Совет от дома
К моменту выхода УК «МаякЪ» на рынок он был уже в значительной мере поделен между участниками. Однако к настоящему времени компания обслуживает жилой фонд порядка 240 тыс. кв.м., а это ни много ни мало 50 домов: панельных и хрущевок, общежитий и новых. В общем, фонд весьма различен по своим характеристикам.
Велосипед в работе с обслуживаемыми домами Сергей Лыков не изобретает. На это есть жилищный кодекс, в котором прописаны почти все возникающие нюансы. Напротив, выстраивая отношения с жильцами по всем нормам закона, УК «МаякЪ» открывает для себя новые возможности. Например, это касается советов домов. Сегодня они созданы уже почти во всех обслуживаемых УК домах.
«Мы работаем исходя из того, что нам закажет совет, – рассказывает Сергей Лыков. –
Конечно, мы выходим к ним со своими предложениями. Ведь когда мы берем дом в свое управление, делаем полный акт обследования дома от крыши до подвала и придомовой территории, а значит, знаем многие скрытые проблемы, незаметные жильцам. Зная, сколько мы соберем с дома денег по тарифу, утвержденному советом, выходим с предложениями, составляем сметы и начинаем работу. После этого мы обязательно отчитываемся о проделанной работе. По закону мы обязаны делать это раз в год, однако практикуем ежеквартальные и ежемесячные отчеты перед жителями».
Есть и работы обязательные. Например, в этом году специалисты УК «МаякЪ» сделали большой объем по текущему ремонту крыш.
«Я два года не мог толком приступить к этой работе, – продолжает директор УК. –
А в этом году мы сконцентрировались, нашли хорошего подрядчика, и сделали упор на мягкие кровли. Если раньше для меня каждый ливень отзывался множеством жалоб по протечкам и проливам, два крупных ливня прошлого лета я помню по датам, то сейчас ситуация меняется. За лето мы практически завершили ремонт мягких кровель на наших домах, отремонтировали две шиферных крыши и доделываем третью. Теперь дождей можно не бояться. Недавно прошел сильный ливень, утром я спросил у диспетчеров, были ли жалобы, и ответ порадовал – ни одной».
Выход из квартир прошел успешно
Еще один заслуженный повод для гордости – постепенный «выход из квартир». В первые два года работа на фонде велась в основном с собственниками, был вал заявок по квартирам –
то там потечет, то там коммуникации дадут сбой. А в последнее время люди начинают обращать внимание на чистоту в подъездах, ухоженность придомовой территории, и просьбы поступают соответствующие: о ремонте подъездов, детских площадках, земле для клумб, саженцах цветов и кустарников. Люди хотят жить в более комфортных условиях. И компания идет им на встречу.
«Сейчас мы активно занимаемся ремонтом подъездов и подходим к этому вопросу комплексно, – поясняет Сергей Лыков. – Заменяем старые деревянные рамы на пластиковые окна, меняем тамбурные двери на металлопластик, выполняем окраску стен и потолков современными средствами, выкладываем плитку там, где это необходимо. Также перебираем электрощитки и стараемся навести порядок с провайдерами. Где-то своими силами, где-то с привлечением их помощи убираем провода в кабельканалы, чтобы они не висели, как паутина. И, что важно, мы к этому активно привлекаем собственников, чтобы они оценили проделанную работу и поддерживали чистоту. Или привлекаем их к выбору цвета для покраски. Даже не представляете, какие споры иногда разворачиваются».
Обращают внимание при наведении порядка в подъездах и на так называемые колясочные, которые есть во многих старых девятиэтажках. Их расчищают, ставят двери и передают ключи в совет дома или старшему по подъезду.
Не менее активно ведется работа и по ремонту и созданию новых детских площадок. Многие из них уже отмечены во время проведения районного этапа конкурса «Томский дворик». Сразу три из них заняли первые места в различных номинациях.
«Площадку по улице Новосибирской, 31 мы обустроили совместно с ТСЖ. Я считаю, что она одна из лучших в городе, мне и самому очень приятно проходить мимо – глаз радуется, – рассказывает директор УК «МаякЪ». – И это не единичные акции. Мы ежегодно только рассады цветов для клумб закупаем на 10-15 тысяч рублей. Много завозим земли. И хотелось бы, чтобы жители это ценили и берегли. К сожалению, так бывает не всегда. Этим летом мы большим красивым праздником открыли детскую площадку на улице Любы Шевцовой, 15. На месте пустыря теперь тематическая площадка для малышей – «Смешарики». Однако уже нашлись «вредители», которые ее ломают…»
В некоторых домах компания обустраивает спортивные площадки. Так, жители дома по улице Мичурина, 91 попросили стол для настольного тенниса. Правда, для начала был закуплен детский, укороченный вариант. Все лето на нем с удовольствием играли и дети, и взрослые.
«И недавно ко мне пришла женщина с жалобой, почему закупили маленький стол, ведь взрослые тоже хотят играть, – отмечает Сергей Лыков. – Мы с ней вместе посмотрели стандарты для профессионального настольного тенниса. И я пообещал на следующий год поставить второй большой стол. Ведь сколько я ни проезжал мимо, ни разу не видел там курящих или пьющих, напротив, постоянно видел играющих в теннис пенсионеров и детей. Когда людям есть чем заняться – я всегда за, и готов поддержать любые начинания».
Чувство собственника
Впрочем, несмотря на все успехи, остается ряд нерешенных проблем. И нередко причина тому – недостаточно развитое чувство собственника у многих жителей. Особенно ярко это можно наблюдать на примере новых домов. После ремонта остается много строительного мусора. И далеко не все собственники знают, что обязанность по его вывозу полностью лежит на них. Многие просто оставляют его на лестничных площадках или возле подъездов. Тем временем, если контейнеры забиты строительным мусором, подрядчики по его вывозу предъявляют к управляющей компании штрафные санкции.
Проявляется несознательное отношение и некоторыми членами советов домов. «Например, некоторые люди, закончив 10-часовые курсы, начинают спорить с моими специалистами с высшим образованием и большим опытом работы, оспаривая строительные сметы, – приводит пример директор УК. – Я считаю, что такие люди скорее хотят показать себя, чем реально помочь своему дому. К счастью, большинство домовых советов нам помогает. Там, где с домами установлены хорошие отношения, жильцы заставляют нас работать усиленнее и даже берут на себя часть нагрузки по общению с соседями. Например, ко мне пришел собственник с просьбой установить козырек над балконом. Но поскольку он не аварийный, я направил его в совет дома, где ему объяснили, что на этот год план работ уже распланирован, и предложили внести его в список работ на следующий год».
Помогает ответственное отношение жильцов к своему дому решать и другие проблемы. Например, собственники одного из крупных домов решили привести его в порядок, но при существующих тарифах этот процесс растянулся бы на многие годы. На общем собрании люди приняли решение поднять тариф по текущему ремонту в два раза, но на два года. Сметы уже составлены, и работы будут вестись под строгим контролем собственников.
Искусство перестановки кадров
Одновременно с ростом требований к компании со стороны жителей «МаякЪ» повышает требования к своим сотрудникам. Так, если старая подрядная организация по обслуживанию и текущему ремонту перестала устраивать жителей и руководство компании – она была сменена на новую.
«Я думаю, сейчас работа будет вестись по-другому, – не сомневается Сергей Лыков. – И может быть, сбудется моя мечта, чтобы сантехник приходил на вызов в чистом комбинезоне, а входя в квартиру, одевал на ноги бахилы. Я два года назад говорил, что так будет, и я добьюсь такого отношения».
Еще одно правило, которое направлено на улучшение дисциплины сотрудников, заключается в том, что сегодня ни один акт выполненных работ не принимается без подписи совета дома или же старшего по подъезду.
«Я практически каждого из них знаю и в лицо, и по фамилии, и по подписи. И если возникают сомнения в подлинности акта – могу позвонить подписавшему и удостовериться», –
говорит директор УК «МаякЪ».
Однако улучшение кадрового состава дисциплинирует и жильцов. Так, благодаря отлаженной работе юридической службы, наведен порядок с должниками.
«Ежемесячно мы выставляли иски против ста должников, активно работали с судебными приставами. Ставим неплательщиков на место, ведь из-за них страдают добропорядочные собственники. И сейчас число исков уже уменьшается, – подчеркивает Сергей Лыков. –
Только ждем, когда наступит время, когда муниципальная власть обратит внимание на то, что очень много неплательщиков проживает в муниципальных квартирах».
Одновременно с наведением порядка в компании и в домах жилого фонда директор УК «МаякЪ» не перестает мечтать. О том, что в сфере ЖКХ начнут действовать законы бизнеса, у жильцов разовьется чувство собственника, что серьезнее станет подход к внедрению энергосберегающих технологий.
А, как известно, при должном усилии любая мечта может стать реальностью.