«Джип для директора стал «инвестиционной программой»

Для руководства «Томскэнергосбыт» купили новый внедорожник за 2,8 млн рублей

Мы уже писали о том, как ПАО «Томская энергосбытовая компания» («Томскэнергосбыт») приобрела внедорожник за 2,8 млн рублей, несмотря на то, что этот автомобиль стал причиной отказа от согласования инвестиционной программы на 2017 год. Об этом сообщил ряд томских СМИ. Несмотря на все протесты общественности, в компании приобрели автомобиль марки Mitsubishi Pajero Sport 3.0 2017 года выпуска в цвете «белый перламутр».

Для руководства «Томскэнергосбыт» купили новый внедорожник за 2,8 млн рублей

Как оказалось, это дело таит в себе немало интересного, чтобы узнать подробности нам пришлось изучить финансовую деятельность этой компании за 2016 год.

Новый взамен почти нового

Новый автомобиль, по нашей информации, приобретен для руководства. Иномарка оснащена системами помощи при спуске и при подъеме, мультирулем с кожаной отделкой, подогревом рулевого колеса, мультимедийной системой с интеграцией по Bluetooth, двухзонным климат-контролем. Зеркала заднего вида хромированы, а задние и боковые стекла автомобиля тонированы. Мощность двигателя составляет 209 лошадиных сил. Торги проводились в форме закупки у единственного поставщика, которым стало ООО «Картель Авто Новокузнецк».

Ранее со ссылкой на заместителя гендиректора компании Алексея Булгакова журналистами сообщалось, что 2017 год «Томскэнергосбыт» сейчас живет без инвестиционной программы, – областной департамент тарифного регулирования так и не принял ее, так как в нее была включена, в частности, и покупка дорогого автомобиля. Мы попробовали разобраться в этой проблеме и ознакомились с документами этой госзакупки. Как оказалось, обоснование закупки носит громкое название – «Инвестиционный проект ПАО «Томскэнергосбыт». Приобретение легковых автомобилей Mitsubishi Pajero в 2017 г.». Идентификатор инвестиционного проекта – G2. Новый автомобиль приобретается взамен старого, почти точно такого же Mitsubishi Pajero, но только 2012 года. Как сказано в оном инвестиционном проекте, срок использования автомобиля составляет всего 5 лет, а пробег старого джипа составляет 150 тысяч километров. И если его использовали такое количество времени и он проехал такое расстояние, то его срочно нужно поменять. Якобы срочно нужно менять двигатель, производить кузовной ремонт, менять агрегаты и ходовую часть. Но почему все это носит название «инвестиционного проекта»? В чем же тут инвестиции? В том, что улучшится «безопасность на дороге работающего персонала», как сказано в документе? И этот странный документ, заметьте, в «Томскэнергосбыте» подписали все должностные лица – генеральный директор, заместитель генерального директора по экономике и финансам, заместитель по производству электроэнергии, и.о. главного бухгалтера, начальник управления производственно-хозяйственного обеспечения – все, нисколько не смущаясь, поставили свои подписи под совершенно бредовыми обоснованиями.

О чём рассказал финансовый отчёт?

Но и это еще не все «инвестиции» компании. По точно таким же «обоснованиям» до 2021 года в ПАО «Томскэнергосбыт» хотят закупить 21 автомобиль общей стоимостью в 5 млн рублей,, 2 автомобиля марки Niva Chevrolet за 1,36 млн рублей и одну Toyota Camry за 1,683 млн рублей. Суммарно на приобретение автомобилей хотят потратить почти 23 млн рублей.

На закупку компьютеров потратят в 2 раза больше – 43 млн рублей. Но может быть, финансовые дела в компании идут очень успешно, раз там решили только на закупку новых авто и компьютеров потратить почти 66 млн рублей? Давайте же посмотрим, какие финансовые показатели в ПАО «Томскэнергосбыт» задекларировали в 2015 и 2016 годы.

Когда изучаешь опубликованный в Интернете финансовый отчет компании, то сразу понимаешь то, что оная отчетность отражает далеко не все. Однако и того, что опубликовано, достаточно для самого серьезного разбирательства. Итак, что же сказано в этом документе? В 2016 году ПАО «Томскэнергосбыт» обеспечило 79,1% потребностей Томской области в электроэнергии. Полезный отпуск составил 5 473 млн. кВт*ч, увеличившись на 0,6%благодаря росту клиентской базы. В настоящее время потребителями компании являются 433 255 абонентов, из них – 12 156 юридические лица. За пределами Томской области за 2016 год «Томскэнергосбыт» усилил свои позиции на рынке оказания энергосервисных услуг в Кемеровской области, где было реализовано более двух десятков энергосервисных договоров, в том числе направленных на модернизацию уличного освещения, с заменой устаревших светильников на современные, светодиодные, что позволило бюджету соседнего региона сэкономить 17 млн. рублей.

Вроде бы, можно за такие успехи руководство компании и похвалить, но не будем спешить. Вот перед нами таблица финансовых показателей деятельности общества. Уставной капитал компании – 31 млн рублей. Капитал разделен на 3 819 315 580 обыкновенных акций номинальной стоимостью 0,0071 руб. и 576 693 000 привилегированных акций номинальной стоимостью 0,0071 руб. каждая. Председателем совета директоров «Томскэнергосбыта» является Дмитрий Орлов. Генеральный директор предприятия Александр Кодин также входит в совет директоров компании.

Выручка ПАО в 2015 году составила 12 млрд 912 млн рублей, в 2016 году – 13 млрд 552 млн рублей. Между тем чистая прибыль при таком объеме реализации энергии почему-то невелика, – всего 858 тысяч рублей в 2015 году, и 869 тысяч рублей в 2016 году. Немного странно, верно? Иметь выручку в миллиарды рублей и такую малую прибыль – сразу возникают вопросы относительно составления такой финансовой отчётности. Дальше – больше. Краткосрочные обязательства выросли с 1 млрд 548 млн рублей до 1 млрд 998 млн. рублей, рост в размере 29%. Резко возросла дебиторская задолженность предприятия – с 543 млн. рублей, до 890 млн. рублей, почти на 63%. Скаканула вверх и кредиторская задолженность, с 1 млрд 427 млн рублей до 1 млрд 866 млн рублей.

Как сказано в пояснении, краткосрочные обязательства увеличились на 29%, в основном за счет увеличения полученных авансовых платежей от потребителей розничного рынка. Весьма неважные финансовые показатели, верно?

И тем не менее, годовая комплексная программа закупок общества на 2016 год, которая включает в себя товары, работы и услуги на фактическую стоимость составила 328 млн 760,48 тыс. рублей без НДС. Из которых закупки в области административно-хозяйственных услуг составляют 17 млн рублей. Совокупный размер всех вознаграждений, выплаченных членам органа управления общества в 2016 году равен 4 млн 846 тысячам рублей.

Мнение аудиторов

Не менее интересны данные и по 2014 году, которые приводит независимая аудиторская компания «Эрнст энд Янг». В 2014 году компания «Томскэнергосбыт» создала недостаточный резерв по сомнительной дебиторской задолженности. В результате на 31 декабря 2014 года показатель «Дебиторская задолженность» был завышен почти на 303 млн рублей. Также был завышен и показатель «Прочие расходы» – на 303 млн рублей. Что может это означать? Как мы думаем, только одно – умышленную фальсификацию финансовой отчетности, завышение расходов и дебиторки, что, возможно, и приводит к уменьшению прибыли энергетического монополиста региона по бумагам.

И все эти фокусы с покупкой дорогих автомобилей на десятки миллионов рублей, и прочие странные расходы почти на 300 млн рублей, рост дебиторской и кредиторской задолженности, идут на фоне постоянного роста тарифов на электроэнергию в регионе за последние 10 лет. Иными словами мы все с вами оплачиваем в своих жировках в тарифе и дорогие автомобили и большие расходы на управленческий аппарат, и мало эффективную экономическую политику компании, а также и весьма странные «дыры» в отчетности на десятки и сотни миллионов рублей. На мой взгляд, свой «крутой» менеджмент в компании компенсируют ежегодным ростом тарифов на отпускаемую эклектическую энергию. Действительно, зачем вести эффективную экономическую политику, модернизацию, сокращать энергопотери, экономить средства на управленческом аппарате и расходах на него, когда все издержки можно заткнуть новым ростом тарифа на электрическую энергию? Ведь население поворчит-поворчит, но все равно за всё заплатит. Интересно, сколько мы еще будем терпеть таких вот «эффективных менеджеров» по доению наших карманов и их «хотелки», которые постоянно растут?

Кодин отказался разговаривать с журналистами

Увы, генеральный директор ПАО «Томскэнергосбыт» Александр Кодин пока отказывается от общения с прессой, никак не комментируя разразившейся скандал. Молчит и его пресс-служба. Между тем, на основании закона «О СМИ», мы готовы в любой момент предоставить господину Кодину «право на ответ», то есть опубликовать его позицию по поводу опубликованных выше фактов

Справка «МК»

ПАО «Томская энергосбытовая компания» создано в рамках реформирования ОАО «Томскэнерго», является гарантирующим поставщиком на территории Томской области. По данным компании, ее основными акционерами являются АО «Интер РАО Капитал» (62,3%) и ПАО «Интер РАО» (31,27%). Генеральный директором ПАО в настоящее время является Александр Кодин. «Томскэнергосбытом», по базе ЕГРЮЛ владеет ПАО «Интер РАО», АО «АБ «Россия», ПАО АКБ «Связь-Банк», ООО УК «Русэнергомир», Банк Гпб (АО), АО «Вилед», АО «Согаз» ООО «Наумен Консалтинг», они владеют большим количеством уставных долей.

Стоит сказать, что компанией АО «Интер РАО Капитал» владеет ЗАО «Молдавская ГРЭС», ГП «MOLDELECTRICA», ЗАО По развитию международных электрических связей «Интер РАО ЕЭС». Компанией ПАО «Интер РАО», владеет РАО Энергетики и Электрификации «ЕЭС России».

 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру