Скажу честно: в таком виде материал появился только благодаря помощнице мэра Томска – Вере Останиной, которая, судя по всему, на свое личное усмотрение распоряжается временем градоначальника и его заместителей. По её мнению, ни тому, ни другому не о чем общаться с журналистами, и поэтому она отправила нас на все четыре стороны. Приходится ставить статью без комментариев главного героя – Владимира Хана. Впрочем, на основании закона «О СМИ» мы готовы в любой момент предоставить право на ответный комментарий по изложенным в материале фактам: и заместителю мэра, и следственному комитету, и прокуратуре...
---
Вместо скамьи подсудимых – в мэрию
Приговоры (или решения) судов, вступившие в законную силу, – просто подарок судьбы для журналистов. Это стопроцентное, железобетонное доказательство, которое к тому же является законным документом для любого нового суда и... следствия. Поэтому-то мы стали перечитывать решения судов особенно внимательно. Ведь как показала практика помимо основного сюжета там бывает довольно много «второстепенных», которые, впрочем, могут вырасти в самые настоящие уголовные дела, возможно даже посерьезнее, чем «основная тема». Об одном из таких дел – наш сегодняшний разговор.
Можно ли давать взятки десятки раз, рассказать об этом в суде, но не быть за это наказанным и даже умудриться стать заместителем мэра? Даже с учетом современных реалий России постановка такого вопроса кажется дикой, но... вполне возможной в Томске. Реальным примером этого абсурда является история с нынешним заместителем мэра Томска по городскому хозяйству Владимиром Ханом, человеком богатым и влиятельным. Его «бизнес-отношения» стали уже, что называется, притчей во языцех. Ярким примером таких отношений является история взаимоотношений Владимира Хана с бывшим начальником судебного департамента Владимиром Юринским, осужденным за получение взяток.
Напомним, в декабре прошлого года Верховный суд России вынес приговор бывшему начальнику томского управления судебного департамента Владимиру Юринскому, увеличив срок условного лишения свободы с 7,5 до 8 лет и сократив при этом штраф с 4,5 миллиона рублей до 950 тысяч рублей. Приговор по данному делу, опубликованный на сайте Верховного суда, проливает свет на то, как именно это происходило. От этих подробностей волосы встают дыбом.
--
Нёс взятки за себя и за того парня
Насколько следует из материалов дела, все началось 5 лет назад, в феврале 2009 года. За продвижение коммерческих интересов строительной фирмы Хана ООО «Проект КА» нынешний зам мэра Владимир Хан лично передал взятку осужденному за подряд на комплексный ремонт фасада здания Томского районного суда на сумму 4 039 127, 63 рублей. Также Юринский заключил с ООО «Проект КА» договор подряда на текущий ремонт кровли здания Томского районного суда на сумму 47379, 99 рублей.
Из материалов уголовного дела следует, что 27 апреля 2009 год Хан лично передал 318 000 рублей прямо в служебном кабинете. В июне 2009-го – 70 000 рублей. В июле Хан дал взятку уже дважды. В первый раз на сумму 150 000 рублей. Во второй – 82 500 рублей.
В период с января 2009-го по февраль 2011-го Хану обеспечили заключение государственных контрактов на оказание услуг по теплоснабжению комплекса зданий Томского районного суда, расположенного по адресу: Обруб, 8, на сумму 2 960 923,65. И снова Владимир Хан, как договаривались, исправно носил взятки за каждый заключенный государственный контракт и договор подряда. Такой, весьма «успешный бизнес» подогревал аппетиты партнеров.
----------
Золотая жила «аукционов»
Увидев, что все прошло без сучка и задоринки, Хан решил «участвовать в аукционах» по подобной схеме постоянно. И каждый раз к аукциону допущены были лишь избранные строительные фирмы, с директорами которых у Хана сложились особые и «взаимовыгодные» отношения. Например, с директором ООО «СУ-13» Владимиром Замощиным. Один из контрактов обеспечил руководителя ООО «Проект КА» Владимира Хана и директора «СУ-13» Замощина средствами из федерального бюджета на сумму 25 462 028,27 рублей. Хан и Замощин, «по-братски» разделили деньги, не забыв при этом «отстегнуть» нужную сумму, то есть снова передать взятку.
За этот контракт Хан передавал взятки так же частями и тоже в крупных размерах. 27 июля 2009 года Владимир Замощин передал Хану 30 000 рублей в качестве взятки. Затем к этой сумме прибавилось еще 100 тысяч, 500 тысяч, снова 100 и 470 тысяч рублей.
А 12 октября 2010 года он передал в качестве взятки за контракт на ремонт Тегульдетского районного суда 135 тысяч рублей. В декабре 2010-го – уже 250 тысяч рублей. Схема для отсечения от аукционов других участников используется та же самая, для работ участникам конкурса нужна «лицензия ФСБ».
После «ремонта» Тегульдетского районного суда пришла очередь ремонтировать Каргасокский районный суд, а затем Октябрьский районный суд Томска, Молчановский районный суд и другие суды. И, как и раньше, Хан использует проверенную схему – опыт незаконного проведения аукционов. Этот контракт принес фирме «Проект КА» десятки миллионов рублей, общая сумма из федерального бюджета, выделенная компании, составила 41 375 450 рублей. В качестве взятки за ремонт Каргасокского районного суда Хан передал 4 358 000 рублей.
Надо отметить, что Владимир Хан часто выступал посредником в финансовых делах и других своих партнеров по строительному бизнесу. А они, в свою очередь, через Хана предавали взятки. Сколько при этом получил сам Владимир Хан и что именно – осталось неизвестным.
-----
Количество взяток не поддаётся учёту...
Судя по материалам уголовного дела и приговора суда, за все время коррупционного сотрудничества Хан передал просто огромное количество взяток. Их точное число, как и размер до сих пор не установлены. Приговор суда просто изобилует эпизодами взяткодательства.
Из материалов приговора суда: «15 июля 2009 года в дневное время у магазина «Эскада», расположенного по адресу: г. Томск, ул. Дзержинского, 60, Владимир Замощин передал Владимиру Хану в вечернее время в рабочем кабинете Хана В.П., Юринский получил от посредника – Хана В.П. деньги в тот же день».
Или вот еще: «2 декабря 2009 года Замощин снова передал взятку в 300 тысяч рублей».
И снова из материалов дела: «27 июля 2009 года в дневное время у салона «Бьюти» по ул. Киевской, 15 Замощин передал Хану еще 300 тысяч для взятки. Эти деньги Хан передал вечером того же дня у «Белого озера».
Подобным образом заключались контракты по теплоснабжению Томского районного суда в 2009, 2010 и 2011 годах. При заключении контракта в 2009 году директор ООО «Проект КА» Хан В.П. уже сам предложил, что будет передавать Юринскому 5% от суммы по контрактам. Стоимость по каждому контракту составляла около 300 тысяч ежемесячно. Соответственно, Хан отдавал из них около 15 тысяч. Мелочь, а приятно.
В материалах уголовного дела, а позже и в суд, было представлено огромное количество доказательств преступной деятельности соподельников. И самое интригующее в этой истории то, что все взятки Хан четко фиксировал в тетрадях, которые были изъяты из бухгалтерии ООО «Проект КА». Его деятельность подтверждена и записями телефонных переговоров, где Хан договаривается встретиться для передачи взятки. Эти фонограммы на диске были приобщены к материалам дела.
------------
Вопрос прокуратуре: почему Хан не наказан?
Напомним, хоть и формально, но взяточник все же был наказан за коррупцию, чего нельзя сказать о его партнере, Владимире Хане, который сделал успешную карьеру в мэрии Томска уже после суда над Юринским. Сейчас он заместитель мэра города по городскому хозяйству. Причем на момент назначения Хана приговор уже вступил в законную силу. И тот факт, что человека, склонного к явно «коррупциогенному» поведению, так легко допустили до реальной власти в городе, просто поражает воображение.
Поражают и наши силовики. По данному делу Хан и Замощин прошли всего лишь как свидетели. Информации о явке Владимира Хана с повинной или сотрудничестве со следствием мы в приговоре по этому делу не нашли. Но даже если они и есть, то многочисленные факты передачи взяток по закону все равно должны быть выделены в отдельное уголовное производство и расследоваться. Даже в рамках так называемого сотрудничества со следствием!!! Но ничего подобного в нашей истории не произошло, и, надеемся, это вызовет неподдельный интерес у Генеральной прокуратуры, а также в Администрации Президента, куда с соответствующим комментарием мы отправим данную публикацию.
Кроме того, из материалов дела отлично видно, что Владимир Хан, действовал осознанно и умышленно – в обоюдном и тесном согласии с преступником. В самое ближайшее время в силу вступят поправки в закон, согласно которым взяткодатели будут наказываться гораздо суровее самих взяточников. Но закон обратной силы не имеет, и Владимир Хан, который в недалеком прошлом был ещё и небедным бизнесменом, не почувствует это нововведение на собственной шкуре.
Однако совершенно очевидно, что привычки человека не изменить. Неужели не ясно к чему приведет деятельность Владимира Хана на посту заместителя мэра? Возможно, он и сейчас выстраивает отношения по весьма известному принципу «ты – мне, я – тебе». Чем же закончится для Томска такое вот «управление» – лучше даже не думать...
Василий ЕРЕМИН.