МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Томск

Куда «приземлится» дело томских «подопечных» Романа Троценко?

Зарабатывая миллионы на госимуществе, «Аэропорт Томск» платит в бюджет копейки, не перечисляя даже их вовремя

На минувшей неделе мы написали о том, что томский аэропорт в Богашево увяз в судах. Количество исков, в которых участвовало ООО «Аэропорт Томск» за 2015-2017 исчисляется десятками. Финансово-хозяйственные споры идут по самым разным поводам. Журналисты проанализировали их и выяснили много интересного. Оказывается, зарабатывая на государственной собственности миллионы, компания платит в бюджет чуть более рубля за квадратный метр, не перечисляя даже эти копейки вовремя.

Благодаря чему такое стало возможным?

Как видно из картотеки судебных дел, против фирмы ООО «Аэропорт Томск» уже множество раз подавались иски в суды от самых разных инстанций.  Это связано с тем, что сейчас томский аэропорт находится в ведении сразу двух юридических лиц, с весьма запутанными правоотношениями - ФГУП «АГАА» и ООО «Аэропорт Томск». Предприятие ФГУП «АГАА» является балансодержателем имущества российских гражданских аэродромов федерального значения, а также аэродромов, реконструируемых в рамках федеральных целевых программ. Предприятие находится в ведении Федерального агентства воздушного транспорта. Основная деятельность - управление имуществом аэродромных комплексов для обеспечения конкурентоспособности рынка аэропортовых услуг. По сути это оператор по использованию федерального авиаимущества.

В Томске в финансово-хозяйственном ведении ФГУПа находится часть имущества аэропорта, которое запрещено приватизировать. К ним относится большой комплекс объектов площадью в 351 757 квадратных метров, расположенных в Богашево.

Именно с арендной платы за него и связаны многочисленные судебные иски, в которых ООО «Аэропорт Томск» участвует еще с 2010 года. Первый судебный иск был подан еще в апреле 2010 года со стороны территориального Управления Росимущества - о взыскании с аэропорта 3 млн.263 тысяч рублей задолженности по арендной плате и пени за просрочку выплат. В ответ со стороны ООО «Аэропорт Томск» против Росимущества был подан встречный иск о взыскании 1 млн. 567 856,3 рублей стоимости капитального ремонта объекта аренды в 2009 году. В результате в пользу федерального бюджета было взыскано 1 млн.103 тысячи рублей основного долга в бюджет было выплачено 39 тысяч 317 рублей.

В 2011 году ситуация зеркально повторилась. Росимущество снова подает иск о взыскании арендной платы и пени в размере 1 млн. 469 тысяч 795,05 рублей. В ответ, со стороны аэропорта снова идет встречный иск о взыскании 1 млн. 306 тысяч рублей за капитальный ремонт теперь уже взлетно-посадочной полосы. Суд удовлетворяет встречный иск в полном объеме и постановляет уплатить в бюджет только 46 тысяч 863 рубля. При этом в решении суда не сказано о независимой экспертной и судебной оценке выполненных ремонтных работ.

В декабре 2015 году против ООО «Аэропорт Томск» подается еще один иск в суд, на этот раз со стороны ФГУП «АГАА», о взыскании 2 млн. 315 тысяч 600 рублей –неосновательного обогащения за пользование имуществом истца. Требования мотивированы тем, что ответчик осуществляет использование имущества, закрепленного за истцом на праве хозяйственного ведения в отсутствие правовых оснований (прежний договор аренды был прекращен). За период пользования имуществом с октября по декабрь 2015 года ответчику начислена плата, которую истец просит взыскать как неосновательное обогащение. Этот процесс длился почти два года и закончился только в июле 2017 года. Суд удовлетворил требование ФГУПа, но выплачено ему было всего 13 тысяч рублей…

В итоге по трем судебным процессам, в бюджет было заплачено всего чуть более 90 тысяч рублей. При этом размер арендной платы достаточно смешной – чуть более рубля за квадратный метр…

Но и это не все странности с финансово-хозяйственной деятельностью томского аэропорта и находящегося в его ведении федерального имущества. Дело в том что против компании «Аэропорт Томск» дважды подавались иски в суд и со стороны транспортной прокуратуры Томской области, в 2014 и 2016 гг.. Суть этих исков – неправомерное пользование федеральным имуществом.

Ключевой момент здесь - отсутствие оценки рыночной стоимости объектов в Богашево, которые были переданы в аренду компании, и разумного размера арендной платы за них. По последним судебным искам, на основании договора об аренде от 2015 года она определена в размере 4 млн. 793 тысяч 851 рублей в год, что примерно 399 тысяч рублей в месяц. Рыночной цене, но тем не менее…Стоимость арендной платы, по нашему мнению, могла быть гораздо больше, а значит и доход государства тоже.

Напомним, компания ООО «Аэропорт Томск» принадлежит фирме ООО «Новапорт Холдинг» и департаменту по управлению государственной собственностью Томской области. ООО «Новапорт Холдинг» в свою очередь оно принадлежит странной компании с юрисдикцией на Кипре – «ТИ.ЭС ТРАНС САЙБИРИА КО ЛИМИТЕД». Именно туда, видимо, и поступают все платежи. Кроме того, как пишут российские СМИ - «Новапорт» — дочернее предприятие фонда AEON Corporation, управляющего активами российского миллионера Романа Троценко. По оценке Forbes его личное состояние - 750 млн. долларов. Более подробную версию статьи читайте в бумажной версии газеты «МК в Томске».

 

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах