О детском суициде и наклонностях к преднамеренному прекращению жизни существует множество мифов. Часто утверждают, что покинуть этот мир хотят лишь психически нездоровые. Медицинский психолог томского Центра общественного здоровья и медицинской профилактики Анастасия Ракова развеяла заблуждения о попытках уйти из жизни и объяснила, как предотвратить детский суицид.
Миф 1. Самоубийства совершают психически нездоровые несовершеннолетние.
Это не так. Среди остального населения такое же число граждан с проблемами душевного состояния, сообщили в пресс-службе областного департамента здравоохранения.
Миф 2. Самоубийства происходят импульсивно, помочь человеку в этом случае невозможно.
По словам эксперта, самоубийство является логическим итогом неблагополучия в одной из жизненных сфер. Если родители проявляют как можно больше и чаще любовь и понимание, то их отношение предотвратит роковой шаг у чада.
Миф 3. Ребенок, пугающий близких суицидом, никогда не совершит его.
Истина заключается в том, что молодой человек на грани ухода может воплотить обещания под влиянием сиюминутного аффекта.
Миф 4. Спасённые дети никогда больше не совершат попыток умереть.
Психолог утверждает, что в половине случаев ребята повторяют стремление покинуть этот мир. Рано или поздно может наступить повтор. И тогда спасённый подросток “успешно” завершает попытку суицида.
Миф 5. Нельзя поднимать тему суицида в присутствии детей, склонных к
депрессии, ведь беседы провоцируют суицид.
Реальность состоит в том, что склонные к фатальному шагу ребята во время разговоров получают облегчение, выплёскивая наружу чувства и эмоции.
Миф 6. Уровень самоубийства снижают публикации в СМИ, повествующие подробности того или иного суицида
На самом деле журналисты пишут только факты - это не влияет на число саморасправ в разных возрастных группах.
Миф 7. Попытки суицида передаются по наследству.
Это утверждение научно не доказано.
Анастасия Ракова объяснила, что к детским угрозам всегда необходимо относиться серьёзно, а не пускать ситуацию на самотёк. Важно:
- открыто и прямо общаться с дочерью или сыном;
- объясняться детям в любви;
- выслушивать проблемы с пониманием и искренностью;
- давать почувствовать, что взрослым не наплевать на происходящее с несовершеннолетним;
- для поддержки прибегнуть к помощи авторитетных людей;
- пригласить близкого человека, которому ребёнок доверяет (им может быть даже педагог или школьный психолог);
- при кризисных состояниях обратиться к врачу-психотерапевту, при серьёзных и критических - госпитализировать в больницу или психоневрологический диспансер;
- заключить “соглашение о не совершении самоубийства” - попросить пообещать не причинять себе боль;
- находиться рядом с подростком, а при необходимости уйти, попросить о попечительстве другого взрослого;
- установить степень кризисности и суициодоопасности ситуации;
- выявить моральные структуры личности, подвергшиеся психотравме, обнаружить “зоны сохранной моральной мотивации” - ими могут выступать антисуицидальные факторы - гордость, совесть, ответственность, чувство долга и прочее.