МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Томск

За сколько «похоронили» дело красных казарм?

Похоже, без вмешательства прокуратуры за умышленное уничтожение 11 исторических памятников никто так и не ответит...

Масштабный процесс уничтожения памятников истории Томска шел (и идет прямо сейчас!) при полном попустительстве ответственных лиц.

Речь о «Красных казармах», входивших когда-то в комплекс ГПЗ-5. В этих зданиях, построенных во времена Февральской революции, дислоцировались сибирские полки. С 1941 года в корпусах «Красных казарм» разместился эвакуированный 1-й Московский государственный подшипниковый завод – предшественник Томского подшипникового. В 1978 году здания «Красных казарм» были приняты на государственную охрану как памятники истории и культуры. Но кого волнуют такие «тонкости», когда на кону стоят миллионы рублей прибыли?

 

Статус есть!

И в документах до 1919 года они значатся как «Казармы военного ведомства по Иркутскому тракту», «Казармы 42-го полка». С 1918 года их стали называть «Красными казармами» — по цвету кирпича, из которого они были построены. В это комплекс входило, в общей сложности, более 30 зданий из красного кирпича.

Отметим, памятниками истории и культуры Томска эти объекты являются давно. Вот уже более 30 лет подряд, поэтому «не знать» о том, что эти здания являются памятниками, собственники завода не могли. Корпуса всегда находились на особом счету, как не могли об этом «не знать» и новые собственники зданий завода и земельных участков?!

В 2013 году в процессе банкротства ОАО «Ролтом» и ЗАО «Томский подшипник» объекты недвижимого имущества, находившиеся на территории этих предприятий, были реализованы частным лицам путем проведения торгов (ранее эти лица стали владельцами конкурсной массы долгов по очень спорным основаниям). В частности, в этой связи упоминается ООО «Терра». Потом все было перепродано новым собственникам. Каким именно – никому официально не сообщалось. Хотя все этих «новых собственников», безусловно, знали.

 

Чиновники были в сговоре?

Сразу после того, как имущество «Ролтома» и «Томского подшипника» было продано частным лицам, новые владельцы приступили к методичному уничтожению ряда зданий, которые являлись объектами культурного наследия исторической части Томска – «Красных казарм». Уничтожение зданий облегчалось тем, что в документе 1978 года, когда здания приняли под госохрану, не было конкретизировано, какие именно здания входят в этот объект, не указано даже их общее количество и точное местоположение, указывается лишь на «старые корпуса ГПЗ № 5 подшипникового завода».

Однако в феврале 2013 года департаментом по культуре и туризму Томской области был утвержден предмет охраны культурного наследия этого памятника – 33 здания, по улице Пушкина, 63–71, и ул. Северный городок. Более того, об этом был подготовлен соответствующий приказ. И тут вы встречаем первую странность – формально после этого в Министерство культуры РФ должен был быть отправлен комплект документов на объекты культурного наследия регионального значения «Красные казармы», после чего объект в министерском реестре должен был быть зарегистрирован и ему должны были присвоить регистрационный номер. Поясним детали: в число документов, являющихся основанием для государственной регистрации объекта в реестре, входит заключение государственной историко-культурной экспертизы, которая обосновывает необходимость включения объекта в реестр объектов культурного наследия и установление над ним режима государственной охраны. Было ли все это сделано – до сих пор не ясно. Сам департамент культуры пояснений на эту тему никаких не дает. Однако из официального письма Министерства культуры РФ следует, что комплект документов на объект культурного наследия регионального значения «Красные казармы» в министерство не поступал, объект в реестре не зарегистрирован, регистрационный номер ему не присвоен. Почему же пакет документов так и не был отправлен? Возможно, потому что деньги не пахнут...

 

Никто не хотел узнавать

Дело в том, что самым популярным объяснением собственников о законности сноса таких объектов является якобы «отсутствие информированности о том, что здание являлось объектом культурного наследия». Но департамент культуры неоднократно уведомлял и руководство предприятий, и конкурсных управляющих об этом статусе зданий. В редакции имеются соответствующие документы.

Новый собственник земельного участка, на котором расположены объекты культурного наследия, формально может узнать об этом факте либо из соответствующего уведомления от департамента по культуре, либо в Росреестре. Сведения об охранном статусе объекта культурного наследия, о предмете его охраны и об обязательствах по его сохранению, направляются в Росреестр департаментом по культуре после регистрации такого объекта в реестре объектов культурного наследия. Однако на сегодняшний день сведений о регистрации объекта «Красные казармы» в качестве памятника истории нет ни в реестре объектов культурного наследия, ни в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество. Вот почему областной департамент культуры годами проявил такую странную «пассивность» в защите памятников впоследствии!

 

Уже уничтожили 11 зданий!

Однако закон «О регистрации прав на недвижимость» предусматривает возможность защиты памятников даже тогда, когда такие объекты выявлены, но не включены в реестр объектов культурного наследия. В принципе, департамент по культуре Томской области уже давно мог бы заявить о внесении в ЕГРП информации, указывающей на содержание обязательств по сохранению такого объекта. То есть для включения в ЕГРП информации об ограничениях в использовании ОКН и содержании обязательств по его сохранению нет необходимости откладывать этот вопрос даже до внесения такого объекта в единый государственный реестр объектов культурного наследия. Не говоря уже о последующей регистрации в нем. Для этого достаточно даже изданного в феврале приказа департамента об отнесении зданий к ОКН. Поэтому даже то, что здания «Красных казарм» формально не были внесены в Росреестр и не были зарегистрированы в Минкультуры РФ как объекты ОКН, сути дела не меняло. Их снос и уничтожение являлись бы уголовным преступлением.

Пользуясь такой странной юридической неразберихой, уже в марте 2013 года новые собственники земли и зданий «Томского подшипника» начали тайное уничтожение объектов культурного наследия, в частности, кирпичных зданий – построек Томского мушкетерского полка. Только за один месяц на территории завода были снесены четыре здания «Красных казарм», через месяц снесли еще два. От них остались только кучи битого кирпича. Сносившие старинные здания рабочие имели на руках... тот самый приказ областного департамента, изданный в феврале, со всеми адресами и названиями зданий. То есть новые собственники территории все прекрасно знали, что именно они сносят. Кстати, оставшийся от сноса памятников строительный мусор вывозили на отсыпку площадки строящегося неподолёку торгового комплекса.

После скандала по этому поводу в томских СМИ впоследствии полицией все-таки было возбуждено уголовное дело. Но потом его передали в Следственный комитет области.

За расследование уголовного дела сначала рьяно взялась и прокуратура города, обещая расследовать это дело.

– Сейчас в рамках уголовного дела есть возможность провести следственно-оперативные действия и точно установить, кто и зачем снес постройки, – пояснял тогда СМИ старший помощник прокурора Октябрьского района Ярослав Карташев. – Преступление квалифицировано по ч. 1 ст. 243 УК РФ «Уничтожение или повреждение памятников истории и культуры». Максимальная мера наказания – два года лишения свободы.

Ответом на все эти заявления стал буквально скоропостижный снос зданий новыми собственниками, которые стремились уничтожить здания, пока их действия никто не остановил...

 

Уголовное дело замяли?

Однако, как бывало и раньше, впоследствии имена потенциальных подозреваемых так и остались неизвестны – ни администрации Томской области, ни мэрии Томска, ни даже прокуратуре региона якобы установить их не удалось. Уголовное дело по факту умышленного уничтожения памятников истории и культуры было похоронено где-то в недрах канцелярий прокуратуры, полиции и Следственного комитета и благополучно забыто. Его прекратили «за отсутствием состава преступления». Никто за такое масштабное преступление к ответственности так и не был привлечен. Поэтому снос и уничтожение памятников продолжается и в настоящее время. Причем процесс масштабной ликвидации зданий Красных казарм происходит уже при новом мэре Томска. А ведь все буквально лежит на поверхности – известны уже и виновники сноса, и собственники зданий, и владельцы земли... Вся надежда только на то, что новому прокурору Томской области Виктору Романенко станет интересен тот масштабный беспредел, который устроили коммерсанты с большой дороги, иначе по отработанной цепочке исчезнут ещё многие объекты культуры. Таких масштабов преступлений в сфере охраны исторического и культурного наследия Томск ещё не знал...

Василий Каличкин

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах