передано в Генеральную прокуратуру. Оттуда все ушло в прокуратуру Москвы, и ГУЭБ и ПК УМВД Москвы. А оттуда... Вы будете смеяться, но это так, (3 октября пришел последний ответ) – все было передано в ОМВД Москвы по Бутырскому району, а оттуда материалы дела были переданы в ОМВД РФ по району Замоскворечья г. Москвы.

В итоге бумаги путешествуют из ведомства в ведомство вот уже 4 месяца подряд. И сколько это будет продолжаться – никому не известно. Видимо, до вынесения окончательного отказа, из-за истечения срока давности по процессуальным основаниям.

Вот откуда деньги у «полковников»?

Почему же в полиции не возбуждают уголовные дела, хотя материалы по ним однозначно есть, а всячески затягивают дело, – понять трудно. Хотя если вспомнить, чем занимался заместитель начальника управления «Т» антикоррупционного главка МВД России полковник Дмитрий Захарченко, у которого впоследствии на квартире нашли 9 миллиардов рублей, все это уже не удивляет. Напомним, именно этот господин как раз и занимался отслеживанием мутных и грязных финансовых операций в крупных банках страны. А эти деньги – часть суммы в 26 миллиардов рублей, выведенной обманным путем из активов Нота-банка, который в ноябре 2015-го был лишен лицензии ЦБ РФ. По некоторым данным тогда Захарченко и «отстегнул» часть похищенных средств «на хранение» у одного из топ-менеджеров кредитной организации. И это был явно не один эпизод.

Сотрудники ГУЭБ и ПК УМВД Москвы и территориальных органов УЭБ постоянно отслеживают подобные вещи. И на многие вещи, подобные выводу активов из банков на миллиарды рублей, как я понял, просто «закрывают глаза». Возможно, даже не бескорыстно. Не усматривают состава или затягивают сроки проверок, чтобы вынести потом отказные материалы... Именно оттуда растут ноги сказочного богатства сотрудников этих ведомств, даже в званиях полковников и майоров... Так что, скорее всего, никаких уголовных дел по Промрегионбанку возбуждено так и не будет. Поскольку это уже хорошо отлаженная система, сломать которую не может уже никто...

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру