МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Томск

Судебная система в тренде!

Как идёт подготовка к Всероссийскому съезду судей?

Как известно, 15 сентября исполнился год с момента введения в действие кодекса административного судопроизводства российской федерации. Серьезным толчком к появлению кодекса, который бы систематизировал правила разрешения споров между гражданами и государством, послужило заявление Президента РФ В.В. Путина, который выступая на заседании VIII Всероссийского съезда судей поддержал инициативу Верховного суда РФ по скорейшему завершению создания административного судопроизводства, как самостоятельной отрасли.

В преддверии предстоящего IX Всероссийского съезда судей представители судейского сообщества Томской области поделились с корреспондентами «МК в Томске» результатами работы по новым правилам административного судопроизводства, а также рассказали о том, что из задач, поставленных предыдущим съездом удалось исполнить, а над чем еще предстоит работать.

– Александр Александрович, прежде всего хотелось бы спросить с какими итогами судьи нашего региона завершают первый год работы по-новому не только для вас, но и для всей судебной системы России, Кодексу административного судопроизводства? Какие новшества смог предложить этот кодекс рядовым гражданам в решении их проблем?

Отвечает заслуженный юрист Российской Федерации, член Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, председатель Томского областного суда, делегат IX Всероссийского съезда судей Александр Александрович Кайгородов:

– Кодекс административного судопроизводства стал своеобразным симбиозом действующего на момент его принятия гражданского процессуального и арбитражного процессуального кодексов РФ. Прежде всего он детально регламентировал порядок рассмотрения споров, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, начиная от подачи искового заявления и заканчивая исполнением судебных актов. За прошедший период судьями Томской области рассмотрено 22 тысячи дел по новым правилам административного судопроизводства. Одной из основных категорий стали дела о взыскании обязательных платежей и санкций (в виде налогов и штрафов) с физических лиц. Если говорить о предусмотренных законодателем новшествах, то среди наиболее значимых следует выделить правила освобождения от доказывания обстоятельств, которые признаны сторонами по делу, а также впервые на законодательном уровне закрепленную норму, позволяющую оповещать лиц, участвующих в деле (при получении от них письменного согласия – прим.авт.) о предстоящих заседаниях посредством смс-сообщений либо по электронной почте. Еще одно серьезное, и, на мой взгляд, весьма необходимое нововведение затронуло образовательный ценз, предъявляемый к представителям сторон. Обязательное наличие высшего юридического образования у представителей сторон связано, прежде всего, со специфическим предметом регулирования действия Кодекса административного судопроизводства. Например, по делам об оспаривании нормативно-правовых актов или решений органов местного самоуправления правовая сторона вопроса зачастую отходила на второй план. Интересы граждан в суде, как правило, представляли общественные активисты, не имеющие юридического образования, но отлично разбирающиеся в политической стороне вопроса. Поэтому, в большинстве своем, судебное разбирательство превращалось в эмоциональное выражение несогласия группы граждан с каким-либо политическим вопросом, без фактических доказательств, имеющих юридическое значение. Однако задачей суда является действительное выявление несоответствия правовых актов закону, исключая любые политические аспекты.

– Ваши коллеги уже в четвертый раз единогласно избрали вас в качестве делегата на очередной Всероссийский съезд судей, который состоится в конце этого года. Расскажите, что это за событие – Всероссийский съезд судей и что изменилось в судебной системе за время, прошедшее с момента последнего съезда?

– Всероссийский съезд судей – это высший орган судейского сообщества, который принимает важные решения, направленные на совершенствование и развитие судебной системы, и, которые оказывают влияние на общественно-политическую и правовую жизнь государства. Судебная система, как отдельная ветвь государственной власти, реагирует на события, происходящие в обществе, поэтому представители судейского сообщества страны раз в четыре года собираются вместе для того, чтобы выработать единый подход в решении возникающих вопросов, задав дальнейший вектор развития. Прошло четыре года с момента проведения 8-го Всероссийского съезда, и за это время в судебной системе страны произошли, на мой взгляд, самые масштабные изменения за последние 20 лет. Произошло объединение высших судов, серьезное изменение претерпело законодательство, регулирующее как взаимоотношения между гражданами, так и деятельность самой судебной системы. В частности, внесены поправки в уголовное законодательство, благодаря которым декриминализированы ряд преступлений небольшой тяжести, проведена большая работа по совершенствованию практики дифференцированного подхода при решении вопроса об избрании меры пресечения в отношении подозреваемых и обвиняемых, оптимизирована практика рассмотрения споров, направленных на защиту трудовых прав граждан и т.д. Для понимания действенности произошедших изменений приведу пример. Только за прошедший год по решению судов области с работодателей, нарушивших права работников, в пользу последних взыскано порядка 160 миллионов рублей. Наряду с этим проведена колоссальная работа по внедрению современных информационных технологий в деятельность судов. На сегодняшний день в судебной системе области внедрены и успешно функционируют дистанционные судебные процессы с использованием видеоконференцсвязи, позволяющей оперативно и без дополнительных затрат проводить судебные слушания не только на территории области, но и далеко за ее пределами.

– Если мы заговорили о новых информационных технологиях, то хотелось бы узнать, планируется ли введение так называемого «электронного» правосудия в рамках рассмотрения гражданских и уголовных дел, по аналогии с работой арбитражных судов?

– Я думаю, что такая возможность у граждан появится в самое ближайшее время. Но на сегодняшний день возможность использования элементов электронного судопроизводства в гражданском и уголовном процессе затрудняется отсутствием надлежащего законодательного регулирования. Спешка в этом вопросе неуместна, поскольку в судах общей юрисдикции отражаются персональные данные конкретных людей, пришедших в суд за решением личных проблем, и наверняка, далеко не каждый будет согласен с тем, чтобы какие-то сокровенные вопросы, например, связанные с семейными взаимоотношениями, стали доступны любому желающему. Для этого необходимо тщательно проработать вопрос защиты канала связи, благодаря которому человек сможет интерактивно направлять документы в суд. Думаю, этот вопрос станет одним из ключевых на предстоящем Всероссийском съезде судей.

– А готов ли к таким переменам кадровый состав сотрудников судебной системы. Ведь эти новшества в первую очередь выразятся в дополнительной нагрузке и коснутся прежде всего их?

Отвечает председатель Кировского районного суда г. Томска, делегат IX Всероссийского съезда судей В.Н. Жуков:

– Я думаю, что на сегодняшний день в судах области сформированы достаточно профессиональные коллективы, которые не только хорошо выполняют свою текущую работу, но и быстро адаптируются к происходящим изменениям в организации деятельности судов. Говоря «коллектив», я подразумеваю не только судей, а также и аппарат суда – помощников, секретарей, консультантов и прочих людей, от которых зависит слаженность работы суда в целом. И в этом аспекте, если сравнивать нагрузку, которая ложится на плечи сотрудников аппарата суда с заработной платой, которую они получают за свои труды, то это просто несоизмеримо. При этом требования к кандидату, желающему занять должность федерального гражданского служащего суда, очень высоки. Молодые специалисты, которые приходят к нам сразу после университета, весьма амбициозны, и это очень хорошо. Но для нас это, увы, заканчивается тем, что, столкнувшись с объемом работы, к примеру, той же канцелярии суда, и неоправданно низким уровнем оплаты этого труда, они увольняются. Они идут в другие государственные или коммерческие структуры, которые могут в финансовом аспекте предложить им намного больше. Таким образом, проблему стабильности кадрового состава аппаратов судов нужно решать, как можно скорее. Безусловно, на предстоящем съезде судей мы будем настаивать на принятии проекта Федерального закона «О судебной службе Российской Федерации», который призван определить правовое положение служащих судов и их достойное денежное содержание.

– Согласно последним статистическим данным, количество рассматриваемых судами дел ежегодно увеличивается, при этом максимальный груз приходится на долю мировых судей. Предпринимаются ли какие-то действия, чтобы им помочь? Ведь вникать в каждое дело, когда в среднем на судью приходится более 80 дел и материалов в месяц практически невозможно.

Отвечает мировой судья Октябрьского судебного района г.Томска, делегат IX Всероссийского съезда судей Е.С. Емельянов:

– Зная специфику работы мировых судей изнутри, я не могу не замечать как сильные, так и слабые стороны этого звена судебной системы России. Мировая юстиция не остается без внимания как со стороны самой системы, так и со стороны законодателя. За последние несколько лет реализованы мероприятия по упрощению судопроизводства, масштабному распространению приказного производства, внедрение практики выравнивания нагрузки среди судебных участков, а также меры по гуманизации уголовного и административного законодательства. Все это, без сомнения, положительно сказалось на снижении степени нагрузки на мировых судей. Между тем, реформирование мировой юстиции можно и следует продолжать. В частности, принцип несменяемости судей, закрепленный в Конституции Российской Федерации, должен быть в полной мере реализован не только в отношении федеральных, но и в отношении мировых судей. В качестве предложения возможно рассмотреть порядок назначения мировых судей на должность впервые сроком полномочий на 5 лет, а в последующем – бессрочно. Такой порядок, на мой взгляд, только повысит эффективность деятельности мировых судей, а также сократит трудозатраты, задействованных в их назначении смежных органов. При этом, в случае появления признаков несоответствия высокому статусу судьи, могут быть применены закрепленные законом «О статусе судей» механизмы досрочного прекращения полномочий судьи.

– В декабре минувшего года, обращаясь к Федеральному Собранию Президент РФ В.В. Путин в очередной раз обратил внимание на необходимости реформирования института присяжных заседателей. Спустя полгода, в июне 2016-го, были внесены поправки в законодательство, регулирующее деятельность присяжных. Готовы ли к предстоящим изменениям сегодня наши суды?

Отвечает председатель Томского гарнизонного военного суда, делегат IX Всероссийского съезда судей А.Г. Зайнуллин:

– Институт присяжных заседателей в России существует более полутора сотни лет, поэтому рассуждать о том, насколько он необходим в нашем обществе, наверное, нет смысла. Но совершенно очевидно, что назрела необходимость усовершенствовать, модернизировать формы его существования. Существующая система формирования и функционирования коллегии присяжных не позволяла максимально эффективно использовать этот институт. Поверьте, не так просто, как это может показаться, собрать работоспособную коллегию из 14 человек (12 основных и двух запасных присяжных), которые добровольно на протяжении длительного времени будут добросовестно ходить на каждое судебное заседание и соблюдать все ограничения, которых они должны придерживаться до вынесения вердикта. Сокращение численного состава присяжных, расширение категории дел, подсудных рассмотрению с участием заседателей, на мой взгляд, только расширит практику применения данного института, а также благодаря более широкому привлечению граждан к отправлению правосудия, повысит доверие общества к суду. Согласно внесенным изменениям в Федеральный закон «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» с 1 июня 2017 года возможность рассмотрения уголовных дел с участием присяжных заседателей появится в районных судах и в гарнизонных военных судах. Ввиду этого более актуальной становится проблема недостаточности обеспечения судов служебными помещениями. Не все здания, в которых располагаются районные и гарнизонные военные суды способны выделить дополнительные площади, необходимые для нормального функционирования суда присяжных. На мой взгляд, Съезду предстоит принять резолюцию, благодаря которой в самое ближайшее время будут определены материально-технические, финансовые, информационные и прочие условия для полноценной работы присяжных заседателей в районных и гарнизонных военных судах.

Завершая встречу, гости редакции пообещали продолжить наш разговор, но уже после своего возвращения с IX Всероссийского съезда судей.

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах