Цветочки кончились, пошли горькие ягодки...

Что ждет некогда «ядерный» Северск на самом деле?

Помните недавнее появление господина Точилина на экранах телевизоров?

Что ждет некогда «ядерный» Северск на самом деле?

Когда он в гневе клеймил любителей «популизма» и желающих «заработать мелкие и дешёвые очки»? Мне оно вновь вспомнилось после изучения ряда производственных показателей, достигнутых предприятиями, входящими в ТВЭЛ в минувшем году. И не только за это время. Цифры вполне официальные и почерпнутые либо из уст высоких начальников (в том числе, и самого господина Точилина), либо из соответствующих информационных сообщений. Так что его очередного недовольства, на сей раз в адрес неких лиц, которые «якобы что-то знают», думается, можно избежать.

Что продекларировано?

Итак, ещё в прошлом месяце руководитель АО СХК отчитался перед общественностью за прошлогодние итоги, достигнутые вверенным ему предприятием. На первый взгляд они поражали. И в первую очередь, ростом по сравнению с аналогичными периодами. Одна чистая прибыль чего стоила! Целых 1,5 миллиарда рублей! То есть выросла она почти что в 3 раза. Радовали цифры и по росту производительности труда на одного работающего, и по выручке. Упомянул тогда наш лидер и о ряде других свершений.

Например, о перечисленных предприятием в бюджеты всех видов налогов. И, конечно же, выплатах, позволяющие и дальше видеть в АО СХК истинно человеческое лицо. Например, благотворительность. Или социальная помощь неработающим пенсионерам. Они составили, соответственно 5 млн и 56 млн. Конечно же, родных рублей.

Делиться с общественностью истоками столь внушительного успеха господин Точилин не стал. Самим же «до сути» добраться при нынешнем уровне информации пока не предоставляется возможным. Подождать придётся как минимум до апреля-мая, когда будет опубликован и баланс предприятия, и пояснительная записка к нему. В том числе в части продажи принадлежащих АО СХК активов и оплаты по сделкам. Тогда и вернемся к отчету Точилина, а заодно пообсуждаем его объективность.

Как дела, сосед?!

Лучше вспомним простую мысль о немалой роли сравнения в познании всего. И обратимся к соответствующим показателям, благо и их уже успели озвучить, соседей АО СХК по ТВЭЛу. А именно УЭХК, также работающего на урановом рынке, и ставшего уже почти родным «наследника комбинатовских центрифуг» ЭХЗ. Результат почти по классику, утверждавшему, что все в лесу, то бишь в Топливной компании, равны, но некоторые всё же равнее. Более всех «выровнялись» уральцы. И по прибыли, и по выручке, и по производительности труда. Ну, а наши земляки из АО СХК оказались в аутсайдерах. Даже с учётом вышеприведённых победных реляций в исполнении генерального директора.

Например, по той же прибыли они отстали от УЭХК почти в четыре раза, а от ЭХЗ всего лишь в два. Правда, зеленогорцы несколько уступили северчанам по общей выручке – на 1,6 млрд рублей. Но все они оказались позади от новоуральского предприятия, где она составила 21 млрд рублей. На 6 миллиардов больше, чем на АО СХК. Столь же внушительно отстали северчане от новоуральцев и по производительности труда. Ровно в 2 раза. Как сработали здесь зеленогорцы, уточнить пока не удалось. Юрий Оленин, озвучивая итоги, их не конкретизировал. Но, думается, также неплохо. Вывод подтверждается прошлогодними цифрами, которые, пусть и не так внушительно, оказались больше, нежели у северчан.

В сравнительной плоскости не таким оптимистичным воспринимался рапорт господина Точилина и по некоторым другим показателям. Например, по той же социальной помощи неработающим пенсионерам. Или по уплаченным в бюджеты различных уровней налогов.

Удивляет другое. Если действительно существует отставание по производственным показателям, то почему господин Точилин вместе с управленческой командой так и не сделали должных выводов по изменению ситуации? Впрочем, допустим и другой вывод – о заранее запланированных высоким начальством не самых внушительных итогах экономической деятельности. Вот только итог в любом случае будет один. В условиях роста конкурентоспособности рынка ядерного топлива всегда настанет время для расставания со «слабым звеном». А определять, кто сегодня сильнее, а кому, увы, дорога в фарм-клуб или того хуже, в анналы истории, будут именно рубли. Точнее, кто способен приносить их больше. Ничего личного, только бизнес.

Каков он, «атомный ренессанс»?

Более дипломатично столь простые принципы современного выживания в промышленной сфере предлагает и сам ТВЭЛ. Для чего нужно просто взглянуть в программу под названием «Стратегические цели Росатома и ТВЭЛ». В направлении «Снижение себестоимости продукции и сокращения времени протекания процессов» ставятся более чем конкретные задачи. Так, по мнению авторов программы, производительность труда в компании уже к 2020 году должна вырасти более чем в три раза. Для чего, в частности, предстоит дальнейшая «оптимизация и концентрация производства», а также «снижение количества производственных и вспомогательных площадей». Чем, собственно сегодня руководство ТВЭЛ и занимается. Возможно, довольно жёстко определяя для своих нынешних ресурсов, с кем идти в день завтрашний и увеличить долю рынка услуг по обогащению урана до 42%, фабрикации ядерного топлива – до 22%.

Планы, конечно, неоднозначные, особенно с учётом непростых отношений с крупнейшим зарубежным потребителем продукции компании Украиной и неопределённостью с китайским рынком. Хотя именно с ними почему-то и связывают наши «атомные новаторы» дальнейший успех дела.

Но, как гласит народная мудрость, что написано пером, топором уже не вырубить. И всем нынешним структурам ТВЭЛа в очередном «новом облике» места конечно же не найдётся. Останутся сильнейшие. В первую очередь по состоянию мощностей, качеству персонала и вырабатываемым показателям. Остальным – же прямиком в другую лигу, решать другие, входящие в программу задачи. Например, вывод из эксплуатации ядерных и радиационно опасных объектов. А ещё выпуск продукции, окрещённой в ней как «Развитие второго ядра бизнеса». То есть широко разрекламированные сегодня редкоземельные металлы, сырьё для красок, начинка для аккумуляторов и прочие вещи. И что в декларируемых намерениях АО СХК занимает видное место.

На войне как на войне

Поэтому «центрифужный кризис», начавшийся с передислокацией ряда аппаратов с ЗРИ СХК в Зеленогорск, вполне допустимо рассматривать как тактический приём по реализации целей стратегических. В полном соответствии с приёмами, применяемыми в таких случаях. Вспомним, к примеру, первые заявления о экспериментальном характере «центрифужного перемещения»? Да и на день сегодняшний вопросов о дальнейшей судьбе ЗРИ и всего комплекса по работе с ураном АО СХК остаётся немало. Даже определение социальных гарантий для высвобождающихся работников предприятия, о которых вдруг заговорил профсоюз, ещё находятся в стадии определения.

Справедливости ради надо сказать, что не менее радостная картина и в объединении «Точмаш», что расположено в городе Владимир. Там также готовятся к реализации планы по «оптимизации и концентрации». В пользу аналогичного производства в Коврове, что неподалёку. А работникам на собрании рассказывают, что их не бросят в трудную годину, предлагая желающим сменить место жительства. Перед оставшимися же рисуют яркие картины перепрофилирования производства и перрспективу перебираться в Ковров.

Хотя ещё в начале февраля, вручая награды передовикам ЭХЗ, президент ТВЭЛ Юрий Оленин так и сказал: «Эффективная работа коллектива предприятия стала главным аргументом для рассмотрения возможности создания в Зеленогорске центра обогащения урана, наращивания разделительных мощностей и размещения новых производств. В ближайшие годы именно на ЭХЗ будут поставляться центрифуги нового поколения». Во время же последнего визита в Северск из уст высокого гостя сыпались всё больше обещания. Если же упоминались перспективы, то больше в части вывода из производства мощностей предприятия. Сделать выводы, выслушав эти два спича не просто, а очень просто.

Так «склалось»?

Странно, конечно, что столь простые, да к тому же и официально опубликованные намерения в виде «Стратегической программы Росатома и ТВЭЛ» не стали предметом для должных выводов. И не только для нашего замечательного директора и его заместителей. Само его назначение на пост первого руководителя, думаю, вызвало вопросы. Да, немалый стаж работы непосредственно на комбинате. От мастера – механика до первого лица. Пару лет назад «стукнуло» ровно шестьдесят, но, судя по декларируемым время от времени планам, на заслуженный отдых явно не собирается. Но вот о его учёных степенях и авторитете в мире науки, как у того же Геннадия Хандорина, история умалчивает. Или ещё один его предшественник. Речь идёт о Владимире Шидловском, авторе более 40 научных трудов, 7 изобретений; лауреате премии Правительства РФ. И к тому же владеющему английским языком. Тем не менее, из восьми кандидатур, рассматриваемых на этот пост, именно кандидатура Сергея Точилина оказалась самой привлекательной. Надо ли напоминать, что речь идёт о предприятии, на котором реализуются такие судьбоносные программы отрасли как «Прорыв»?

Не менее странно молчание властей Северска. Неужели они не понимают, что вечно столичные дотации за статус ЗАТО литься не могут? Так что о собственных бюджетных доходах пора бы позаботиться! О дальнейшей судьбе градообразующего предприятия и всё ещё работающих там горожан также неплохо бы вспомнить. Хотя бы на основании многочисленных заверений – обещаний. Ведь, как известно, незнание или непонимание, в нашем случае, законов экономики и общественных отношений не освобождает от наступления последствий. Пусть даже для властей они будут много меньшими, нежели для тех же атомщиков, чьи законные интересы они призваны отстаивать.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру