Отчитались, будем жить?

Минувшая неделя ознаменовалась разу несколькими мероприятиями по подведению итогов только что закончившегося ремонтного сезона дорог как в городе, так и области.

Отчитались, будем жить?

Более того, чиновники приступили к планированию плана работ следующего года. Жители Бакчарского и Парабельского районов области прислали в редакцию фотографии хорошо известной дороги «Кедровый – Гарь – Кенга», которая официально носит гордое название «автомобильная трасса», но на практике там просто непролазное месиво. Между тем на ремонт и поддержание ее в должном состоянии каждый год с 2010-го по 2017-й тратились десятки миллионов рублей. Сейчас же она находится в таком состоянии, словно там отродясь никто и ничего и не делал, что, согласитесь, несколько странно. Ведь по бумагам мы должны иметь там уже настоящий автобан...

Проклятая дорога

Эта дорога протяженностью более 100 километров жизненно важна для жителей двух районов Томской области, ею постоянно пользуются как жители близлежащих сел, так и вахтовики с лесозаготовителями. Мы проверили, как выглядели государственные закупки и контракты на эту дорогу, и выяснили немало интересного. Основной оператор, который заказывает эти работы, получая деньги из областного бюджета – областное государственное казенное учреждение «Управление автомобильных дорог Томской области» (ОГКУ «Томскавтодор»), директор – Юрий Дроздов. Основной исполнитель ремонтных работ также всем хорошо известен – это государственное унитарное предприятие Томской области «Областное дорожное ремонтно-строительное управление (Областное ДРСУ), чьим руководителем сейчас является Алексей Палагин. Именно эта контора выигрывает большую часть всех госконтрактов на ремонт дорог в районах области и в г. Томске. Суммы контрактов – десятки и сотни миллионов рублей.

Мы попытались вычислить, сколько средств было выделено на последние 7 лет, чтобы поддерживать дорогу «Кедровый – Гарь – Кенга» в нормативном состоянии. По нашим расчетам вышло, что туда вбухали уже в пределах 230–250 млн рублей. Примерно по 30–40 млн рублей каждый год. Прежде всего это работы по отсыпке щебня и песка, приведение дорожного полотна в нормативное состояние, работы по восстановлению поперечного профиля и ровности проезжей части, которые впоследствии были приняты «Томскавтодором». Только вот состояние дороги каждый, кто там попытается проехать, видел сам – это непролазная грязь, а слово «автотрасса» звучит как ругательство. Если вы бережете свою машину и ее подвеску, то лучше вам там никогда не кататься. Увязнете в грязи буквально по двери. А что же там было по бумагам?

Три аукциона

По бумагам должно быть все хорошо. Вот перед нами контракт 2015 года с длинным названием – «Выполнение работ по содержанию автомобильной дороги «Кедровый – Гарь – Кёнга» на участке км 12 – км 26 в Парабельском районе, на участках км 68 – км 70, км 70 – км 100 в Бакчарском районе Томской области (дополнительные работы). Восстановление поперечного профиля и ровности проезжей части». Этот аукцион состоялся в ноябре 2015 года, все работы оценены в 35 млн рублей, ремонтные работы должны были провести в 2016 году. И вроде бы как даже провели, только на многих участках водители особых изменений не заметили.

Вот еще один аукцион, он должен был состояться совсем недавно. Закупка «Выполнение работ по ремонту автомобильной дороги Кедровый – Гарь – Кенга в Парабельском и Бакчарском районах Томской области». Работы почти на 57 млн рублей. Заявка опубликована 18 августа, но потом по неизвестной причине отменена. Правда, в ближайшее время конкурс все равно состоится. Заказчик все тот же – ОГКУ «Томскавтодор». Как мы видим, всего за два года на ремонт трассы планировалось выделить более 90 млн рублей. Весьма неплохо даже по меркам Томска. Но как были сделаны все эти ремонтные работы, кто все это проконтролировал и принял, в каком состоянии дорога, соответствует, ли она вообще названию «трасса» – сплошные вопросы без ответов.

Справедливости ради

Впрочем, дорога «Кедровый – Гарь – Кенга» проложена на болотистой местности, и ее действительно затратно поддерживать в нормативном состоянии. Для того чтобы продлить жизнь дороги в такой местности, нужны серьезные инженерные и изыскательские работы. Однако на проектировку подобных работ уже выделялись средства из бюджета. Например, в 2015 году был объявлен аукцион на «выполнение работ по инженерным изысканиям и разработке проектной и рабочей документации на разработку резервов грунта для ремонта автомобильной дороги Кедровый – Гарь – Кёнга в Бакчарском и Парабельском районах». На эти цели было выделено почти 6 млн рублей. Выиграло конкурс ООО «Проектно-изыскательский институт «Томскдорпроект». Вроде бы предусмотрели влияние местности, только вот результата, как не было, так и нет. Точнее он есть, но не совсем тот, каким бы его хотелось видеть.

Словом, трасса «Кедровый – Гарь – Кенга» – как бездонная черная дыра, куда деньги можно сливать без счета как на ремонтные работы, так и на проектные изыскания – все канет без следа. Для жителей Кедрового, Бакчарского и Парабельского районов без сомнений очень неудобно там ездить, зато для томских чиновников и осваивающих ежегодно средства дорожных строителей такая дорога очень даже удобна. Вливай туда деньги сотнями миллионов, ведь «сложный» объект все стерпит. А то что дороги по факту там просто не существует, а есть лишь «направление» в непролазной грязи, – так всегда можно сказать, что это климат и грунт виноваты. Мы же в конце концов не Финляндия и Норвегия, у нас все должно быть по-другому, «особым путем» пойдем, да еще по бездорожью...

Щебень из булыжников

Не лучше выглядит и участок дороги Кедровый – Парбиг, который также проходит через Кёнгу. В 2015 году там провели весьма своеобразный «ремонт дороги», засыпав ее крупными булыжниками, которые разбивали подвески автомобилей, истратив на подобный ремонт десятки миллионов рублей. Это булыжники отсыпали специалисты уже известного нам Областного ДРСУ, как «щебень», но ездить по такой «свежеотсыпанной дороге» было опасно даже на КамАЗах. Об этом даже вышел большой репортаж на телеканале «России-24», но, увы, никого за то не наказали. Между тем в 2012 году, когда дорогу Кедровый – Парбиг признали худшей в стране, но с тех пор не сильно что-то изменилось, хотя прошло уже 5 лет. Деньги на ремонт дорог в районах области текут без счета, а вместо трасс и дорог мы имеем или грязевые колеи, или же отсыпанные на скорую руку булыжники. Хотя, по словам Николая Конырева, бывшего мэра Кедрового, строить дорогу Парбиг – Кедровый начали еще 25 лет назад – примерно в то же время, что и сам город, но... грянула перестройка. Затем развалился Советский Союз, и дорогой заниматься стало некому. Вот, оказывается, в чем дело. Не можем мы нормально работать без советской-то власти!

Не слушают даже губернатора

Между тем еще два года назад, на встрече с жителями Кедрового, которая прошла 6 февраля 2015 года, губернатор региона Сергей Жвачкин эту проблему уже поднимал. Если верить его словам, ежегодно только на содержание действующей автодороги выделялось 27 миллионов рублей, но состояние трассы продолжало оставалось неудовлетворительным. Помимо средств на текущее содержание, глава региона поручил в 2015 году вдвое, до 30 миллионов рублей, увеличить средства и на сам ремонт дороги, а специалистам ТГАСУ было поручено исследовать грунты и вместе с дорожниками найти оптимальное техническое решение по содержанию дороги.

– Кедровый стал транзитным городом на пути из Томска к нефтяным и газовым месторождениям, – сказал он тогда на встрече с жителями глава региона, – но, чтобы ваша территория активно развивалась, необходимы кафе, гостиницы, авторемонтные мастерские. И это будут не только новые рабочие места, но и налоги в муниципальный бюджет... Да, жителям Кедрового все это необходимо. Правда, куда более необходимо для них сейчас существование хотя бы просто нормальной дороги, по которой до этого города вообще могли бы до них добраться, ибо вопрос дорог там – зачастую вопрос жизни и смерти для удаленных сел и городов. Если нет нормальных дорог, то резко замедляется экономичная и общественная активность в таких удаленных от областных и краевых центров «медвежьих углах». Туда зачастую нельзя завезти товары первой необходимости, оказать местным жителям необходимые услуги, там вообще нет работы, поэтому люди стараются как можно скорее уехать из таких глухих мест в центр. Поэтому северчане еще раз просят обратить свое внимание на состояние дороги до Кедрового, ведь за 7 лет в нее вбухано немеряно, но где результат?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру