О нем рассказали директор Томской государственной филармонии, председатель Томского хорового отделения хорового общества Наталия Игоревна ЧАБОВСКАЯ и художественный руководитель Томской филармонии Дмитрий Феликсович УШАКОВ.
Чуть позже наш разговор о новых возможностях Томской филармонии, новых проектах и гастрольной деятельности симфонического оркестра продолжился.
Томичи и гости города имеют возможность посещать концерты симфонического оркестра, и большой выбор программ репертуарного плана тому подтверждение. У жителей области скоро появится возможность присоединиться к предлагаемым концертам в новом формате...
О виртуальном концертном зале
Дмитрий Ушаков:
– В виртуальном концертном зале в режиме реального времени, используя Интернет, мы имеем возможность представить слушателям и зрителям в муниципалитетах Томской области лучших исполнителей и лучшие коллективы. В Москве эти концерты начинаются в час дня, значит, у нас они транслируются в пять вечера. Все желающие становятся соучастниками действа, которое происходит в очень отдаленных от нас местах. Оператором этого процесса и инициатором является Московская филармония. С другой стороны, мы работаем, чтобы в довольно обозримом будущем, хотя, конечно, и не завтра, в муниципалитетах была техническая возможность этот схему пересадить на благодатную почву в масштабах области. В рамках такого проекта появится возможность транслировать значимые концерты Томской филармонии, соответствующим образом оборудовав помещения виртуальной трансляции. Над этим сейчас проходит работа. Никто не скажет, что это будет прямо завтра, но такая работа ведется.
Наталия Чабовская:
– Работа ведется достаточно активно. Из Министерства культуры нас подгоняют в этом направлении, и уже пришли соответствующие распоряжения. Я думаю, что финансовая поддержка тоже будет. Но в этой ситуации важно отметить, что сначала идет техническая комплектация центральной площадки. Сейчас рассматривается два направления такой деятельности. Первое – когда муниципалитеты организуют виртуальные концертные площадки, когда появляется возможность принимать общие сигналы, которые транслирует либо Московская, либо Санкт-Петербургская филармонии. Другой вариант – когда мы свои сигналы (Томская областная филармония) сможем транслировать в районы области.
Второй вариант несколько сложнее, так как на прием можно сработать с меньшими техническими затратами, тогда как во втором случае нам, чтобы транслировать свои программы, потребуется технически перевооружиться. Работа в этом направлении ведется активно, но, как вы понимаете, она упирается в финансы. Поэтому, если есть желание присоединиться к такому проекту виртуального концертного зала, – обозначьте себя, чтоб мы могли включить вас в программу и ставили кого-то в первую очередь, кого-то – во вторую. Понятно, что всех одновременно, наверное, включить в процесс не получится в связи с большими финансовыми нагрузками. Но у кого уже есть многое из оборудования и есть возможность изыскать помещения для трансляции, есть возможность найти специалиста, который будет обеспечивать технически весь процесс передачи, можно начать тестовые передачи. Пусть это будет даже на небольшой зал с присутствием10–15 человек, которые понимают музыку, захотели слушать. В следующий раз слушателей станет 20, потом еще больше. Такие трансляции не требуют высокой массовости. Главное – чтобы были желание, интерес и соответственно – возможности.
– Мы правильно понимаем: это не индивидуальная ссылка высылается, чтобы посмотреть концерт?
Д. У.: Нет, это технически оснащенное помещение, в котором идет прием трансляции концерта.
– Это бесплатно?
Н. Ч.: Да. Но в разных регионах такие процессы проходят по-разному. В Московской филармонии, а они работают на всей своей большой территории виртуальными залами. Так вот в разных населенных пунктах где-то это платно. Начинали они, естественно, бесплатно.
Я думаю, что мы пойдет по такой же схеме. Сначала – чтобы вызвать интерес, чтобы был соответствующий слушатель, это будет бесплатно. А потом уже в дальнейшем – когда зал станет более комфортным, удобным – Дома культуры, библиотеки, на чьей территории будут проходить трансляции, возможно, будут устанавливать платное посещение виртуального зала.
– На какую сумму приобретается оборудование?
Д. У.: Понимаете, можно все организовать бюджетно, а можно – хорошо. Вопрос не в том, в какую сумму все упирается, а в том – какая сумма есть.
Н. Ч.: Самое главное – что для приема нужно немного: чтобы был хороший Интернет, экран, либо проектор, либо жидкокристаллический экран.
Д. У.: Вопрос в том, что мы хотим иметь в конечной ситуации. В идеале нам необходимо хороший проектор или жидкокристаллический экран. Но гораздо важнее иметь хороший звук, поскольку мы говорим о концертах, на 90 процентов связанных с академической музыкой все упирается в то, чтобы это хорошо звучало. Значит, нужен профессиональный звук очень высокого уровня.
– Можно использовать помещения кинотеатра?
Н. Ч.: Конечно. В муниципалитетах есть прекрасные кинотеатры, в которых возможно размещение подобного оборудования.
Д. У.: Да, и это во много решении проблемы. Главное – это контент высокого музыкального качества. И наверное, еще более важно – это эффект присутствия, потому что слушатели понимают, что идет не запись концерта, а звучит реальная музыка. И это в наше время несложно сделать. Зрители могут «присутствовать» на концертах не только из Московской филармонии, но и из Берлина, из Сиднейского оперного театра. С этим проблем нет. А вот для того, чтобы ощущать свое присутствие здесь и сейчас, всё и делается. Для примера скажу, что мы на площадке областной филармонии проводили трансляции финала Международного конкурса имени Чайковского. Люди приходили поздно ночью, чтобы окунуться в конкурсную атмосферу. Даже здесь, несмотря на большую удаленность от происходящих событий, происходили самые настоящие конкурсные баталии – споры не утихали, была полная иллюзия, что пианист играет прямо здесь, на этой сцене. Ради этого делается виртуальный концертный зал.
Разнообразие филармонических абонементов
Д. У.: Мы работаем в рамках абонементной системы, когда весь филармонический сезон состоит большей частью из нескольких концертных циклов – по сути, нескольких концертных фестивалей. Каждый такой цикл – это 4–5, иногда 3 концерта. Мы их называем эти фестивали абонементами. На каждый цикл можно в кассе купить билет, выбрав любое место в зале заранее.
При этом зритель получает целую массу преимуществ, существенно экономя бюджет, поскольку стоимость билетов по абонементу отличается от стоимости билетов, купленных в кассе перед концертом. Впервые в этом году Томская филармония приняла участие в едином абонементном дне (1 февраля). Большинство абонементов стартует в октябре. Поэтому у наших слушателей есть большой разбег для того, чтобы они могли осмотреться в том многообразии предложенных 22 абонементных циклов.
Идея во всем этом только одна (это то, с чего я начал): музыка вообще, и академическая музыка, в частности, живет только тогда, когда есть тот самый эффект присутствия, когда мы ее воспринимаем не в записанном виде, а когда сами пришли в концертный зал и смогли погрузиться в эту атмосферу. Только в этом случае музыка может жить, существовать и развиваться.
Филармония прилагает массу усилий в создании интересного музыкального разнообразия в сезоне. Но без средств массовой информации реализация наших планов – трудная задача. Мы можем сколько угодно делать хороших и интересных концертов. Надо, чтоб люди о них знали и хотели на них прийти. Мы хотим попросить поддержать нас информационно, освещать нашу деятельность и доносить до аудитории самое интересное. Культурное пространство по-другому, как мне представляется, и не может существовать...
Филармония - районам области
Н. Ч.: Я бы хотела еще рассказать о поездках наших музыкантов в муниципальные образования Томской области. С 2014 года наш симфонический оркестр возобновил поездки по районам области. В 2017-м мы провели вояж по всем районам региона, побывали на всех центральных площадках муниципалитетов. Мы и дальше готовы осуществлять эту деятельность и малыми и камерными коллективами. Дмитрий Феликсович Ушаков мечтает, что мы когда-нибудь приобретем портативный орган и поедем с ним по всем районам Томской области. Это наша мечта, и мы очень надеемся, что когда-нибудь она осуществится. А наши поездки обязательно будут продолжаться.
– Симфонический оркестр давал концерты бесплатно жителям области. За чей счет осуществляется такая концертная деятельность?
Н.Ч.: Это, конечно, администрация Томской области. Она поддержала большой гастрольный тур. Это существенные суммы, существенная составляющая часть которых – это дорога...
Слушатели ждут концертов
Н. Ч.: Концертная деятельность симфонического оркестра по районам области преследует несколько целей – привлечение слушателей, воспитание новых поколений молодых зрителей. Прививать культуру слушания трудно...
– ...еще и за деньги.
Д. У.: Еще и за деньги. И именно воспитательную задачу мы с муниципалитетами совместными усилиями должны решать самыми разными путями. От областной администрации была большая поддержка оркестра: чтобы он объехал всю территорию Томской области, чтобы вырабатывать культуру слушания этой музыки. На пустом месте она не появится. Телевизор и радио ее не сделают. Ее можно воспитать только живым присутствием на концерте играющих вживую музыкантов.
– Есть ли интерес к созданию виртуальных залов?
Д. У.: Есть две схемы развития сценария: «Спрос рождает предложение», и в нашем случае она обратная – «предложение рождает спрос». Вы спрашиваете – есть ли интерес. Его нет. Наша задача – сделать так, чтобы он был. В этом вопросе, как сказала Наталия Игоревна, нас подгоняет Министерство культуры. Мы должны сформировать этот спрос.
Н. Ч.: Я думаю, что как только появятся желающие заняться проблемой виртуальных залов, дело сдвинется с мертвой точки. И если есть площадка, оборудованная экраном и дополнительным техническим оборудованием (как правило, это возможно в райцентрах) – можно начать работу.
Д. У.: Эта сеть, как в свое время ГОЭЛРО, должна постепенно распространиться по стране. Масштабы страны и масштабы Томской области настолько велики, что приезжающие гастролеры: органисты, пианист, скрипачи, – испытывают абсолютный культурный шок. Потому что объяснить европейцу, приезжающему в Сибирь, что между двумя крупными городами расстояние 260 километров, а между ними никаких городов нет, – бывает трудно. Они думают, что мы их разыгрываем. Ведь для этих музыкантов такое расстояние – доехать из одного конца страны в другой. А для нас это нормальное явление, мы за пределы области даже не выехали.
Н. Ч.: Поэтому все постепенно и планомерно будет развиваться. Оптоволокно уже во всех райцентрах области есть – и это уже большое достижение. Пока будем работать с тем, что имеем.
Д. У.: Плюс – эффект живого присутствия! Это то, что никакая запись, никакой Интернет никогда не передать
– Поэтому возникает тревожное чувство. Как будет нас выручать виртуальный зал? Аппаратура нужна...
Д. У.: Ну, вот возьмем Российский национальный оркестр. Их выступление само по себе, не считая проезда, стоит полтора миллиона рублей. Это неподъёмная сумма для муниципалитета.
- И это гонорарная часть.
Д. У.: Но мы не коснулись в этой связи еще одного важного аспекта. Скачав то же вступление Российского национального оркестра, мы покажем его группе лиц дома у себя – и этим мы нарушим российское законодательство в отношении авторских прав. И в лучшем случае мы заплатим за это штраф, а в худшем – наступит уголовная ответственность.
Н. Ч.: Но все трансляции в рамках виртуального концертного зала проходят через заключение договора с этими коллективами с оговоренным количеством точек. Это целая система, которая на Западе работает безусловно, а у нас она будет неукоснительна внедрена в использование.