В 80-е годы доля лесопромышленного комплекса в валовом региональном продукте приближалась к 16%, а сейчас составляет 2-3 %. При этом, учитывая нашу ресурсную базу, развитые международные отношения и наличие рабочих рук в сельской местности, сегодняшние объемы лесозаготовок составляют пока 3 миллиона кубометров в год. О том, когда в Томской области в полную силу заработает лесная и деревообрабатывающая промышленность, было доложено губернатору Виктору Крессу в ходе его недавней поездки в Асиновский район.
– Все, конечно, знают, что сегодня мы еще не вышли на советский уровень лесозаготовок и лесопереработки, – начал выездное совещание с лесопромышленниками глава региона. – И не потому, что кто-то во власти не хочет этого. А потому, что денег сейчас на полное восстановление отрасли нет. Но надо понимать, что методы, которыми пользовались в старые времена, уже не годятся. Нам не нужна победа любой ценой! Но мы уже начали эту работу, и в первую очередь должны думать об экономике, а не о беспорядочной вырубке леса. Необходимо создать лесопромышленный кластер.
Чем же «кластер» отличается от «комплекса»? Дело в том, что один из них – всего лишь часть другого. Когда говорят о лесопромышленном комплексе, то подразумевают целый ряд мероприятий по заготовке и обработке древесины. По сути, кластер – это механизм комплекса, группа соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере (в данном случае, в лесу) и дополняющих друг друга.
Но вернемся в Асино. Как выяснилось из первых докладов, сегодня Томская область может реально претендовать на занятие одной из ключевых позиций в России по производству древесных плит. Для этого регион обладает необходимым запасом древесины и ресурсами, – всего область имеет 38,4 миллиона кубов расчетной лесосеки. Третья часть этого богатства расположена в пределах транспортной доступности. Уже сегодня на нашу долю в производстве плит ДСП приходится 5,5% на рынке России и 60% – в Сибирском федеральном округе. Благодаря созданию лесопромышленного кластера регион намерен существенно упрочить свои позиции.
– К 2015 году мы можем занять как минимум 15% российского рынка производства плиты ДСП и 30-35 % производства МДФ-плиты. А также выпускать OSB-плиты и еще ряд продуктов, в том числе фанеру, мебельный шпон, а благодаря реализации второго этапа проекта на ЛПК «Партнер – Томск» можно удвоить объемы производства плит на данном предприятии, – заявила на совещании первый заместитель губернатора Оксана Козловская.
Почти десять лет назад в Томской области была принята Программа развития лесопромышленного комплекса региона на 2001-2010 годы, в 2003 году программу откорректировали. В ней было заложено два направления: первое – развитие ЦБК, второе – лесопереработка, производство древесных плит. За это время многое поменялось, но в России так и не построено ни одного целлюлозно-бумажного предприятия. Упирается все снова в финансы и отсутствие серьезной инженерной инфраструктуры. И в первую очередь процесс тормозят повышенные экологические требования. Как правило, все долгосрочные проекты реализуются сегодня только с участием иностранного инвестора, а он сегодня придирчив, и без многолетнего аудита (технологического, экономического, кредитного, социального, экологического и так далее) вкладывать в проект серьезные деньги едва ли станет. Да и финансовый кризис 2008 года «подкорректировал» ту программу, которая была принята.
Как отметила первый вице-губернатор, «якорными» для создания лесопромышленного кластера станут такие предприятия, как «Томлесдрев», «Партнер – Томск» и китайская корпорация AVIC International. «Томлесдрев» планирует к 2015 году построить второй завод древесно-стружечных плит стоимостью 2 миллиарда рублей, проект «Партнера» обойдется в 12 миллиардов рублей, из которых 7 уже инвестировано в производство, а китайский проект по строительству в Асине 6-8 заводов по переработке древесины за восемь лет должен привлечь еще около 20 миллиардов рублей.
А вот завод глубокой переработки древесины «Зеленая фабрика» так в эксплуатацию и не введен, хотя в его цехах уже не первый год должен чувствоваться запах леса. На завершение этого проекта уйдет еще 1,5-2 года. И то – если деньги для продолжения его реализации будут найдены, а это сегодня самый главный и больной вопрос. Ведь вокруг «Зеленой фабрики» столько споров, судебных исков и претензий, что распутать этот клубок не так-то просто. А реалии таковы: кредитор проекта – коммерческий банк – финансирование заморозил и в суде намерен обанкротить оператора проекта.
Сегодня лесной и деревообрабатывающей промышленностью занимается несколько регионов Сибири, в том числе Красноярский край и Иркутская область. Планирует развитие лесопромышленного комплекса соседняя Тюмень. Несмотря на жесткую конкуренцию в отрасли (ведь ЛПК как экономика – это межрегиональный и межнациональный бизнес), в Томске даже при сегодняшнем уровне эти проекты с точки зрения их реализации продвинулись гораздо дальше.
- В целом общий объем инвестиций по всем проектам составит более 35 млрд рублей, а их реализация позволит создать порядка 4,5 тыс. рабочих мест, – подчеркнула Оксана Козловская. Она отметила также, что если инвесторы реализуют все намеченные планы, то к 2020 году производство древесных плит составит в регионе порядка 2 млн кубометров в год.
Кроме того, первый вице-губернатор заявила, что создание лесопромышленного кластера придаст качественно новый уровень развитию всего восточного направления области, включая Асиновский, Тегульдетский, Зырянский и Первомайский районы, а также позволит привлечь в регион новых инвесторов.
Обсуждая перспективы, собравшиеся не упустили возможности отметить, что работать на новых производствах, возможно, будет некому. И.о. заместителя губернатора Томской области по научно-технической и инновационной политике и образованию Алексей Пушкаренко подчеркнул, что сегодня даже на бюджетные места в ТГАСУ, который готовит основные кадры для лесопромышленной отрасли, существует недобор. Да и технологии заготовки и транспортировки древесины, мягко говоря, устарели. А следовательно, с ее модернизацией необходимо улучшать и методику преподавания. Однако Виктор Кресс отметил, что над проблемой недобора должен работать вуз, а технологий – предприятия, которые их внедряют. Хотя и добавил, что предпринимателям стоило бы активнее способствовать развитию самой перспективной и развивающейся отрасли российской экономики.