Александр Огарёв: «Я сторонник эмоционального театра»

Томской прессе представили нового режиссера «драмы»

Томскую драму возглавил режиссер Александр Огарев, ученик знаменитого Анатолия Васильева, долгие годы участвовавший в различных проектах и лабораториях известного московского театра «Школа драматического искусства»…

Томской прессе представили нового режиссера «драмы»
Было бы здорово, если бы наши актеры легко мигрировали, - считает Огарев. – В Новосибирске, например, «Глобус» и «Красный факел» легко обмениваются актерами.
В 2011–2013 годах он был главным в Краснодарском академическом театре драмы. Томская публика познакомится с Огаревым в конце апреля, на премьере его спектакля «Лариса и купцы». Перемен ждали еще с минувшей осени. Еще на традиционной сентябрьской встрече со зрителями, где обычно обсуждают планы театра на сезон, прозвучало, что режиссер Сергей Куликовский хочет больше времени проводить в родном Минске. И смысла усиленно удерживать его в Томске не было. Последние постановки режиссера вызывали много вопросов. В ноябре на областном фестивале «Маска» эксперты жестко раскритиковали спектакли Драмы, особенно прошлись по постановке Куликовского «Дожить до премьеры». – Правильно, что мы посетили этот спектакль, – говорил тогда Александр Вислов, председатель жюри, театральный критик, педагог. – На наш взгляд, этот спектакль – нечто антихудожественное. На обсуждении я даже в несвойственной мне резкой манере сказал, что не играл бы его больше никогда. Понимаю, что театр не хотел такого результата, но иногда благими намерениями вымощена дорога в ад. Поиски нового главного велись долго. Связаться с Александром Огаревым помог известный театральный критик и менеджер Олег Лоевский. По словам директора театра, он переживал за судьбу Томской драмы, говорил, что некогда она была «сибирским МХАТом», и хотел помочь ей вернуться на прежний уровень. – Хотя сегодня нельзя сказать о том, что Театр драмы умер, все критики сходятся во мнении, что труппа у нас есть, и она неплохая, – отметил Геннадий Сокуров. – Главное, чтобы у этой труппы был неравнодушный хозяин. Думаю, это случилось, он появился в театре. Александр Огарев принял решение в пользу Томска не сразу. Сначала он подумывал о работе в Туле, куда его тоже приглашали. – Мне предлагали стать художественным руководителем театра, но когда я несколько раз съездил в Тулу, то понял, что там идет острая борьба между главным режиссером, местным комитетом по культуре и директором. Не захотел вмешиваться в эти дрязги, посетил Томск и решил, работать здесь мне будет гораздо комфортнее. Звали меня и в Театр на Таганке. Часть артистов, с кем мне доводилось сотрудничать, написали такое письмо, говорили, что хотели бы видеть меня руководителем. Но на такой вариант я бы точно не согласился, поскольку здравствует бывший художественный руководитель театра Юрий Любимов. В итоге режиссер перешел в Томскую драму, правда, полностью в местную жизнь пока не погрузился. – Мой график сейчас складывается так, что я должен ценить каждый час в Томске, – объясняет Александр. – В феврале и марте мне придется уехать в Москву. Это связано со старыми договоренностями. Мне надо выпустить свой курс в ГИТИСе, принять участие в фестивалях, закончить работу над постановкой. Из своего театра исчезну на два месяца, что меня тревожит. Но, думаю, все наверстаем. --- Лариса, купцы и русская душа Репетиции «Бесприданницы» Александра Островского, спектакль по которой будет называться «Лариса и купцы», уже в разгаре. Название режиссер задумал сменить потому, что сегодня уже немногие знают, что такое приданное. «Лариса и купцы» звучит более интригующе. Выбрал эту пьесу для своего дебюта в Томске Огарев, естественно, неслучайно: – Это купеческий город. В то же время понятие «купцы» у меня ассоциируется не только с умением обращаться с деньгами, вести зажиточный образ жизни, но и со свойством русских людей вкладывать огромные деньги в прекрасное. Воспринимаю Ларису как пушкинскую Лауру, как своеобразную городскую достопримечательность, девушку образованную, интересную. В нее хочется вкладывать деньги. Неудивительно, что вокруг нее всегда много мужчин. В спектакле мы изучаем состояние русской души, для чего пьеса Островского хорошо подходит. Мы хотим услышать его как современного автора. Русская душа во все времена то уходит в тоскливую спячку, то бурно празднует любой повод. Часто такой выплеск потенциала оказывается трагическим. О конфликте противоречивых желаний покоя и нового и пойдет речь в нашей постановке. Новый главный режиссер знает, что нужно театру для успеха, для того, чтобы стать узнаваемым и известным за пределами города: – Необходима первоначальная вера актеров в предложенный стиль, их поддержка. Также хочется, чтобы внимание на нужды Драмы обращали город и область. Одна из главных проблем – квартирный вопрос. Для приглашения новых артистов нужна жилплощадь. Сейчас мы позвали двух сильных артистов из Барнаула, супружескую пару. Директор пошел мне навстречу. Но мне кажется, на это приглашение ушли все ресурсы театра в этом направлении. Дело обстоит так не везде. Недавно я был на постановке в Красноярске, и узнал, что главный режиссер театра Роман Феодори смог позвать в свою труппу 7 артистов из Барнаула. Появление новых людей очень благотворно сказалось на здоровой конкуренции в труппе, помогло всем актерам быть в тонусе. Они готовы играть по любым правилам, с удовольствием работают с разными режиссерами. В томской труппе, по-моему, есть определенное достаточно традиционное «присматривание» к новым лицам, соревнование в амбициях. Такие моменты мешают работе. Когда труппа вместе с цехами и административными работниками составляет единое целое – это хорошо. Если же начинают сомневаться друг в друге, если начинаются интриги, это всегда создает ненужный ажиотаж. Спектакли, конечно, все равно выйдут. Но работа будет не такой плодотворной. Томской публики новый режиссер не боится. Он не сомневается, что она несколько изменится: так бывает всегда, когда в театре появляются постановки, не похожие на прежние. – Вкусы у всех свои, но то, что я предлагаю, касается вовсе не узкого круга элитарной публики, – уверен Александр Огарев. – Я сторонник открытого эмоционального театра. Основная часть зрителей это принимает. Так сложилось и в Краснодаре, где у меня за 2 года появилась своя публика и горячо меня поддерживала. Хотя везде есть и зрители, привыкшие к рутинному театру, который не волнует и не колышет. Некоторые почему-то считают его классическим. Но это не классика, а традиция, созданная для успокоения нервов некоторых людей. Многие все-таки любят те постановки, что вызывают яркие эмоции. Александр Огарев опровергает миф о том, что он режиссер, любящий эпатаж, часто буквально шокирующий публику. В частности, в Краснодаре много обсуждали один из эпизодов спектакля «Гамлет», где на сцене появлялся голый артист. – Мы просто исполнили текст Шекспира! – отмечает режиссер. – Там же говорится в письме от Клавдия «Великий и могущественный, узнайте, что я голым высажен на берег вашего королевства». Мы шутливо проиллюстрировали этот момент, он занимает 40 секунд, это хулиганское действие никак не мешает спектаклю. И те, кто не закрывал глаза, видя в учебнике истории рисунки статуй Аполлона и Давида, или ходил в музеи, где представлены античные скульптуры, нормально реагировали на наш спектакль. -- Свой взгляд на классику Репертуар в томском театре после появления Огарева изменится, так же как и круг режиссеров, сотрудничающих с Драмой. – Может, это и звучит самонадеянно, но мне бы хотелось, чтобы мое имя ассоциировалось с чувством времени, – признается Александр. – В феврале в Томск приедет молодой режиссер Иван Орлов, выпускник курса Леонида Хейфеца. У него очень индивидуальная стилистика, она открытая, молодежная. Он просто не может разговаривать о Шекспире штампами, кондовым языком. В его спектакле будет много видео, пьеса будет подана в современном ракурсе. Надеюсь, томские актеры услышат и поддержат его взгляд на классику. Работа с ним станет своеобразной проверкой для труппы, покажет, насколько артисты расположены к делу, а не к выяснению отношений с молодым режиссером. Пока Драма обратится к классике. «Лариса и купцы», «12 ночь» будут выпущены еще в этом сезоне. Открывать следующий собираются «Татуированной розой» Теннеси Уильямса. – Мы представим свой взгляд на классику сегодня. Покажем, как она может звучать – быть провокативной, сложной, спорной (а спорность, по-моему, важное условие интересной режиссуры, работа должна вызывать дебаты), – рассказывает Александр Огарев. – Дальше у нас тоже есть интересные задумки: позвать на постановку Василия Сенина, выпускника курса Петра Фоменко. С ним мы обсуждаем спектакль по «Алисе в Стране чудес». Я следующей осенью собираюсь поставить «Анну в тропиках» Нило Круза. Сейчас репетирую ее в Москве, в Театре им. Станиславского. Но там спектакль будет идти на большой сцене, а у нас на малой. Следующее мое намеренье – привлечь в театр молодую публику. Для зрителей от 12 лет хотим поставить «Амели» по «Метафизике труб» бельгийской писательницы Амелины Нотомб. Это ее фантазийная история о себе самой, о раннем детстве, когда она открывает в себе два ярких и противоположенных ощущения от жизни. В «Анне в Тропиках» задействованы не только актеры Театра драмы, репетирует спектакль и актриса Северского театра для детей и юношества Лариса Окишева. По мнению главного режиссера, такое сотрудничество с коллегами замечательный вариант для любого коллектива. – Было бы здорово, если бы наши актеры легко мигрировали, – считает Огарев. – В Новосибирске, например, «Глобус» и «Красный факел» легко обмениваются актерами. Те не уходят из родного театра, но если есть время, откликаются на предложения коллег. Я рад, что директор Драмы поддержал мое решение пригласить Ларису Окишеву. Есть и другие варианты подобного сотрудничества. Мне очень хотелось бы познакомиться с труппой Томского ТЮЗа и посмотреть, кто из их артистов мог бы нам помочь в будущем...

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру