уж слишком часто он употребляет его в соцсетях. Правда, делает это с оговоркой (сам он так не считает) – это, дескать, невежественные россияне, от которых он сбежал в Эстонию. Вот и в своей последней статье, из которой томичи с удивлением узнали, что, оказывается, уже живут чуть ли не в «фашизме», он не преминул вставить любимое словечко. Хотя цель появления публикации явно в другом – доказать Европе, что он «политический беженец», а не банальный «уголовник». Что ж, скорее всего в пылу нынешнего всеобщего негативизма Кузичкину это вполне удастся, и в Эстонии его признают «преследуемым». Хотя никогда ранее этот обласканный властью экс-госслужащий не высказывал даже намека на борьбу с системой. Более того, был одним из самых ярых сторонников «режима», исправно получая за это «блага цивилизации». Так от чего на самом деле сбежал из России Кузичкин?
--
Горе, а не политик...
После своего скоропостижного увольнения из областного департамента культуры в мае 2012 года и возбуждения уголовного дела по статье «мошенничество» чиновник некоторое время пытался работать в образовательных учреждениях Томской области – на кафедре изящных искусств Томского института бизнеса и кафедре инноватики в ТУСУРе. Однако, по всей видимости, без особого успеха. Не дали ничего и попытки Андрея Кузичкина избираться в городские депутаты осенью 2012 года. После почти двухлетнего забытья прежний многолетний «куратор томской культуры» всплыл... в Эстонии. Как оказалось, бывший областной чиновник записался в принципиальные «либералы» и «оппозиционеры». Андрей Кузичкин прибыл в Эстонию в феврале этого года, живет в центре для беженцев и просит называть себя «политическим беженцем». Бывший функционер томского «Белого дома» опасается, что с ним поступят «по схеме Навального и Ходорковского», и ходатайствует о виде на жительство в Эстонии. В июне этого года Андрей Кузичкин дал большое интервью, которое было опубликовано эстонским изданием «DELFI», пообщавшись с журналисткой Викторией Ладонской.
Текст интервью Андрея Кузчикина оказался весьма интересным, он настолько показателен, что мы приведем некоторые цитаты из него.
«Меня преследуют по политическим причинам (!),– жаловался Андрей Кузичкин эстонскому изданию. – Насколько мне известно, существовала опасность, что против меня возбудят новое политическое дело – уже на основании новой статьи. Этот приговор не позволяет мне развивать интеллектуальную карьеру, у меня отсутствует возможность работать в сфере, в которой я хотел бы. Например, в сфере образования».
В этом интервью Кузичкин также подтвердил то, приехал в феврале 2014 года в Эстонию с целью получить здесь политическое убежище.
«Проблемы начались раньше, но в 2012 году в отношении меня возбудили уголовное дело за присвоение чужого имущества, – продолжал жаловаться томский чиновник, – часть 3 статьи 160 – то же, что инкриминировали Навальному и Ходорковскому (ни дать ни взять еще один «узник совести», – прим. ред.). Якобы я потратил 98 000 рублей (приблизительно 2000 евро) на отдых с семьей в Израиле. Утверждаю, что деньги, о которых идет речь, принадлежали турфирме, никто из признанных по суду потерпевшими не обращался ко мне. И в Израиль я ездил на свои деньги. С женой и 14-летним сыном отдыхал там неделю. Эту статью считают тяжелой: всё, на карьере можешь ставить крест. Загранпаспорт отбирают. Что мне оставалось? Политическая миграция. Думаю, что причина случившегося со мной – новый губернатор! У нас разные политические взгляды. Но вообще мои проблемы начались тогда, когда я захотел пойти работать в МИД. Намеревался стать атташе по культуре в Посольстве России в Эстонии. Ну, теперь я в Эстонии, однако, к сожалению, совсем в другом статусе. И с российским посольством не общаюсь».
Бывший томский чиновник также пожаловался на конфликт с представителями Русской православной церкви в Томской области.
«У меня сложности с некоторыми представителями РПЦ, – заявил Андрей Кузичкин, – меня обвиняли в сектантстве. Дело в том, что я курировал и религиозные объединения. В России существуют писаные и неписаные законы. По Конституции все независимы и свободны, но в действительности это далеко не так. Есть четыре традиционные религии, они разрешены, остальное запрещено. К примеру, поддержку деятельности мормонов считают поддержкой сектантов. Я, как православный, представлял себе, что все равны. Последней каплей стали кришнаиты! Я защищал их интересы при строительстве для них деревни. Но тут начались всякие дрязги, меня стали обвинять, и деревню кришнаитов сравняли с землей».
На вопрос, как он оценивает политическую ситуацию в России, и почему бывший руководитель приехал именно в Эстонию, томич ответил, что в «России перекрывают кислород», а Эстонией он интересовался давно.
«Почему Эстония? Потому, что начинать с нуля всегда сложно, а здесь есть русскоязычная община, здесь проще адаптироваться, – заявил Андрей Кузичкин, – Эстонией я начал интересоваться с 1968 года. Уже ребенком из книг знал, что у вас здесь есть Толстая Маргарита. Что касается России, то, да, там начали перекрывать кислород. Надеюсь, что моя семья скоро опять будет вместе, но теперь уже в Эстонии».
--
Сторонник «брендов» со странным уклоном
Что сказать на все это? Соответствуют ли действительности слова бывшего «куратора томской культуры», коими он сейчас в изобилии потчует доверчивых эстонских журналистов? Кто же он на самом деле? Мошенник или политэмигрант? Попробуем разобраться в этой теме, благо материала на господина Андрея Кузичкина по его деятельности в Томской области более чем достаточно.
Напомним ещё раз – в течение почти 6 лет, с 2006-го по 2012-й, департамент по культуре Томской области возглавлял герой нашей статьи. Бюджет департамента в это время, по его свидетельству, характеризовался цифрой в 2 миллиарда рублей. Эта цифра была рекордной, что само по себе позволяет предполагать, что культурная деятельность в Томской области переживала в ту пору период расцвета. Однако это не так. В основе стратегии Кузичкина, как не раз писали томские СМИ, лежал именно «экспортный вариант развития». Когда все внимание обращается не на работу внутри региона и области во всем ее многообразии, не на «ответное» удовлетворение эстетических потребностей людей, живущих в области, и не на поддержку творческих людей из разных сфер искусства, но на имиджевую демонстративность, на «бренды». И люди искусства нужны здесь постольку, поскольку могут немедленно выдать этот брендовый продукт. Проблемы здесь еще и в том, что избирание этих людей – «героев» томской культуры – зависело от вкуса избирающих (то есть господина Кузичкина), а со вкусом Андрея Александровича могли бы поспорить многие представители творческих профессий. Неудивительно, что эти «бренды» в реальности не работали, превратившись в обычную «показуху». Соответственно, значительные средства департамента расходовались на выездную политику (начиная с авиабилетов), на подарки, на оплату услуг местных СМИ и т.д. Во-вторых, полностью уравниваются в правах профессионалы и дилетанты (профессионалы опускаются до уровня любителя, брендовые любители возвышаются над профессионалами), чем снимается всякая ответственность департамента перед искусством. Всячески унижался профессионализм и оправдывалось невнимание к нему. В-третьих, идеология департамента опиралась на «ультралиберальные ценности», никак не связанные с современными реалиями России, с традициями, менталитетом подавляющего большинства россиян, живущих в Томской области.
Не случайно, например, что господинн Кузичкин объявлял библиотечные фонды «старым, ненужным хламом» и, не имея ни квалификации, ни желания решать огромные проблемы музеев или симфониче¬ского оркестра, намеревался учредить в Томске музей современного искусства, что закончилось очередным пшиком.
Не случайно, что почти единственными партнерами Кузичкина из числа несущих «новое искусство» в массы почему-то оказались однообразные представители гомосексуальной ориентации «извне». Он поддержан Романом Виктюком; худруком ТЮЗа он хотел сделать Евгения Лавренчука, судимого в Украине и поставившего в ТЮЗе скандальный спектакль «Анна Каренина», где нет Толстого, но полно т.н. «гомосексуального стеба». Конечно, гомосексуализм в РФ законом не преследуется; но не зря же провинциальные парламенты в России один за другим в понимании глубинной связи содомии и педофилии принимают законы об уголовной ответственности за пропаганду однополой любви. Томск – город студенческий, город неукорененной и весьма проблемной молодежи, здесь подобная пропаганда, уже прозвучавшая со сцены и не только, опасна, как нигде.
--
На что ушли 2 миллиарда?
Кстати, сам господин Кузичкин по образованию ботаник, а по призванию – актер-любитель театра «Интим». Однако томские театры при Кузчикине получали значительно меньшее субсидирование, чем в других регионах Западной Сибири, хотя деньги для департамента буквально «лились рекой». Достаточно сказать, что содержание Томского областного театра драмы выделялось 24 млн рублей, тогда как театр на Алтае получал 40 млн, а новосибирские «Глобус» и «Красный факел» –71 и 59 млн рублей. Музеи региона находятся в удручающе-катастрофическом состоянии. О драме с симфоническим орке-стром было известно всем (из лучшего до середины 90-х годов в Сибири он превратился в худший). Не довольны политикой Кузичкина был и другие работники Томской филармонии. Крупные томские музыканты всех направлений (от В.В. Сотникова и А.М. Ратнера до А.В. Зимакова) открыто и резко критиковали деятельность Андрея Кузичкина. Несмотря на весьма скромные результаты деятельности (если не считать зарубежных поездок и командировок), все годы руководства департаментом культуры Андреем Кузичкиным на его счета поступали огромные средства из бюджета области, которые непонятно вообще как расходовались. Только в 2012 году было выделено 2 млрд рублей. 1 миллиард 200 миллионов рублей, по словам самого Кузичкина, ушли на зарплату, содержание помещений, плановые ремонты и т.д. Хотя и тут есть вопросы. Судьба же расходования 700–800 млн рублей не поддавалась почти никакому анализу и подсчету. Попытки даже приблизительных подсчетов на материалах ежегодных отсчетов департамента (где цифры, как правило, опускаются), упираются, при больших допусках, в цифру расходования порядка 400–500 млн рублей. Как расходовалось все остальное – загадка. Была покрыта мраком и деятельность внебюджетного культурного фонда, располагавшегося в ДК «Авангард»: кто вносит в него деньги, какие, на каких условиях, – все это было покрыто тайной. Как проходили через бухгалтерию ДК серьезные денежные суммы, связанные с работой департамента, также никто до сих пор не знает. Несмотря на все это, никакого независимого финансового аудита деятельности департамента культуры Томской области за 2006–2012 годы так и не было проведено. Как расходовались огромные деньги, выделяемые и бюджета области, куда они исчезли, как за них отчитались, сколько «прилипло к рукам» предприимчивых функционеров департамента – так и осталось не ясным. Увы, никто ничего не стал искать и расследовать.
И понятно почему – ведь Андрей Кузичкин попал в 1996 году во власть при активной помощи и содействии небезызвестной Нелли Кречетовой, бывшего заместителя губернатора, так называемого «мозгового протеза» и советника экс-губернатора Томской области Виктора Кресса. Был человеком их команды, поэтому все 16 лет работы в областной администрации, до момента увольнения в 2012 году, господин Кузичкин мог делать что хотел, – никто его бурной деятельностью даже не смел интересоваться. Более того, как говорят, в активном «осваивании» бюджетных средств департамента культуры принимала участие и сама госпожа Кречетова.
Как присвоить 100 тысяч рублей?
В мае 2012 года, как мы помним, звезда «куратора томской культуры» неожиданно закатилась. В середине мая в департамент по культуре Томской области неожиданно пришли следователи УФСБ, начав обыски и выемку документов. Интересно, что тогда Андрей Кузичкин весьма странно «опроверг» эту информацию, нагло солгав журналистам, что «никаких обысков не было». Позже стало ясно, что 12 июля следственным отделом Управления ФСБ по Томской области было возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного статьей «мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения», по факту мошеннического хищения денежных средств. В качестве обвиняемого по данному делу привлечен бывший руководитель областного департамента культуры Андрей Кузичкин. В отношении него избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде. Сразу же появилась информация, что уголовных дел было возбуждено не одно, а два. Не только по мошенничеству, но и по злоупотреблению своими должностными полномочиями. Однако позже никакой информации о втором уголовном деле обнародовано не было. В деле о мошенничестве речь шла о почти 100 тыс. рублей присвоенных руководителем департамента и потраченных на поездку в Израиль. 16 мая 2013 года суд признал Андрея Кузичкина виновным в присвоении вверенных ему денежных средств, совершенном с использованием служебного положения, и на три годам лишил бывшего главу департамента по культуре права занимать должности на государственной службе и в органах местного самоуправления. Как заявил сам Андрей Кузичкин, он «намерен обжаловать решение суда не только в Верховном суде РФ, но и в Европейском суде по правам человека», однако позже об обжаловании этого приговора никто ничего так и не услышал.
---------
«Борец с фашизмом» или грантоед?
Сразу после своей «эмиграции в Эстонию» в феврале господин Кузичикин активизировался в томской блогосфере, особенно по освещению позиций по присоединению Крыма и по событиям на Украине. Оно и понятно – только за линчевание «крымской темы» эстонцы могут признать Кузичкина «своим» и дать ему официальный статус «политэмигранта». Не стеснявшийся много лет получать зарплату от путинского «режима», Кузичкин внезапно заговорил языком «украинских ультрас», словами украинских неонацистов с Киева и Львова. По мнению Андрея Кузичкина, Крым – это «цидатель русского фашизма», Россия, захватчик и оккупант, совершила аннексию территории, «забрасывает российско-чеченские банды» на территорию Украины. Мало того, оказывается, в России фашизм давно стал государственной политикой, в нашей стране призывают «убивать украинцев и идти на Киев»... Тут Андрей Кузичкин немного перепутал страны, призывы «убивать москалей» резать и вешать русских и сейчас скандируют в центре Киева. В России, в отношении украинцев ничего подобного не было. На своей страничке в социальной сети в Фейсбуке он пошел еще дальше, чему свидетельствует поддержка лозунга «Слава Украине», заявлений Порошенко. Дело дошло даже до поддержки Третьей мировой войны... Видимо, в своем слепом безумии подобные «оппозиционеры» готовы убивать всех подряд, лишь бы им дали очередную «грантовую» кормушку.
Откровенно хамские и прямо оскорбительные для русских опусы сего господина сегодня можно лицезреть на сайте телеканала «ТВ-2». Правда, там бессвязные и откровенно антироссийские тексты бывшего руководителя департамента культуры Томской области не пользуются большой любовью и поддержкой. Но комментарии с негативными оценками «творчества» Кузичкина мгновенно устраняются...
В соцсетях Кузичкин честно признается, что сейчас «работает в Эстонии по гранту». Выходит, поливая родную страну грязью, господин Кузичкин просто отрабатывает свое ПМЖ в этой стране. А причем тут тогда «преследование по политическим мотивам», которого по факту никогда не было? Ведь человек 16 лет работал чиновником в областной администрации. Все эти годы, он ни разу, ни словом, ни делом не осудил государственную политику страны. Сейчас, после отлучения от госкормушки, как из помойного ведра с выбитом дном из него все и полилось?! Как вас после такого «политэмигрантом»-то считать, Андрей Александрович? Вы ведь своим поведением это слово просто позорите. Кроме того, откуда у вас деньги на покупку недвижимости в Таллинне? Вы ведь утверждаете, что собираетесь там дом покупать. Не проясните нам реальные источники своих доходов в России? Откуда у вас такие деньги? Не от «осваивания ли средств» в областном департаменте культуры они появились? Очень бы хотелось это узнать...
Станислав МИКРЮКОВ.