МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Томск

Георгий Фефелов: «Выступать интереснее, чем репетировать!»

Он один из самых известных томских музыкантов, и уж точно его знают все, кто неравнодушен к джазу.

Когда на клавишных играет Георгий Фефелов, то слушать всегда интересно!

Мы расспросили музыканта о важности репетиций, необходимости импровизаций и возможности совмещать творчество с прагматичной работой.

--------------------

– Георгий, когда вы начали играть на музыкальных инструментах?

– Уже в детстве. У нас дома было пианино, что неудивительно, поскольку моя мама – преподаватель музыкального училища. Сначала меня тянуло к инструменту, хотелось на нем играть, но потом меня начали заставлять заниматься. Учиться я не любил никогда. В музыкальной школе посещал уроки без удовольствия, когда ее окончил, думал, все, теперь буду чем-то другим заниматься... Но вернулся к музыке!

– Вы сразу осваивали именно клавишные? На чем-то еще играли?

– Я классический пианист по образованию. На концертах, правда, пробую себя и в других качествах. Немного пою, хотя редко. Играю на бас-гитаре. Пытаюсь саксофон осваивать, правда, сейчас забросил. Инструмент у меня есть, а времени для репетиций не находится. Постоянно некогда.

– Если говорить о пианино, клавишных, то можно ли совершенствоваться в этом направлении бесконечно?

– Всегда можно найти что-то новое. Например, взять простой джазовый стандарт и его переделать, чтобы он соответствовал духу времени. В чисто классическом виде джаз сегодня мало кто играет. Мы на концертах стремимся к тому, чтобы добавлять традиционному джазу новые краски, не вдаваясь в сложности, не уходя в авангардовое звучание. Часто во время выступлений экспериментируем. Бывает, я новые гармонии нахожу, они рождаются на ходу. Специально заниматься такими поисками некогда, много различной работы, вот и импровизирую во время исполнения.

– Каков, по-вашему, современный джаз?

– Есть много современных направлений, но, на мой взгляд, в них мало что от этого жанра осталось. Я не специалист в области авангардных направлений, воспитан на классическом. Предпочитаю джаз таким, каким его представляют большинство слушателей.

– Почему вы вообще обратились к этому жанру?

– Мне он нравился в детстве, я его много слушал. Потом как-то перестал им увлекаться. А когда поступил в училище и стал заниматься музыкой профессионально, то влюбился в джаз, и с тех пор это чувство не прошло!

– Насколько для вас важны партнеры по сцене? Лучше играть с одними и теми же людьми или, напротив, привлекает разнообразие?

– Джаз предполагает, что музыканты могут выйти на сцену и сыграть вместе без подготовки. Популярен такой формат как джем-сейшн. Музыканты, прежде не знавшие друг друга, просто собираются на сцене и импровизируют. Безо всяких предварительных репетиций! На концертах мы обычно играем с одними и теми же музыкантами. У нас в Томске их немного...

– А джаз для Томска актуальный жанр?

– Сейчас он, по-моему, в нашем городе развивается. У нас музыкантов мало, поскольку долгое время у них не было условий для развития. Да, в городе проводятся хорошие солидные фестивали, но наших, томских музыкантов не особо продвигали. У них не было стимулов к развитию. Если и появлялись хорошие молодые ребята, то почти сразу все уезжали, в городе мало кто задерживался. Сейчас это меняется, стало больше концертных программ. Например, Андрей Иноземцев активно взялся за дело, я с ним сотрудничаю. Он увлечен джазом и эстрадным ретро, поет песни Синатры, Утесова и других... Свои джазовые проекты есть у Катерины Пронягиной, у меня и моей жены Натальи Николаевой-Фефеловой, у Сергея Киреева. И зритель находится, причем разного возраста. И те, кто постарше, собираются на концерты, и молодежь интересуется. Это, конечно, не массовая музыка, но уже хорошо, что у джаза есть свои слушатели.

– Какова, по вашим ощущениям, музыкальная жизнь Томска?

– Не сказал бы, что она очень насыщена. Но, по-моему, динамика все-таки положительная. Стало больше живой музыки в кафе и клубах. Не буду говорить об ее уровне, его рост – это дело времени. Но важно, что народ «объелся» ресторанных певцов, поющих под фонограмму. Это неинтересно, это не живая музыка, а какое-то караоке. Сейчас в Томске происходит примерно то же самое, что я видел в Новосибирске лет 10 назад, когда группы, музыканты играли во многих клубах.

---------------

Не отрываясь от реальной жизни

– В чем, на ваш взгляд, главная трудность творческой работы? Считается, что люди искусства несколько оторваны от обычной жизни...

– Я не хочу быть оторванным от реального мира! Думаю, надо быть в теме, знать, какая сейчас жизнь. Хочется быть и творческим человеком, и в то же время прагматиком. Я и коммерческой деятельностью занимаюсь. Не так часто, как хотелось бы, обращаюсь сегодня к творчеству. Несколько лет назад писал много музыки. Собираюсь к этому вернуться. Кстати, у меня были не только джазовые произведения. Это и рок, и эстрада. Мы их исполняем на концертах. Есть музыка таких направлений, как смус-джаз, соул, фанк. Они мне нравятся, хотя в России мало кто знает эти жанры. Они близки к работам Стиви Уандера, Уитни Хьюстон, Джорджа Бенсона. В таком стиле я и писал. А моя жена Наталья сочиняла тексты.

– Вы пишете музыку в определенные периоды жизни или все зависит от свободного времени?

– Когда оно было, я постоянно что-то сочинял... Случаются у меня периоды всплеска, когда за несколько месяцев могу написать много тем. Сейчас пишу реже, у нас появилась своя джазовая школа. Не нужно, конечно забывать про творчество. У меня столько тем написано и не доведено до конца, надо привести их в порядок. Многое пишу в стол, надо бы их оттуда достать!

– У вас был проект детских песен?

– Да, лет пять назад. К джазу он имеет отдаленное отношение. Мы записали детский альбом, сотрудничали с маленькой «Камератой», они пели, мы с женою что-то пели. Может, у этого проекта будет продолжение.

– Что характерно для детской музыки?

– Тематика текстов заметно отличается! И простота, доступность звучания. Хотя это спорный вопрос. Я как-то дал послушать наш детский альбом одной знакомой, она живет за границей, занимается музыкой, даже окончила композиторские курсы. Она мне сказала: «Что это у тебя такая сложная музыка?», а я ответил, самая сложная по мелодике композиция стала хитом из всего того, что мы писали. Но желательно, конечно, попроще вещи для маленьких детей делать, чтобы они сами могли без проблем их спеть.

-------------

Музыкальное хулиганство привлекает публику

– Георгий, вы опытный, музыкант и часто выступаете... Вам все равно надо ежедневно репетировать?

– Моя подготовительная работа заключается в том, что мне дают материал. Я его слушаю, записываю. Две-три репетиции проходят перед концертом. Музыканты у нас обычно профессионалы. Я им написал гармонические партии, мы собрались и сыграли. Если постоянно репетировать, то надоест. Всегда думаешь: скорее бы на сцену! Это здорово, когда не надо тратить много времени на репетиции. Конечно, нужно заниматься самому, чтобы поддерживать форму. Но мне постоянные концерты в этом помогают, я в джаз-кафе играю по 3 часа.

– А во время учебы вы много репетировали?

– Я всегда немного занимался. В музыкальном училище нас заставляли минимум 4 часа в день играть, а у меня набиралось максимум 3 в день, да и то это было ближе к государственному экзамену. На нем я, кстати, играл сложную программу, этюды Листа и Шопена. И сдал на «отлично»!

– Вам важна публика?

– Конечно, причем чтобы не просто люди были в зале, кто в кафе поесть зашел, а именно слушатели. Когда люди между собой разговаривают или мало народа собралось, то играешь сам для себя. Но это скучно, нет отдачи от публики.

– Как играть в таких ситуациях?

– Все равно не уходишь со сцены, это же работа! Когда играем группой в джаз-кафе, то мы оживляем народ тем, что вставляем в импровизации известные темы. Хулиганим иногда. То фрагмент из классической музыки добавим, то детскую песню, то что-то из советской эстрады. Это сразу узнаваемо, привлекает внимание слушателей, а музыке не вредит.

– Продумываете заранее такое музыкальное хулиганство?

– Нет, это спонтанно происходит!

------------

Учиться никогда не поздно

– Ваша супруга вокалист и музыкант?

– Еще и педагог. У нее тоже музыкальная семья, папа преподаватель музучилища. Наташа, как и я, никогда не хотела учиться в музыкальной школе, пыталась ее бросить. Интерес к творчеству проснулся гораздо позже. Когда мы познакомились, то она уже не расставалась с музыкой. Сегодня мы иногда вместе концертируем, а еще скоро два года, как у нас существует свое творческое объединение, «Лаборатория джаза», оно включает в себя и школу, и студию.

– Кого и чему учите?

– Играть и петь. У нас больше уклон в джазово-вокальное направление. Джаз обычно хотят именно петь. Молодежь, играющая на инструментах, пока не готова к этому жанру, предпочитает рок. На занятия приходит в основном молодежь, студенты. Но есть и люди солидного возраста, самому старшему ученику 67 лет. Берем почти всех, у кого есть хотя бы минимальные способности и слух. Несколько наших учеников уже почти готовы к сольным концертам.

----------

На отдыхе не работается

– С помощью чего вы отдыхаете от музыки?

– Активным отдыхом не увлекаюсь. Интернет, кино, общение с друзьями... Отдыхаю по-настоящему, когда раз в год выезжаю в отпуск. Иногда за границу. В этом году был на Алтае.

– В отпуске вы не играете?

– Пытался, брал с собой ноутбук, маленькую клавиатуру. Хотели что-то записать. Но на Алтае такая природа, что не до музыки было, хотелось как можно больше всего посмотреть. Отдыхал. Давно хочу хотя бы на даче, за городом попробовать поработать, но бесполезно! Стоит куда-то выехать, как хочется отдыхать. Другая обстановка, к работе не располагает.

– У вас нет «ломки», когда долго не играете?

– Физически нет, пальцы без игры на клавишах не болят. Но желание выступить появляется. Скучаю по публике. За лето, когда долго нет концертов, успеваю очень соскучиться!

Виктория ЦВЕТКОВА.

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах