В погоне за опухолью

Почему Томской области так тотально не везет?

Прошедший недавно День борьбы с онкологическими заболеваниями заставил вновь задуматься об этой серьёзной проблеме

Почему Томской области так тотально не везет?

В том числе и о создании необходимой материальной базы для более эффективного лечения опасного недуга. В Томской области первыми попытку облагодетельствовать томичей передовыми методами диагностики и лечения онкозаболеваний предприняло ФМБА. В недрах агентства ещё в 2008 году, а, возможно, и несколько ранее, была разработана федеральная целевая программа по развитию ядерной медицины. Документом предусмотрено создание высокотехнологичных центров медицинской радиологии в Димитровграде, Обнинске и Томске...

Атом нашей надежды

Все эти чудеса научно-технологической мысли планировали принять первых пациентов ещё до 2016 года. Места выбраны не случайно. Во-первых, тамошние атомные объекты могли с успехом изготавливать необходимые для лечения элементы. Во-вторых, продолжительность существования некоторых из них такова, что далеко не увезти. Но строительством одних только центров планы не ограничились. Кроме них в стране планировалось создать и реконструировать 250 отделений радионуклидной диагностики, 100 центров и отделений позитронно-эмиссионной томографии, 85 – дистанционной лучевой терапии. Высказывались мнения, что реализация всех направлений ядерной медицины позволит, в первую очередь, улучшить показатель ранней выявляемости злокачественных новообразований на I и II стадиях заболевания с 40 до 75 % и снизить показатели смертности от сердечнососудистых заболеваний и злокачественных новообразований на 25–30%.

Немаловажен был и принцип доступности лечения в новых центрах. По соответствующим квотам и за бюджетный счёт. Если учесть, что подобное лечение за пределами страны по ряду источников стоило до 60 тыс. евро, то за нашу власть в части заботы о гражданах можно только порадоваться. Программа скоро получила одобрение в тогдашнем Минздравсоцразвития. Зная прекрасные отношения главы ФМБА Владимира Уйбы и министра Татьяны Голиковой, достигнутому пониманию удивляться не стоит. Определились и со структурой. Центры должны были включать в себя лечебно-диагностический комплекс, научно-образовательный и радиохимический блоки. Писали и об уникальности будущего проекта. Оказывается, по мнению его авторов, таких свершений мир ещё не видел! Первыми начали стройку в Димитровграде. Томск же окунулся в приятную суету подготовительного процесса.

Планировалось, что томский центр будет оказывать специализированную помощь не только жителям области, но и всему населению Сибирского и Дальневосточного федеральных округов. Разместить его вначале хотели на улице Савиных областного центра, но не позволили масштабы задуманного. И тогда взор устроителей обратился к посёлку Сосновый Бор. От власти проект курировал тогдашний заместитель губернатора Сергей Точилин. Он сразу же, как говорят в таких случаях, «взял быка за рога». Вместе с земельным участком задумались и о сопутствующей инфраструктуре будущего объекта. С коммуникациями, дорогами, жилыми домами и соцкультбытом. Запланировали даже расширение трассы с «разноуровневой развязкой». Словом, работали серьёзно и с прицелом на будущее. Тон, как следовало, задавал сам лидер. Сергей Борисович Точилин. «Строиться объект должен примерно 3 года, максимум 4. Я оптимистично рассуждаю, что мы введем в строй Центр медицинской радиологии в 2015 году. Не все зависит от нас, но инициатива поддержана в Минздраве, где понимают, что у нас есть хороший технологический, кадровый потенциал и возможность обслуживать жителей всего сибирского региона», – говорил высокий чиновник ещё семь лет назад.

Однако прошёл год, минул другой, затем третий. Но кроме не менее оптимистичных реляций о намеченных планах так ничего и не выросло. В посёлке Сосновый Бор по-прежнему тишина и покой, нарушаемая разве что шумом сосен. Автомобилисты в районе Свечного уверенно обходятся и нынешней дорожной сетью. Без всяких тебе «излишеств». В Дом на набережной пришёл новый хозяин, а господин Точилин вернулся обратно в Северск. Ну, а больные по-прежнему обходятся старыми, но проверенными временем методами лечения. Впрочем, если есть желание, то добро пожаловать в известные и не очень клиники за рубежом. Если, конечно, удастся разыскать до 60 тыс. денег объединённой Европы.

В Димитровграде же всё сложилось более удачно. С чередой скандалов и проволочек, сорванными первоначальными сроками, тамошний центр всё же удалось завершить. Впрочем, какие ещё масштабные стройки новой России обходились без подобного антуража?

«Во всём виноват Чубайс!»

Но власти области постигшую неудачу восприняли как заряд бодрости. Работа по мобилизации атомного ядра во имя благих целей охраны здоровья продолжилась. Только несколько в иной плоскости. Вот как, в частности, рассказывал об этой самой «плоскости» несколько лет назад тогдашний начальник департамента здравоохранения госпожа Кобякова: «Мы разработали дорожную карту развития ядерной медицины Томской области, которая включает в себя четыре этапа. Сейчас мы находимся на первом этапе, перейти на второй сможем, когда запустим радиологический каньон с современным радиологическим оборудованием. Третий этап включает в себя применение ПЭТ-технологий, Томская область подписала соответствующее соглашение с портфельной компанией госкорпорации "Роснано" "ПЭТ-технолоджи". На четвертом этапе в 2016 году в регионе начнет применяться андронная терапия с использованием протонного ускорителя».

К сожалению, с андронной терапией вместе с протонным ускорителем вновь нас постигла неувязочка, а вот по ПЭТ-технологиям работа продолжает кипеть. Во всяком случае, на презентациях и чиновных кабинетах. И овчинка стоит выделки! Ведь, по словам всё той же госпожи Кобяковой, «...это не лечение, это диагностика. Эта диагностика используется в онкологии. Ее принципиальное отличие от тех методов, которые мы имеем сейчас, – это возможность поймать опухоль на самой ранней стадии, что обычными методами исследования сейчас сделать невозможно».

И, засучив рукава, чиновники взялись за дело. Первыми взор обратили, как и предполагала «дорожная карта», на инноваторов из «Роснано». Выбор был сделан не случайно. Это вам не ООО «Сукин и сын», а вполне респектабельная контора во главе с главным российским реформатором Анатолием Чубайсом. Ещё в мае уже далёкого 2013 года наш неутомимый губернатор Сергей Жвачкин в рамках XV Томского инновационного форума "Innovus-2013" подписывает с господином Чубайсом масштабное соглашение об использовании нанотехнологичной продукции в региональных программах. Не забыли высокие стороны и о таком немаловажном факторе, как стимулирование спроса на инновационную продукцию. В рамках высокого соглашения проектная компания госкорпорации «Роснано» «ПЭТ-Текнолоджи» и планировала построить в Томске центр позитронно-эмиссионной томографии — самой эффективной для выявления рака на ранних стадиях.

Сразу же, если помните, пресс-служба «Белого дома» с упоением сообщила о намерениях инвестора возвести объект на предложенной властями площадке около областной клинической больницы. Тем более, там уже планировался целый комплекс – радиологический каньон, специализированные хирургический корпус и поликлиника. И, вдобавок ко всему ещё и парки, и детские площадки, и кафе, и аптеки. И даже магазины. Словом, целый медицинский городок. Определились и со стоимостью ПЭТ-центра. Нанотехнологи обязались возвести его за неполный миллиард рублей. Если кто подумал, что уже к осени на площадке будущего городка закипела работа, то тот ошибается. Здесь же, как в сказке – скоро слово сказывается, да не скоро дело делается.

Минул год, и высокие договаривающие стороны вновь сели за стол переговоров. На сей раз в рамках другого форума. Но с похожим названием – U-NOVUS. И даже достигают полного взаимопонимания! Согласно подписанному документу, "ПЭТ-технолоджи" приступает к строительству Центра позитронно-эмиссионной томографии в Томске, по улице Мичурина, 105. Компания обязуется сдать его в эксплуатацию до конца 2016 года. Региональные власти — обеспечить новый медицинский объект ранней диагностики онкологических заболеваний доступом к инженерной и транспортной инфраструктуре. Далее, как по знакомым до боли нотам. Прошёл год, минул второй, но по упомянутому адресу не то что корпусов диковинного центра, даже котлована так и не вырыто! Как позже разъяснил удивлённой общественности заместитель губернатора господин Акатаев, «нанотехнологи» отказались от реализации проекта в одностороннем порядке.

Подобное объяснение никого не смутило. Даже с учётом, что будущий ПЭТ-центр мог быть первым во всей Сибири, а по данным облздрава, в 2013 году смертность от онкологических заболеваний в регионе превысила средние общероссийские показатели на 2% и общесибирские на 5%, составив 206,2 на 100 тысяч населения.

Оказывается, по оценкам специалистов, в РФ необходимо не менее 140 ПЭТ-центров, однако в настоящее время работают около 20. Единственный же за Уралом ПЭТ-центр открылся в ноябре 2012 года в Хабаровске. И всё! Но поиски инвесторов, способных его возвести именно в Томской области и не думали прекращаться. И вот недавно СМИ разнесли радостную весть. Инвестор, наконец-то, найден! Им оказалась одна из питерских фирм, с которой Сергей Жвачкин подписал соглашение о сотрудничестве. Они и намереваются облагодетельствовать томичей новым ПЭТ-центром. Всего-то за полмиллиарда рублей. Другой вопрос, насколько тарифы на оказываемые в нём услуги окажутся по карману его будущим пациентам? Или, как водится, нам вновь расскажут о небывалых финансовых возможностях фонда ОМС, способного закрыть своим дырявым бюджетом расценки позитронно-эмиссионной томографии? Был бы центр, а с расценками как-нибудь разберёмся. Когда человек оказывается между жизнью и смертью, как известно, особо не выбирают.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру