Проблема нетрезвых водителей остро стоит уже не первый год. Томичи активно комментируют каждое резонансное ДТП с участием пьяных за рулём. Вспомнить хотя бы самые громкие случаи, произошедшие по соседству – в Новосибирске, всколыхнувшие всю страну.
ДТП, устроенное Ольгой Мельниченко, насмерть сбившей сотрудника ГИБДД, с её нашумевшей фразой: «Зая, я убила мента», до сих пор вызывает возмущение и закономерные вопросы. Мельниченко, унесшая человеческую жизнь, принесшая горе семье погибшего, получила приговор 4,5 года колонии в сентябре 2010, и уже в октябре 2013 вышла на свободу.
Или дело водителя, управлявшего автомобилем в состоянии наркотического опьянения и сбившего журналиста Антона Лучанского, которое получило резонанс благодаря коллегам. Наезд на пешехода под зеленый сигнал светофора на бешеной скорости могли спустить «на тормозах».
К сожалению, автомобиль до сих пор остаётся самым опасным видом транспорта среди существующих. По статистике, ежегодно на дорогах мира погибает около 1,2 млн человек. По статистике в России каждое седьмое ДТП спровоцировано пьяными водителями. И об этом знают или догадываются все. Но безответственных водителей это не останавливает от управления автомобилем «подшофе». Каждый надеется, что уж он-то точно контролирует ситуацию.
Не менее безответственны и те, кто доверяет свою жизнь подвыпившему другу, садящемуся за руль – пассажиры нетрезвых водителей, и те, кто наливает рюмку тому, кто «за рулём».
А законодатели словно боятся ужесточить меры, ограничиваясь относительно мягкими штрафами и небольшими сроками лишения свободы, словно боятся активных протестов россиян. Ибо кто в России не пьёт?
Между тем, успешный опыт решительных мер по наведению порядка на дорогах есть, И меры эти просты и эффективны. Да, в других странах водители тоже были от них не в восторге, но ничего – привыкли и смирились.
Автор проекта «20 идей по развитию России» Дмитрий Давыдов, о котором рассказывал Сиб.фм, приводит пример Японии, где за 9 лет смертность на дорогах удалось снизить втрое. И удалось это именно благодаря ужесточению закона по отношению к любителям садиться за руль в нетрезвом виде.
Теперь за это удовольствие японцам приходится платить 500 000 йен (314 тыс рублей) или на срок до трех лет лишиться свободы – при 0,15 мг/литр, а при полной интоксикации 1 млн йен (628 тыс рублей) и до 5 лет лишения свободы, а также пожизненное лишение прав. Такие меры очень быстро привели в чувство японских водителей.
Дмитрий Давыдов напоминает ещё один пример из японской практики. Наливать человеку, собирающемуся сесть за руль, теперь стоит полмиллиона йен (314 тыс рублей) и срок до 3 лет лишения свободы, такая же ответственность предусмотрена пассажирам пьяного водителя. А передача транспортного средства нетрезвому водителю грозит наказанием, увеличенным в два раза – миллион йен и сроком тюрьмы до 5 лет.
В случае, если в ДПТ с пьяным водителем пострадали люди или был смертельный исход, уголовная ответственность повышается до 15 лет лишения свободы.
Ещё строже борьба с пьянством за рулём в Корее. Там штраф за удовольствие выпить за рулём, в пересчете на рубли – 1,2 млн рублей и до 5 лет тюрьмы. За отказ от медицинского освидетельствования – сумма та же, срок аналогичный. Зато результат рекордный: за 2 месяца количество «пьяных» ДТП снизилось на целых 67%!
А что же у нас? За рецидив с пьяным вождением сумма административного штрафа – 200-300 тысяч рублей или срок до 2 лет лишения свободы. При имеющейся судимости за это преступление, наказание уже полмиллиона и срок до трех лет тюрьмы.
Дмитрий Давыдов предлагает не ждать рецидивов, а сразу наказывать пьяниц штрафом в 100 тысяч рублей и лишение прав на 3 года. Такое же наказание он предлагает и для тех, кто передает управление автомобилем нетрезвому водителю. Автор уверен, что этого достаточно для профилактики.
По мнению Дмитрия Давыдова, привлекать к ответственности надо и пассажиров нетрезвого водителя. Этой меры нет в российском законодательстве, но именно она поможет остановить тысячи убийц на дороге.
Только серьёзность наказания сможет положить конец безответственному поведению водителей и тех, кто потворствует пьяному вождению, - считает Дмитрий Давыдов. И международная практика – тому подтверждение.
Так, может, пора уже навести порядок и на наших дорогах и перестать бояться огорчить тех, кто безответственно уносит ни в чём не повинные жизни? Государству необходимо обратить внимание на предложения Дмитрия Давыдова, так как предлагаемые меры сократят число пострадавших от ДТП с участием нетрезвых водителей и сохранят жизни тысячам россиян.
Кстати, помимо борьбы с нетрезвыми водителями, у автора проекта есть ещё несколько перспективных идей, касающихся безопасности на дороге. Это идеи относительно начинающих водителей, интеллектуального ассистента скорости, пешеходов и велосипедистов со смартфоном, опасного поведения за рулем, систематического нарушения ПДД и другие. В этих предложениях есть аргументированная логика, и многие уже поддерживают эти идеи. Дело за малым – внедрить их в жизнь.