В филармонии звучит хоровая классика

Этой весной Томск стал хоровой столицей Сибири

03.04.2018 в 11:32, просмотров: 248

С 8 марта по 14 июня 2018 года Томская филармония и Томское отделение Всероссийского хорового общества дарят томичам и гостям города Всероссийский фестиваль хоров «1000 голосов».

В филармонии звучит хоровая классика

На два с лишним месяца Томск станет музыкальной хоровой столицей, у нас дали концерты и вступят вскоре крупнейшие коллективы из Москвы, Санкт-Петербурга, Самары, Кемерова и Томска. Фестиваль объединит два основных направления хорового исполнительства – народное и академическое. В шести концертах перед публикой предстанут шесть ярких, самобытных, совершенно разных хоровых коллективов. С журналистами и представителями районных администраций встретились и рассказали о фестивале директор Томской государственной филармонии, председатель Томского хорового отделения хорового общества Наталия Игоревна ЧАБОВСКАЯ и художественный руководитель томской филармонии Дмитрий Феликсович УШАКОВ.

– Дмитрий Феликсович, расскажите подробнее о том, как возникла идея провести в Томске столь масштабное мероприятие?

–Начало фестивалю хорового искусства положила договоренность об исполнении с Томским симфоническим оркестром «Реквиема» Моцарта Капеллой Санкт-Петербурга. Следующая договоренность была достигнута с хором имени Пятницкого. Ждем в гости государственную хоровую капеллу Санкт-Петербурга, которой руководит Владислав Чернушенко. 11 апреля, здесь у нас, в рамках фестиваля выступит коллектив с очень славной историей, коллектив, связанный с именами Дмитрия Степановича Бортнянского, Михаила Ивановича Глинки, будет исполнять «Реквием» Моцарта с нашим симфоническим оркестром. Вот это и было изначальным зерном нашего хорового фестиваля – эти два топовых, прославленных коллектива, концерты которых дают самую высокую планку, высочайший музыкальный уровень этого мероприятия.

Затем к нему присоединилась Самара – блестящие музыканты с Поволжья... Я не стану лукавить, у нас были сомнения: как хор из Самары будет выглядеть рядом с хором имени Пятницкого? Мы счастливы, что эти сомнения оказались беспочвенными, они развеялись, как дым, как только Самарский хор вышел на площадку 8 марта. Я думаю, что те кавалеры, которые сделали подарок своим дамам, были абсолютно правы.

Абсолютно логично, что в палитру фестиваля попало закрытие нашего 72-го концертного сезона. Сам Томск обладает профессиональным хоровым коллективом, который достаточно знаменит и заметен на хоровой карте нашей страны, – мы говорим о Хоровой капелле Томского университета, которой руководит профессор Виталий Вячеславович Сотников. Этот коллектив примет участие в последнем концерте нашего фестиваля, который одновременно станет и закрытием концертного сезона. Будут исполнены произведения русских классиков «Весна» Рахманинова, «Иоанн Дамаскин» Танеева, «Поэма экстаза» Скрябина, «Франческа да Римини» Чайковского. И таким образом получилось, что в нашей палитре оказалось шесть великолепных хоровых концертов, или правильнее сказать, концертов с участием хоровых коллективов, которые абсолютно не похожи, совершенно разные. И стало совершенно очевидно, что в Томске появился необычный в общепринятом смысле хоровой фестиваль. Организовать его удалось отчасти и в связи с удачным стечением гастрольных графиков.

К этим трем концертам мы добавили (мы не могли этого не сделать, это было абсолютно логично) своеобразный must have, ответ на вызов времени – выступление сводного хора Томской области, поскольку этот большой коллектив наработал большой репертуар, достаточный багаж для выступления. Сводный детский хор выступит с Томский симфоническим оркестром.

Фестивалю в филармонии быть

В последние годы филармония проводит ежегодно обязательно одно фестивальное мероприятие. Это наша цель, один из принципов нашей работы. Мы провели в позапрошлом году фестиваль органной музыки, посвященный 35-летию нашего органа. Это был такой же по размеру и разнообразию концертов праздник, как и нынешний хоровой. В прошлом году мы провели фестиваль, связанный с исполнительством на русских народных инструментах, – «Звонкие струны». Там были тоже великолепные коллективы из Новосибирска, наш оркестр «Сибирские узоры». Это тоже был разноплановый фест. И вот в этом году у нас фестиваль хоровой. И я уверен, что эта фестивальная составляющая филармонии будет непременно продолжаться, во всяком случае, мы над этим плотно работаем.

Наталия Чабовская присоединилась к разговору:

– Хотелось бы добавить. В 2016 году мы проводили фестиваль международный, в 2017-м – фестиваль народной музыки был региональным, а в этом году фестиваль объявлен всероссийским. Статус наших фестивалей разноплановый и многожанровый. Наш фестиваль назван фестивалем хоровых коллективов – это важное уточнение, потому что хотелось бы отметить: раз в два года Всероссийское хоровое общество проводит масштабный хоровой фестиваль. Это, как правило, конкурс, и в нем участвуют коллективы разного возраста, разного уровня и разных направлений. Поэтому в Томске 23 и 24 марта прошел региональный отборочный этап Всероссийского фестиваля, к ходе которого состязались народные коллективы, которые поют в народной манере. Это и детские коллективы, и вполне сложившиеся взрослые вокальные хоры и студии. Когда в Москве узнали о том, что в Томске проходит фестиваль «1000 голосов», то в филармонию поступило предложении, чтобы окружной тур прошел не как обычно – в Новосибирске, а у нас в Томске. Поэтому не зря говорим, что Томск этой весной станет хоровой столицей Сибири.

Дмитрий Ушаков: Стало понятно, что, когда такие хоровые силы собрались в Томске, остальные по закону физики начинают втягиваться в орбиту событий.

«Российские филармонические сезоны» Томску

– Что или кто помогает в организации фестивалей и знаковых гастролей в томской филармонии?

Д. У.: Очень важно отметить, что Томская филармония уже на протяжении четырех лет работает совместно с «Российскими филармоническими сезонами». Уровень и статус этой программы высок. Она инициирована Министерством культуры и ее оператором является Московская филармония. Какого уровня проектами оперирует эта программа? Это, например, оркестр Плетнева – российский национальный оркестр, который приезжал к нам три года назад; это хор Пятницкого, это хоровая капелла Санкт-Петербурга. Это Юрий Абрамович Башмет и его оркестр «Солисты Москвы», также в палитре этих сезонов Владимир Спиваков и его большой оркестр. Практически, если смотришь афишу любой региональной филармонии и видишь имя известного исполнителя, – это значит, что гастроли проходят в рамках «Филармонических сезонов». Именно для этого существует эта программа – чтобы у любого региона России была возможность представить коллектив мирового уровня, который без поддержки программы мы никогда бы не могли пригласить и услышать.

– Почему эти события не возможны без поддержки программы?

Д.У.: Потому что, взяв для примера хор Пятницкого, мы понимаем, что для размещения 80 человек коллектива необходимо обеспечить артистов гостиницей, питанием, заплатить гонорар, а потом продать билеты людям по такой стоимости, чтобы зрители смогли их купить. Это просто нереально! Если бы у нас не было такой поддержки, мы считали, билет стоил бы в пределах 4-5 тысяч рублей. Благодаря федеральному центру, Министерству культуры и Московской филармонии, у нас есть возможность принять зрителей на концерте по демократическим ценам. На хор имени Пятницкого 80 процентов зала было продано. Это очень хороший показатель. Очень здорово, что эта программа работает, здорово, что Томск находится в этой программе на почетных позициях. Нам организаторы сезонов отказывают гораздо реже...

– В связи с чем?

Д.У.: Существуют разные факторы. Загруженность коллектива, например. Скажем, только ради Томской филармонии Капелла Санкт-Петербурга поменяла свой маршрут. Это мы говорим сейчас про 11 апреля. Они ради нас будут делать крюк специально, чтобы приехать и исполнить «Реквием» Моцарта. Единственное, о чем они нас попросили, – это на полчаса раньше назначить время начала концерта. Они приезжают, поют, потом кубарем катятся до станции Юрга 1 в автобусе и в последнюю секунду успевают в поезд...

Н.Ч.: ...который стоит на станции Юрга две минуты. Причем мы его специально там задерживаем...

Д. У.: ...потому что за это время 65 человек не смогут сесть в вагоны.

Для нашего хорового фестиваля, вообще любого фестиваля, который устраивает филармония, крайне важно, чтобы в нем принимали участие такие имена. Потому что, скажем, хор имени Пятницкого это все равно, что Мацуев, но в сфере народного исполнительского мастерства. По статусу, по уровню, по весу это ровно то же самое. Так же, как к нам бы приехал оркестр Мариинского театра, который, кстати, к нам и приедет совсем скоро.

Особая публика

Н. Ч.: Я бы хотела еще ответить на вопрос – почему к Томску такое отношение? Есть две причины. Во-первых, Томск и Томская филармония всегда выполняет свои обязательства и отчитывается по ним соответствующим образом. И это очень важно для любой культурной программы.

Второй момент. Когда вы бываете на концертах, в частности, Большом концертном зале, вы обращаете внимание, какая у нас прекрасная публика. Поверьте, что музыканты всегда это ценят. Тонкость понимания, правильная реакция – очень дорогого стоит. Разговаривали после спектакля «Калина красная», в котором принимал участие коллектив Надежды Бабкиной – Театр «Русская песня». Русские народные песни звучали на протяжении всего спектакля в высоком качестве. Это событие тоже можно включить в какой-то степени в хоровой фестиваль... И я обратила внимание, насколько публика чутко реагирует. И сама Надежда Георгиевна, когда нам удалось побеседовать после спектакля, сказала, что, проехав по многим регионам и городам, понимаешь и видишь – все патриотично реагируют, но есть особые города, в которых артисты получают особое удовольствие от общения с публикой. Руководители различных коллективов всегда хотят заехать в наш «аппендикс», они больше времени потратят в поездке, но получат приятные эстетические эмоции от встречи с хорошей публикой.

Д. У.: Таким образом мы перестаем быть «аппендиксом». Мы становимся крупной филармонией.

 

11 апреля в Большом концертном зале выступит уникальный коллектив – Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга. Только представьте: капелла ведёт свою певческую историю с 1479 года! Прозвучит «Реквием»Моцарта.



Партнеры