Смелость города дает

Томск намерен увековечить память своих создателей

Совет Союза Строителей г. Томска и Томской области по инициативе президента Союза строителей Бориса Мальцева принял решение увековечить память томских архитекторов Павла Нарановича и Константина Лыгина, талантливые проекты которых, воплощенные на рубеже XIX – XX веков, стали во многом градообразующими для Томска. Учитывая выдающиеся заслуги этих зодчих перед Томском и Сибирью, мэру Николаю Николайчуку предложено для увековечения памяти архитекторов установить П. П. Нарановичу и К. К. Лыгину памятники в центре Томска.

Томск намерен увековечить память своих создателей

По словам президента Союза строителей Бориса Мальцева, перед строителями сегодня стоит непростая задача – вернуть доверие граждан, восстановить почет и уважение к своей профессии.

– Поэтому мы начинаем с предложения отдать дань памяти людям, построившим прекрасные здания, которыми любуются тысячи томичей и гостей нашего города. Думаю, что это только начало. Среди томских строителей было немало выдающихся людей, достойных того, чтобы о них знали и помнили.

В памяти томичей немало легенд о знаменитых томских архитекторах. Говорят, что Константин Лыгин влюбился в красавицу княжеского рода, и, завоевывая ее любовь, дал смелое слово, что выстроит город-сказку. И волшебный город появился! Это наш Томск. Потому скажем княжне большое спасибо. Да, собственно, неважно, была то княжна или простолюдинка. Главное, что к архитектору Лыгину частенько наведывались вдохновение и Муза.

Не весь, конечно, город построил Лыгин, зато в центральной части он возвел такие дворцы, что по ним-то и судят до сих пор о лице Томска. Если в современных названиях, то это мэрия, Дом офицеров, Дворец бракосочетаний, центральная аптека, «Нижний» гастроном. Добавим к этому Художественный музей по соседству с последним. А на Ново-Соборной площади – перестроенный по проекту Лыгина «Верхний» гастроном. А еще Торговый дом Смирнова на Магистратской улице (Розы Люксембург, 5). На Соляной площади встали выполненные по лыгинским проектам Коммерческое училище («красный» корпус ТГАСУ) и окружной (ныне областной) суд. На улице Пирогова, 10 – городское училище, похожее на сказочный замок. На «Спичке» Лыгин выстроил Петропавловскую церковь, да и, судя по всему, саму спичечную фабрику. И это еще не все, однако остановимся, а то придется выйти за пределы города: Лыгин служил в Томске в железнодорожном ведомстве (с 1895-го) и строил по всей Сибири.

Архитектор-художник Константин Константинович Лыгин (1854 – 1932) вошел в историю русской архитектуры одним из лучших провинциальных зодчих. Имея прекрасное академическое образование (Золотая медаль Петербургской Академии художеств), он строил и в Петербурге, и в европейских городах России, но главные свои подарки сделал все же сибирякам.

Будучи по натуре романтиком, Константин Лыгин совмещал в своих произведениях, казалось бы, несочетаемое: романтизм, классику и модернизм, сдабривая их иронией и самоиронией. Ирония родилась оттого, что надо было выполнять амбициозные заказы миллионщиков, превосходя при этом их соседей. Томск на 95% был деревянным, но рядом на площади достраивался Троицкий собор, а с другой стороны уже полвека стоял классический особняк Асташева. Как не потеряться рядом с классическим дворцом и величественным храмом, строя доходный дом для Торгового дома Кухтериных (нынешнюю мэрию)? Лыгин создал дворец из красного фигурного кирпича с вкраплением желтого песчаника, выбрав любимую им эклектику и взяв из других стилей понемногу. Он будто нарочно перенасытил здание деталями и украшениями. Говорят даже, что Лыгин пошел на явный эпатаж. Вряд ли. Лыгин был достаточно академичен, обладал хорошим вкусом, всегда был в курсе новейших достижений. Нетрудно найти какой-то излишек в кухтеринском доме, но тут же почувствуешь, что появился он неспроста и как бы подсказывает нам: что ж, томский потенциал высок, но одной силы для успешной жизни маловато и, как выражается нынешняя молодежь, соображаловку почаще включать надо.

Красный кирпич соединяли с желтым песчаником и до Лыгина, но он сделал это так смело, удачно и красиво, что именно его называют отцом этого сочетания. Питерский искусствовед Марина Чертогова и вслед за ней томский краевед Геннадий Скворцов увидели в башне Торгового дома «Евграф Кухтерин и сыновья» русского богатыря в кольчуге и шлеме с широко раскрытым в боевом кличе ртом. Мощь с примесью толики какой-то иронии. В начале последнего десятилетия прошлого века рот зачем-то прикрыли часовым циферблатом. Эдакий тактичный намек: ораторствовать ораторствуй, но свое время знай.

В 1910 – 1911 годах Лыгин занимал должность архитектора Томского технологического института, нынешнего политехнического. Но более важно другое. С самого открытия института и до своей кончины Лыгин преподавал в технологическом архитектуру и в 1924 году получил звание профессора. Когда в начале 30-х архитектурно-строительное отделение перевели в Новосибирск, Константин Константинович не расстался с Томском, ставшим ему родным городом.

По крайней мере дважды Лыгину довелось продолжать начатое в Томске Павлом Петровичем Нарановичем (1853 – 1894). Это уже названный «Верхний гастроном», ранее уже перестроенный для купца Гадалова Нарановичем, и здание первой в России Народной бесплатной библиотеки с ее большим залом. Первую в России Бесплатную библиотеку Наранович выстроил в 1887-м, а спустя двенадцать лет, когда в большом зале библиотеки успешно выступал томский общедоступный театр с прославленным вскоре артистами Массалитиновыми, по заказу Общества попечения о начальном образовании Лыгин пристроил к залу Народный театр, то есть сцену с необходимыми службами в северной части здания (в три этажа).

Про Павла Нарановича не рассказывают легенд, подобных лыгинским. В Томске Наранович незаслуженно подзабыт, но его не могут не знать в классическом и медицинском университетах, для которых Павел Петрович Наранович построил первые корпуса. Как известно, комплекс зданий в бывшей городской роще-парке для первого сибирского университета создавался по проекту академика архитектуры Александра Бруни. Академик в Сибири никогда не бывал и местных условий не знал. Назначенный первым строителем университета Максимилиан Арнольд с обязанностями справлялся неудовлетворительно, и попечитель учебного округа профессор Флоринский срочно отыскал замену. Директор петербургского Строительного училища господин Бернгард порекомендовал на должность архитектора-строителя императорского университета в Сибири одного из своих выпускников – гражданского инженера Павла Нарановича. Строительного опыта у сына профессора военно-медицинской академии было на тот момент немного, но был он человеком надежным и знающим.

Как и предполагалось, в сложных томских условиях того времени – при деятельном участии профессора Флоринского и делопроизводителя университетского Строительного комитета Александра Белявского – Нарановичу пришлось внести целый десяток необходимых существенных и очень смелых корректив в генеральный план большого университетского комплекса, в том числе и в постройку главного корпуса. Он дневал и ночевал на строительстве. Приходилось заниматься и заготовкой строительных материалов, и отысканием дельных строителей, притом не только в Томске, решать насущные проблемы университетского жизнеобеспечения. Наранович сумел сэкономить 180 тысяч рублей, направленных затем на другие строительные нужды. Зимой тогда в Сибири не строили, и университетское строительство велось в сжатые сроки, которые Наранович с коллегами выполнил.

По данным томского профессора Валерия Залесова, по собственным проектам Нарановича для университета построены каменная оранжерея с теплицами, клинический корпус с «башенной» аудиторией (факультетские клиники), выходящий углом на Ново-Соборную площадь, гигиенический институт и несколько других построек. Университетский комплекс настолько поразил сибиряков, что некоторые чиновники даже засомневались – не слишком ли роскошно все это для Сибири?

С 1895 года Павел Петрович одновременно занимал должности архитектора университета и архитектора Западно-Сибирского учебного округа. По его проекту, уже после его смерти от туберкулеза легких, была на Ново-Соборной площади выстроена губернская мужская гимназия. Вместе с губернским архитектором Виктором Хабаровым Наранович построил губернаторскую резиденцию (Дом ученых). Нарановичу было доверено построить на Верхней Елани Управление Томским горным округом и золотоплавильную лабораторию (ныне Усова, 9). По заказу купца Королева Павел Петрович выстроил в начале Московского тракта первый в Сибири красивый каменный театр (на 800 – 1000 мест), сгоревший во время революционных событий 1905 года. Нарановичу принадлежат первоначальные проекты томской Духовной семинарии и Крестовоздвиженской церкви при архиерейском доме на Почтамтской улице.

Павел Петрович подарил томичам и другие замечательные здания. Созданное им с высоты лет выглядит само по себе легендой, без вдохновения и Музы в которой тоже не обошлось.

МК-Мнение:

Георгий Майер,
ректор Томского государственного университета:
– Томский государственный университет поддерживает идею об установлении памятника архитектору Павлу Нарановичу, имеющему выдающиеся заслуги в строительстве общественных зданий города Томска.

В 1881 году Наранович прибыл в Томск в качестве строителя зданий первого Сибирского университета. Ему было всего 27 лет. Наранович сумел грамотно доработать генеральный план и в довольно короткий срок осуществил возведение невиданного в Сибири учебного комплекса. Современники отмечали, что Наранович «не только блестяще справился с трудной в технологическом отношении задачей», но и выполнил университетские постройки «с беспримерной для казны экономией».

По его собственным проектам построено первое в Сибири студенческое общежитие (ныне 3-й учебный корпус ТГУ) и несколько первых университетских зданий.

Вячеслав Новицкий,
ректор СибГМУ, депутат Законодательной Думы Томской области:
– Закрепляя память о выдающихся деятелях истории, город подтверждает свой исторический статус и прививает молодежи любовь к родному краю. Сибирский государственный медицинский университет всячески поддерживает идею установки памятников выдающимся томским архитекторам Павлу Нарановичу и Константину Лыгину. В сложных условиях Сибири 1880-х годов Павел Петрович в сжатые сроки выстроил комплекс зданий императорского университета, который, как известно, начинался медицинским факультетом. По оригинальному проекту Нарановича построены факультетские клиники, гигиенический, первый анатомический корпуса и целый ряд других строений в Университетской Роще. Выдающиеся проекты Нарановича и Лыгина во многом определили облик губернского города Томск.

Геннадий Хандорин,
профессор ТПУ:
– Давно продвигаю идею о том, что вдоль Набережной Томи должна выстроиться целая галерея героев истории Томской земли, которая представляла бы эту историю и говорила о славе Сибирских Афин. Исходя из этого, считаю предложение строителей об увековечении памяти архитекторов Нарановича и Лыгина заслуживающим всяческого внимания и воплощения в жизнь.

Дмитрий Киржеманов,
Народный артист России, актер томского Театра драмы:
– Всячески приветствую установку в Томске памятников архитекторам Павлу Нарановичу и Константину Лыгину, во многом определившим облик центральной части города Томска. В следующем году исполняется 125 лет с тех пор, как Бесплатная библиотека Макушинского общества начального образования въехала в собственное здание на углу нынешних улицы К. Маркса и переулка 1905 года. Это была первая в России бесплатная библиотека. Многие годы она была центром культурной и общественной жизни Томска, а в XX веке в здании работали хорошо известные томичам кинотеатры. Бесплатная библиотека с большим залом была построена по проекту архитектора Нарановича. Спустя дюжину лет для возникшего в Томске Народного театра – по проекту архитектора Лыгина – к библиотеке была пристроена сцена с артистическими гримерками. Надеюсь, что памятники Нарановичу и Лыгину помогут восстановить библиотечное здание к его юбилею в первозданном виде, чтобы напоминать томичам о предтечах Сибирских Афин.

 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру