МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Томск

Музыка, которую ждут...

В конце октября Томская областная филармония представила публике художественного руководителя и главного дирижера симфонического оркестра Михаила Грановского.

28 октября оркестр под его руководством дал первый, инаугурационный, по меткому замечанию Алексея Устинова, концерт.

Предваряя эту музыкальную премьеру, Михаил Грановский встретился с журналистами. Главный редактор известного и авторитетного издания «Музыкальное обозрение» Андрей Устинов представил маэстро публике:

– Эта встреча организована для публики, которая хочет знать, «что у дирижера в чемодане» и что стоит за его сценическим образом. Хочется надеяться, что эта встреча будет не последней, и надо подумать над тем, чтобы такие встречи маэстро с публикой проходили на постоянной основе.

Сейчас в России идет смена дирижерских поколений. Это довольно активный процесс. Есть маэстро, которые руководят коллективами около 40 лет. Рекордсменами по руководству симфоническим оркестром были два музыканта – это недалеко от вас живший Арнольд Михайлович Кац (53 или 54 года руководства) и Евгений Александрович Мравинский, который 50 лет руководил оркестром. Некоторые дирижеры приближаются к 40 годам и больше. В европейской практике такое невозможно. Но в России, поскольку мы находимся между Азией и Европой, у нас происходит «смешение жанров»: либо дирижеры меняются раз в два года, либо по 50 лет занимают пост руководителя.

Погружение в музыку

Андрей Устинов:

– В музыкальной практике и в жизни филармонии главный коллектив это все-таки симфонический оркестр. Это очень важно и правильно. И если это понимается, то совершено логично, что первый абонемент Томской филармонии назван «Главный представляет...».

Оркестр в этом году возглавил Михаил Грановский, которого я знаю много лет и очень горжусь этим. Мы вместе делали один из серьезных проектов в Екатеринбурге, посвященный нашей газете («Музыкальное обозрение» – прим. ред.). Мне очень импонировало, как Михаил Грановской подходил к подбору репертуара. Глубокое понимание материала и отношение к работе – отличительные черты маэстро. С таким же подходом он относится к своей профессии и работе с оркестром.

– Первый вопрос, который хочется задать маэстро: каковы ваши первые впечатления об оркестровом звучании?

Михаил Грановский:

– Абонемент главного дирижера 2018/19 сезона, который дирижирует в Большом зале филармонии, только один – это только 4 концерта, все остальное – это либо органный зал, либо заграничные маэстро, либо киномузыка и сказки с оркестром. Этого мало для оркестра, который должен играть прежде всего симфоническую музыку. Поэтому я надеюсь, что со следующего сезона мы немного поменяем акценты. Надеюсь, что мы будем больше играть в Большом концертном зале – я бы этого очень хотел. Чтобы был не один абонемент с симфоническим оркестром, а как минимум три абонемента именно в Большом концертном зале.

Органный зал, который все прекрасно знают, на данный момент акустически не может в полной мере вместить в себя сочинения романтической музыки и музыки ХХ века. Это прекрасный зал, совершенно роскошное место – входя в него, настраиваешься на высокий стиль, и глаз радуется. Замечательный зал, но есть акустические проблемы. Так же, как есть акустические проблемы и в нашем Большом зале. Но это, я думаю, вопрос неотдаленного будущего.

А.У.: Реконструкция зала в плане акустики – очень дорогостоящее предприятие. Вариантов таких решений несколько. И все это будет стоить достаточно дорого – не менее 1 млн долларов. Хотелось бы, чтобы Михаил Григорьевич рассказал о тех изменениях, которые коснутся симфонического оркестра.

М. Г.: Я думаю, что прежде всего это расширение академического репертуара. Хочу, чтобы один абонемент мы назвали (он пока находится на стадии формирования) – «Национальные культуры», потому что мы живем в век глобализации, когда стираются границы и все могут всё: американцы могут играть русскую музыку, русские могут играть музыку разных народов. Я приветствую в наше время фестивали, посвященные национальной симфонической культуре: румынские, венгерские, чешские, польские... Я вижу в этом интерес и, надеюсь, это будет интересно публике. Важно и нужно играть музыку разного времени, разных авторов, они будут объединены своими национальными рамками и национальной принадлежностью. Это один вектор.

А.У.: Я хочу добавить, что этот вектор отражает и европейскую репертуарную политику – примером служит фестиваль, посвященный юбилею Кшиштофа Пендерецкого в Польше. В первом концерте будет исполнена венгерская музыка, во втором – чешская музыка. События развиваются в том же контексте. Это мейнстрим репертуарной политики многих европейских симфонических оркестров.

Время диктует новации

М.Г.: Вообще хочу сказать, что при подходе к репертуару для меня примером был всегда Геннадий Рождественский – мой педагог, у которого я учился в консерватории. И уже сейчас я могу сказать, что заключительный концерт закрытия сезона 6 июня я посвящаю Геннадию Рождественскому и по этому случаю пригласил и (надеюсь, что они приедут) его супругу и Александр Рождественский, скрипач. Это не будет концерт памяти, это будет концерт из произведений и музыки, которые Рождественский любил: английская и русская (Шнитке, Денисов) музыка. Не буду раскрывать всех секретов – будет интересно.

Я хочу сказать, что в наше время помимо Рождественского для меня авторитетом в области репертуарной политики оркестра является Владимир Юровский. Это главный дирижер Госоркестра, также главный дирижер Лондонского филармонического оркестра и многих других коллективов. Юровский и Михаил Плетнев – это два дирижера, которых я безмерно уважаю. Мне нравится идея Юровского объединять классические произведения с современными через какую-то нить, когда есть точки соприкосновения, они могут быть совершенно различные, эти авторы могли друг друга и не знать. Но связь несмотря на это прослеживается либо через литературные образы, либо через другие аспекты, но не признать этого нельзя. Юровский очень много играет современной музыки, он дает жизнь современной музыке. И предваряя наш концерт 11 ноября, не могу не сказать, что я подписался от имени Томского оркестра в проект «Другое пространство» (не без легкой руки Андрея Алексеевича Устинова). Это проект Московской филармонии – фестиваль, который в этом году отмечает уже 6 лет. Впервые в этом году они задумали и провели конкурс среди молодых композиторов на сочинение музыки от 8 до 12 минут для симфонического оркестра. И сначала композиторское жюри выбрало 17 партитур, а потом дирижерское жюри во главе с Владимиром Юровским (и все те дирижеры, которые изъявили желание участвовать в этом проекте) – мы отбирали из этих партитур (мне их прислали на почту в электронном виде) то, что каждому близко, с тем чтобы уже в этом году исполнить это сочинение. Молодые композиторы получают возможность исполнения их музыки – дело во главе угла. Это большая редкость – чтобы музыка молодых композиторов исполнялась.

А. У.: Есть еще идеи о фестивальной и конкурсной компоненте? Это очень важно для оркестра и филармонии. Ведь рядом проходит фестиваль «ТРАНССИБ». Я знаю, что прошли переговоры и будет какое-то взаимодействие?

М. Г.: Будем надеяться. Я предложил оркестру вовлекать музыкантов в камерные программы, чтобы каждый из них играл камерную музыку. Лучше всего начинать с венских классиков – Гайдн, Моцарт. Во-первых, на этой музыке искусство музыканта-инструменталиста будет расти. Это очень серьезный момент – для общего оркестрового дела это нам важно. Во-вторых, это хорошо для публики – у нас не так много играется классической камерной музыки. А тут они будут играть и дуэты, и терцеты, и квартеты, и секстеты. И нонеты – приветствую такое исполнение. Такая задача – исполнение камерной музыки – поставлена перед оркестром. Надеюсь, руководство филармонии пойдет навстречу.

– Это отдельные концерты или в рамках имеющегося репертуара?

М. Г.: Мы будем использовать все возможности и в рамках общих выступлений и в ключе отдельных концертов. Произойдут дополнения в уже подготовленные концертные программы.

А. У.: В Московской филармонии такая деятельность идет давно. Сами музыканты составляют такие программы, помимо тех концертов, которые планирует филармония. Во-первых, это увеличивает авторитет самой филармонии. Во-вторых, это сближает музыканта с аудиторией самым тесным образом – на сцене камерного зала Московской филармонии могут работать не более 8 музыкантов. Создается особая, камерная, доверительная атмосфера. Развивается мастерство оркестрантов. В-третьих, привезти сюда камерные коллективы – это дорого очень. Публика с трудом возвращается в камерное музицирование. Этот процесс сейчас получает второе дыхание.

Юбилей Эдисона Денисова

Наталия Чабовская, директор Томкой филармонии:

– Есть проекты, которые реализуются уже несколько лет в Томской филармонии. Активно работает в сотрудничестве с нами Томский музыкальный колледж. 2019 год пройдет в Томске под именем нашего земляка – мы будем отмечать 90-летие Эдисона Васильевича Денисова. И Михаил Григорьевич активно включился в эти процессы. Мы хотели бы, чтобы прошел форум, сейчас мы к этому готовимся. И в апреле, 14-го числа, пройдет концерт в Большом концертном зале, посвященный юбилею композитора. Михаил Григорьевич расскажет, что мы хотим предложить томской публике.

М.Г.: Да, я расскажу о программе, которую мы готовим к этой дате. Мне хотелось, чтобы творчество Денисова было представлено как можно более широко, чтобы прозвучало сочинение его педагога Виссариона Шебалина, поскольку Денисов учился у него в консерватории. Мы откроем концерт 14 апреля Сюитой вальсов Шуберт-Денисов, затем прозвучит Шебалин (концертино для скрипки и струнного оркестра) и следующее из сочинений Денисова – камерная симфония для альта, клавесина и струнных. Оба этих произведения исполнит внук Денисова – Федор Рудин. Затем в первом отделении я хотел бы, чтобы прозвучали сочинения последователей Денисова, и поэтому мы планируем исполнить сочинения Юрия Каспарова «Линкос», секвенция для оркестра, и произведение Дмитрия Смирнова «Космическая Одиссея для большого симфонического оркестра». Второе отделение – это Дебюсси, поскольку Денисов очень любил этого композитора, будет исполнена увертюра к опере «Родриго и Химена», которую оркестровал Денисов. Прозвучит ранний вокальный цикл «Твой облик милый...» на стихи Пушкина для тенора с оркестром. И закончим этот концерт Kirie для хора и оркестра, заказанное композитору Баховским фестивалем из Штутгарта к юбилею Моцарта. Начинает звучать Kirie Моцарта и минуты две вас не покидает это ощущение погружения в романтическую канву, но современная жизнь накладывает свой отпечаток и в конце слушателей встречает просветление, которым мы и хотим закончить предстоящий апрельский концерт.

Планов у художественного руководителя и главного дирижера много. Предстоит плодотворная и многотрудная работа с оркестром. А на концерте 11 ноября Томским Академическим симфоническим оркестром впервые в мире будет исполнен «Concertando» для фортепиано с оркестром Алексея Чернакова.

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах