Благотворительный фонд «Человек и закон» на страницах газеты «МК» в Томске» опубликовал десятки острых публикаций, которые вызвали нешуточный общественный резонанс как в регионе, так и за его пределами. В этом выпуске напомним самые интересные из них и расскажем о том, к какой реакции они привели со стороны органов государственной власти и надзирающей за соблюдением законов. Или не привели...
Увольнение Кребеля
Начали мы с исследования дел председателя Седьмого Апелляционного арбитражного суда Томской области Виктора Кребеля, фигуры очень могущественной и влиятельной. Напомним, он руководил судом почти 20 лет и был в списке «непотопляемых фигур» региона. О Викторе Кребеле у нас вышло порядка четырех больших статей, где были рассмотрены странности с доходами руководителя суда, который стал владеть дорогим имуществом при весьма скромных официальных доходах, и ситуация связанной со зданием и земельным участком, на котором разместился Седьмой Апелляционный суд. Кроме того, нас заинтересовали конторы, которые разместились в здании суда. А также огромный забор, который огораживал территорию суда, а установлен был незаконно, по сути с захватом муниципального земельного участка. В процессе своего исследования обнаружилась контора ООО «Тодна», которая уже много лет технически обслуживает и помогает суду эксплуатировать здание, хорошо пристроившись к госзакупкам и освоению десятков миллионов рублей бюджетных денег. Ею владел Вячеслав Макаренко.
После наших публикаций были организованы проверки со стороны мэрии города, которые выяснили: да, забор был поставлен на так называемой территории Р-1 (зоне рекреационного назначения) – вдоль набережной реки. Он не был никак оформлен, и налог за, по сути, самовольно захваченный земельный участок, в казну не платил никто. Серия статей привела к закономерному финалу – 28 марта Виктор Кребель был уволен с поста председателя суда Высшей квалификационной коллегия судей.
Уголовное дело по ледяным cкульптурам
Много материалов вышло по поводу государственных закупок и всевозможных махинаций и ухищрений, которые периодически организовывали местные чиновники. Например, на сооружении несуществующих ледовых скульптур на площади Новособорной были «освоены» миллионы рублей из городского бюджета. Странности бросились в глаза журналистам сразу же, ведь на сооружение ледовых скульптур в Томске потратили почти 11 миллионов рублей, а в Северске – 1,7 миллиона. Однако ледовый городок в Северске выглядел куда солиднее и масштабнее, чем тот, который сделали в областном центре. Мало того, по документам выявилось дублирование ледовых скульптур, на сооружение которых были выделены деньги со стороны МУП «КТО», и администрации города, но по факту скульптуры были сооружены только по одному из контрактов. Плюс, по условиям договора ледовые скульптуры могли соорудить еще и на Набережной реки Ушайки. Но там их попросту не оказалось...
После опубликования этой информации в СМИ скульптуры начали экстренно сносить, хотя по контракту они должны были стоять там до 15 марта. Сотрудники полиции Томска провели по этому поводу доследственную проверку, которая привела к возбуждению уголовного дела по факту мошенничества в июне этого года. Позже оно было прекращено, так как деньги в размере 1,8 млн рублей были возвращены в бюджет города.
Стоимость иномарки вычли из тарифа
Еще одно громкое дело – покупка в ПАО «Томская энергосбытовая компания» дорогой иномарки за 2,8 млн рублей. Шикарный автомобиль марки Mitsubishi Pajero Sport 3.0 2017 года выпуска в цвете «белый перламутр» приобрели для руководства. Новый автомобиль приобретается взамен старого, почти точно такого же, но только 2012 года выпуска. Все это было выдано за какой-то «инвестиционный проект», правда, причем тут инвестиции – никто не понял. Тем более что согласно финансовой отчетности компании, она почти не показывала прибыли. Выручка ПАО в 2015 году составила 12 млрд 912 млн рублей, в 2016 году – 13 млрд 552 млн рублей. Между тем чистая прибыль при таком объеме реализации энергии почему-то была невелика, – всего 858 тысяч рублей в 2015 году, и 869 тысяч рублей в 2016 году. За последние два года резко увеличилась дебиторская и кредиторская задолженность, а также краткосрочные обязательства «Томскэнергосбыта». Весьма странно, что при таких финансовых показателях руководство решило потратить большие средства на покупку дорогих иномарок. В итоге автомобиль стал причиной отказа от согласования инвестиционной программы на 2017 год со стороны областного департамента тарифного регулирования.
Чиновникам запретили зарабатывать на трупах
Много статей мы посвятили изучению рынка ритуальных услуг в Томске, где за последние четыре года творится что-то предельно непонятное. Создается ощущение, что томские чиновники решили полностью отдать эту сферу деятельности на откуп частным похоронным компаниям и ритуальным агентствам. Во-первых, весьма странным было то, что областное бюро судебно-медицинской экспертизы (БСМЭ ТО) вдруг внесло изменения в свой устав и получило право оказывать платные ритуальные услуги населению, что открывало широкий простор у бюро для всевозможных операций с трупами. Это решение было принято тогдашним руководителем бюро Евгением Парежевым с подачи руководителя департамента облздрава Александра Холопова. Мы опубликовали информацию об этом. После чего незаконное решение было оспорено УФАС Томской области, которое вынесло представление об исправлении устава, но в БСМЭ не выполнили это указание, что привело к серии судов, которые были проиграны бюро, но поручение УФАС никто и не подумал выполнить. Сейчас антимонопольщики хотят привлечь новое руководство бюро к административной ответственности за неисполнение предписания, посмотрим, чем закончится эта попытка – мы сообщим в ближайших выпусках.
Холопова не уволили, но уголовные дела начали заводить
Одна из самых болезненных для томичей тем в 2017 году – постоянные инциденты с местными медиками. Например, были возбуждены уголовные дела против бывшего главного врача томской областной стоматологической поликлиники, бывшей заммэра Томска Татьяны Домнич и ее мужа, главного врача Томской районной больницы в Тимирязево Олега Домнича. Речь в обоих случаях шла о хищении сотен тысяч рублей из фонда заработной платы за совмещение фиктивных должностей. За это Татьяна Домнич уже получила условный срок, но дело против ее мужа продолжает расследоваться.
Однако самой обсуждаемой стала целая вереница смертей в томских больницах. В самых детальных подробностях мы писали о каждой такой трагедии. Например, о смерти от последствий пневмонии 53-летнего Сергея Терехова в горбольнице№3; смерти в той же самой больнице от последствий аппендицита 23-летнего томича Владислава Ромашова, а также о странной гибели в клинике СГМУ 33-летнего пациента Александра Головея, который умер после удаления «банальной» пахавой грыжи. А совсем недавно после операции по удалению пяти зубов погиб пятилетний мальчик из Каргасокского района и в этой же районной больнице от нарушения свертываемости крови погибла 13-летняя девочка. По нескольким таким случаям уже возбуждено уголовное дело.
Кроме этого, мы дали несколько материалов о крайне неблагополучной ситуации, которая сложилась в Томской области по заболеванию туберкулезом (за год от этой болезни и ее последствий умерло около сотни человек), что подтверждали два инцидента со школьниками, у которых была обнаружена открытая форма туберкулёза.
Случаи со смертями детей вынудили областные власти создать независимую медицинскую комиссию из ключевых специалистов томской педиатрии, которая будет разбирать все случаи детской смертности в регионе. В ее состав вошли девять врачей, председателем стала доцент кафедры факультетской педиатрии с курсом детских болезней лечебного факультета СибГМУ, доктор медицинских наук Елена Камалтынова. Что же касается смертности среди взрослых, то, увы, никто никаких комиссий по этому поводу создавать не собирается. Никто из врачей за эти смерти не был уволен и наказан, как пока не уволен со своего поста начальник облздрава Александр Холопов.
...и не удалось в 2017 году?
Преступная ритуальная деятельность продолжает процветать
Есть ряд тем, которые, судя по всему, перекочуют с нами в следующий год. Одна из них – доведение местного муниципального Комбината спецобслуживания (УМП «КСО») до фактического банкротства. Под предлогом «оптимизации» в мэрии решили ликвидировать 50-ю муниципальную бригаду, которая занималась вывозом тел умерших, для доставки в на медэкспертизу. На предприятии прошли сокращения сотрудников на предприятии, им урезали зарплату, клиентскую базу УМП активно использовали для пополнения базы коммерческой компании, бригада множество раз увозила тела умерших в ритуальные залы «Белого Ангела» и другие частные шарашки.
После серии публикаций была проведена проверка деятельности КСО со стороны Счетной палаты и мэрии Томска. Итогом стало снятие Станислава Байкова с должности директора. Однако это не остановило ликвидацию муниципальной бригады по перевозке тел умерших (сейчас она по факту вообще сокращена) и падение экономических показателей в УМП «КСО». В мэрии Томска, по всей видимости, во что бы то ни стало несмотря на шум в прессе решили уничтожить муниципальное предприятие дальше, причем с одной только целью – отдать все ритуальные услуги на откуп частным конторам.
Игорные залы продолжают работать
Как и в прошлом году, мы активно освещали деятельность подпольных игровых залов и казино в Томской области, чей подпольный теневой оборот за год приближается к 1 миллиарду рублей. Несмотря на огромную «борьбу» в этом направлении со стороны полиции, по большому счету почти ничего не изменилось. Деятельность игорных сетей Томска хоть и видоизменилась, но продолжается.
Согласно официальным данным, за 2,5 года сотрудниками полиции была пресечена деятельность 171 незаконного игорного заведения и возбуждено 16 уголовных дел. Правда, на месте закрытых залов немедленно возникли новые. Сегодня незаконная деятельность игорного бизнеса в Томской области завуалирована под различные квазизаконные формы деятельности – такие как «Вексельные системы», букмекерские конторы по типу конторы «СпортБет», «МаксБет» оказание посреднических брокерских услуг, вроде сети по торговле бинарными опционами «Холитрейд», компьютерные клубы и так далее. Сейчас в Томске функционирует порядка 30–35 таких залов.
Справедливости ради скажем, что некоторые успехи есть только в борьбе против «Вексельной системы». В этом году один из районных судов Томска признал компанию организовавшее азартные игры под видом работы «Вексельной системы», виновной в административном правонарушении, за что ее оштрафовали на 700 тысяч рублей. Правда, почему работу этой сети в Томске никто не мог закрыть почти три года, – неизвестно. Несмотря на это в данный момент в городе продолжает активно расширяться игровая сеть «СпортБет», с которой вообще никто по факту не борется. Владельцы недвижимости, в которых открываются подобные игорные залы, вообще не привлекаются ни к какой ответственности.
На «Прорыве» продолжают осваивать миллиарды
В прошлом и нынешнем году мы посвящали много страниц освещению хода реализации проекта «Прорыв» – строительства в Северске опытно-демонстрационного реактора на быстрых нейтронах БРЕСТ-300-ОД и модуля по фабрикации-рефабрикации ядерного топлива. Этот проект реализуется ГК «Росатом» и правительством России с 2012 года. На эти цели израсходованы миллиарды рублей, но вот сама стройка идет ни шатко ни валко. До сих пор не готов модуль фабрикации ядерного топлива, который должен был быть введен в декабре 2017 года. В конце ноября стало известно о том, что финансирование возведения реактора БРЕСТ-300 в Северске будет приостановлено со стороны правительства страны. На строительство энергоблока с реактором в Северске не будет выделено средств в рамках федерально-целевой программы «Ядерные энерготехнологии нового поколения» до 2020 года включительно. Ранее на объект с 2010 по 2014 года было выделено 775,8 миллиона рублей из федерального бюджета, правда, сколько освоили в последующие годы – информации нет. При этом правительство пока продолжит финансировать строительство модуля фабрикации. До 2020 года в рамках федерально-целевой программы на возведение объекта и оборудования для него направят еще 7,5 миллиарда рублей из бюджета, из них 3,9 миллиарда рублей – в 2018 году. Сколько же средств всего было выделено на объект суммарно за последние 5 лет – неизвестно до сих пор. По нашим оценкам – уже около 20 млрд рублей, то есть примерно 30% от общей суммы, в 64 млрд рублей, огромные деньги. И несмотря на это, до сих пор не готов даже модуль фабрикации, а компании-подрядчики этой стройки находятся либо в процедуре банкротства («Спецтеплохиммонтаж»), либо в предбанкротном состоянии (генподрядчик ООО «Ява-строй»).
И совсем недавно стало известно о том, что генерального подрядчика решили сменить на другую компанию – ООО «Управляющая компания «Уралэнергострой». Одним из учредителей этой компании является Андрей Язев, сын бизнесмена и бывшего депутата Госдумы Валерия Язева, который владеет ООО «Ява-Строй». Между тем по факту финансы стройки сейчас контролирует давний партнер Язева, генеральный директор ООО «УК «Уралэнергострой» Виктор Суруда, известный тем, что ранее был замешан в скандалах с уголовными делами и привлекался к субсидиарной ответственности в 2,5 млрд рублей. Никого лучше для продолжения такого масштабного строительства, как видим, не нашлось, что явно свидетельствует о том, что ничем хорошим проект может так и не закончится...
Инициативы путинских активистов властью проигнорированы
Уходящий год, как нам уже не раз на уровне правительства сообщали – Год экологии. Каким же он стал для Томской области? Об этом говорит множество наших материалов на эту тему, которые мы посвящали самим разным темам, – очистке озер, вырубке лесов, незаконному строительству, сбросу канализационных отходов в реку Ушайку и Томь, строительству очистных сооружений в поселке Спутник, загрязнению прудов около Губина и Нелюбина. К сожалению, придется признать тот факт, что с экологией и ее защитой как-то не особо у наших властей задалось. Яркий пример – то, чем закончилось строительство новых очистных сооружений в Спутнике, против чего активно возражали местные жители. Их можно было понять – новые очистные траншеи и пруды-отстойники подходят прямо к их домам, все это хозяйство будет работать в буквальном смысле на расстоянии 25–50 метров, что не добавит им приятных ощущений... Кроме того, учеными и экологами были высказаны серьезные опасения насчет того, что вся эта система очистки через каналы и пруды-отстойники не будет работать в условиях Сибири, об этом много выступал томский общественник и член рабочей группы ОНФ Сергей Жабин. На все эти доводы томские чиновники просто наплевали. В ноябре была поставлена последняя точка в истории, которая длилась почти полтора года. Жителям поселка, выступающим против ввода новой системы очистных сооружений в эксплуатацию, отказали в рассмотрении их кассационной жалобы.
Не очень удачно идут и попытки жителей в селе Зоркальцево помешать сооружению в работе асфальтобетонного завода, который расположился прямо возле их домов. Словом, все для жителей области и наших горячо любимых граждан, экологию вам тут обеспечили на должном уровне, хоть уезжай в другой регион...
Ропотребназором руководят все те же лица
Один самых крупных скандалов уходящего года стал инцидент с массовым отравлением гостей и участников фестиваля на «Празднике топора» в селе Зоркальцево 15–16 августа, когда от плохой пищи пострадало почти 130 человек. Причем 28 из них попали в больницы с тяжелым отравлением, из-за чего праздник был необратимо испорчен и даже досрочно прекращен. Его участники понесли большие убытки, из-за карантина.
Как известно на сегодняшний день, организацией питания, для участников фестиваля, занималось фирма ООО «Аккурат», которая принадлежит Алексею Ли и ИП Татьяны Де. Эта компания уже три года занималась поставкой комплексных обедов для участников «Праздника топора», и не вызывала нареканий. Все изменилось в одночасье после того, как ее сотрудников проверили. У одного из работников нашли следы недавно перенесенной дизентерии. Правда, официальной версией случившегося до сих пор считается кишечная палочка.
По факту массового заболевания людей было возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 238 УК РФ (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности), деятельность компании «Аккурат» была приостановлена по решению суда, а саму ее впоследствии оштрафовали на 200 тысяч рублей.
После массового отравления сотрудники регионального Управления Роспотребнадзора провели пресс-конференции для журналистов, но на ней они даже не смогли ответить на вопрос, сколько туалетов работало в парке в момент отравления. Увы, это был далеко это не первый случай с массовыми отравлениями в Томской области – за последние два года их было уже несколько. Причем от пищевых отравлений в школах, лицеях, гимназиях и детских садах страдали десятки детей. Но несмотря на все публикации в местных СМИ и уголовные дела, которые были возбуждены по факту всех эти инцидентов, руководство местного Роспотребнадзора остается неизменным. Виктор Пилипенко по-прежнему исполняет свои служебные обязанности, хотя по логике вещей его давно следует оттуда убрать, так как эффективность его работы, на наш взгляд, стремится к нулю.
«Дело Мальцевой»: не то и не сё
Наиболее резонансное преступление, которое мы освещали очень подробно весь 2016 и 2017 годы, – убийство семилетнего школьника его 28-летней матерью Дарьей Мальцевой в феврале 2016 года. Эта история широко освещалась в томских и федеральных СМИ, ей были посвящены сотни публикаций. По официальной версии, мать убила своего сына за плохо сделанные уроки, забив его до смерти, нанеся мальчику множественные удары по телу и голове. На первых допросах она признала свою вину полностью и целиком. Вроде бы все в этой истории было понятно, но дальше стали происходить непонятные вещи.
Например, выяснилось, что Дарья Мальцева с мальчиком проживали в квартире с Андреем Н. и его гражданской супругой Светланой К., у которых была совместный ребенок, девочка 3 лет. Мало того, мужчина владел несколькими квартирами, поскольку он был риэлтором, и эта странная семья из пяти человек постоянно меняла свои адреса. Они успели довести всех соседей до белого каления своим «замечательным» поведением. Особенно усердствовала Светлана, за которой были замечены многочисленные вспышки немотивированной агрессии и нападения на людей. И именно ее многие подозревали в смерти мальчика. Впоследствии Мальцева отказалась от своих показаний, обвинив в убийстве ребенка Светлану.
Суд присяжных, рассматривавший это дело, вынес решение, которое шокировало многих: оправдать мать по всем статьям, хотя она была явно виновна в неисполнении родительских обязанностей. Позже соседи этой семьи сообщили нам, что во время трагических событий в доме было трое взрослых, причем каждый из них мог совершить преступление в ту ночь. Виновных в этом убийстве до сих пор не найдены. Уголовное дело так и не возобновлено, хотя оправдательный приговор матери был вынесен еще летом.