Корреспондент «МК в Томске» спросил прокурора – в курсе ли он происходящего на строительстве экспериментального реактора, проверяется ли прокуратурой региона возможная поставка песка с нелегальных карьеров? Как выяснилось, областной прокурор отлично владеет темой, поскольку сообщил буквально следующее.
– Хороший вопрос. Но давайте не будем спешить, сейчас мы проводим проверку, – сообщил Виктор Романенко, – это дело находится на контроле. Проверка касается качества бетона и песка, поставляемых на стройку. Пока она не закончена. По завершении проверочных мероприятий мы дадим информацию по этой теме.
В связи с чем вообще возникла эта тема? Мы уже писали о том, что в начале весны активисты ОНФ заметили вереницы техники, которая круглосуточно ввозила в Северск песок с так называемых проблемных карьеров. Один из них не имеет продленной лицензии, второй не рекультивирован. Казалось бы, это формальности, но именно они зародили подозрения о том, что никто особо и не утруждал себя тщательным отбором поставщиков. В противном случае никто бы не разрешил поставлять песок на стройку века с полулегальных карьеров. Тем более что никакой ответственности ни за качества песка, ни за его целевое использование владельцы карьеров не несут. А вот куда смотрел покупатель, то есть государство в лице СХК, – не понятно. По нашим сведениям, законный контракт на вывоз песка заключен только с одним карьером, но на самом деле туда свозится песок со всей округи, в том числе и тот, что не проходил необходимой проверки. И этого никто не хочет замечать.
С подачи путинских «фронтовиков» эта тема заинтересовала и журналистов. Однако публично все заинтересованные лица категорически отказывались предоставлять любую информацию по этой теме, подтверждая факты сомнительной поставки песка на БРЕСТ только в неформальном общении. Со стороны контролирующих федеральных органов мы также наткнулись на полный «футбол» и откровенное нежелание даже фиксировать преступления, не то чтобы пресекать, по сути, незаконную поставку песка в Северск под реализацию проекта «БРЕСТ-300».
Напомним, несколько лет назад похожая схема поставки некачественного песка функционировала при отсыпке левобережной дороги. По документам, туда поставлялся песок с легального карьера, но на самом деле песок везли неизвестно откуда и по гораздо более низким, чем было заактировано, расценкам. Схема с поставками песка на левобережную дорогу, как мы помним, реализовывалась при старом губернаторе Викторе Крессе, а к приходу нового некачественный песок (точнее песчаную «пыль») смыли первые же талые воды и дожди. В итоге уголовное дело «по факту» разбазаривания госсредств при строительстве дороги все-таки было возбуждено. Оно даже разрослось до нескольких пухлых томов, но так и осталось лежать мертвым грузом в оперативном сейфе томской полиции. Следователи тогда полностью подтвердили правоту общественников и журналистов, но... конкретного виновного в случившемся так и не нашли.
Судя по всему, та же самая тягомотина начинается с расследованием поставок «левого песка» для БРЕСТ-300. И это притом, что атомный объект куда важнее объездной левобережной дороги. В нашем распоряжении находятся весьма интересные отписки со стороны Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) и областного департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды на все его запросы. В них обе структуры, по сути, отказываются даже мониторить ситуацию, поскольку «это не в их компетенции». Примерно такую же позицию занял и местный департамент по недропользованию. Надеемся, что хотя бы проверка прокуратуры и личная позиция прокурора сдвинут дело с мертвой точки...