Враги государства

Когда виновные за умышленное банкротство завода ГПЗ-5 предстанут перед судом?

Процесс масштабной деиндустриализации Томской области, то есть уничтожения томских промышленных предприятий, при бывшем губернаторе Томской области – Викторе Крессе – имел огромный размах.

Когда виновные за умышленное банкротство завода ГПЗ-5 предстанут перед судом?

Об этом было опубликовано множество самых гневных статей даже в его бытность губернатором. Увы, остальные виновники этого процесса указывались только косвенно или же не назывались вовсе. Мы решили показать в деталях, с каким цинизмом, наглостью и беспринципностью это происходило. Особенно поражает эпизод, когда кредиторы по указке сверху возвращали деньги, перечисленные заводом для расчета с долгами. Есть основания полагать, что делалось это для гарантированного разорения предприятия. Экс-губернатор не знать о происходящем попросту не мог! Но вот вопрос: почему активные участники той «рейдерской» схемы до сих пор не в тюрьме? Кто покрывает их даже сейчас, когда Кресса нет в губернаторах, а президент Путин объявил курс на импортозамещение? При нынешнем губернаторе Томской области отправка, например, прокрессовских глав районов в места не столь отдаленные уже началась. Но дойдут ли руки до остальных? И не пора ли организовать коллективное обращение томичей к Президенту о снятии Кресса статуса «неприкосновенного» как человека, оказавшегося слишком рядом с явно «антигосударственными» схемами?

Как это было?

Рассмотрим историю «ликвидации» ГПЗ-5, легендарного предприятия «Томский подшипник». Ныне уже полностью уничтоженный завод – своего рода памятник человеческой корысти и коррупции представителей псевдоэлиты, ведущих себя на томской земле как самые настоящие оккупанты и временщики. Чтобы лучше понять то, что происходило на заводе, обязательно следует вспомнить его официальную историю. Напомним всем хорошо известные факты.

Основным потребителем продукции ГПЗ-5 были военно-промышленный комплекс, железнодорожная отрасль, автомобильный комплекс стран бывшего «Варшавского договора», а также гигантским рынком был на тот момент технологически отсталый и зависимый Китай. Однако в свое время высший менеджмент предприятия проигнорировал глобальную угрозу своему бизнесу, который уничтожил 90% подшипниковой отрасли в странах бывшего СССР в 1990-е. Реформы экономики в Китае, начатые в конце 1980-х Дэн Сяопином, позволили создать в Китае новые (копии западно-европейских предприятий) промышленные отрасли чёрной и цветной металлургии, машиностроения и металлообработки, которые полностью к 1995–1998 годам ликвидировали зависимость от советского/российского экспорта подшипников. Тот факт, что производство подшипников в Китае на 70–80% дотировалось государством (что ставило производителей в России в заведомо более неравные условия), позволило китайцам к 2000 году полностью вытеснить производителей подшипников из России на рынках Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона. Спрос на продукцию сначала резко упал, потом почти полностью исчез. Правда, предприятию удалось просуществовать дольше абсолютного большинства российских подшипниковых заводов. И даже на момент ликвидации продукция завода имела свой, хоть и изрядно уменьшившийся, рынок сбыта.

Почему не помог государственный план спасения?

В конце 1980-х и начале 1990-х в результате масштабных процессов всеобщего «разгосударствления и приватизации» один из крупнейших холдингов военно-промышленного комплекса Томска был реорганизован в ОАО «Ролтом». В начале 2000-х ряд капитальных сооружений был пущен с молотка, на территории разместились коммерческие структуры: гастроном новосибирской торговой сети «Гипермаркет», «Разноторг», магазин автомобилей из Европы, служба судебных приставов и др. В 2005 году ОАО «Ролтом» попадает в банкротство, основная производственная база предприятия переходит после смены акционеров к вновь реорганизованному дочернему ЗАО «Томский подшипник». Долги были погашены, разрабатывался план комплексной модернизации завода.

Весной 2010 года предприятие остановилось – существенная финансовая нагрузка, связанная с началом переоснащения предприятия, кратно увеличилась в связи с экономическим кризисом. В начале июля 2010-го рабочие завода объявили голодовку в знак протеста против закрытия предприятия и требуя выдачи зарплаты за 2009–2010 годы. В сентябре 2010 года рабочие снова объявили голодовку. Тогдашний мэр Томска Николай Николайчук заявил о том, что городские власти вмешаются в ситуацию.

На заседании межведомственной комиссии по контролю над уровнем заработной платы в Томской области, проведенном 26 января 2010 года губернатором Виктором Крессом, были озвучены проблемы с задолженностью по зарплатам на предприятиях региона. На ней обсуждались и перебои с зарплатой на ЗАО «Томский подшипник» и ООО «Подшипник-Т» (100% собственность ЗАО «Томский подшипник») – 21,4 млн рублей. Как тогда сообщал начальник регионального департамента развития предпринимательства и реального сектора экономики Андрей Трубицын, надежды этих предприятий связаны с реализацией крупного инвестиционного проекта с федеральным финансированием.

Долги по зарплате на подшипниковом заводе накапливались довольно длительное время, в основном из-за крайне низкой рентабельности предприятия, высокой конкуренции со стороны производителей из Китая и Индии, большой кредиторской задолженности перед банками. С началом экономического кризиса сложная ситуация на предприятии усугубилась. Хотя летом 2009 года удалось погасить часть задолженности, но, несмотря ни на что, к октябрю 2009 года долги по зарплате составили на ЗАО «Томский подшипник» – 6,7 млн рублей, а в ООО «Подшипник-Т» – 4,2 млн рублей.

Как известно, еще в 2005 году на ОАО «Ролтом» была введена процедура банкротства, что само по себе вовсе не означает «кончину» предприятия. Например, успешно процветающий сегодня ТНХЗ был в процедуре банкротства много лет, и именно она помогла спасти уникальное производство. Все дело в том, что банкротство дает возможность отсрочить платежи до лучших времен.

Вот и здесь в это время с целью сохранения производства новые акционеры ЗАО «Томский подшипник» инициировали проект комплексной модернизации предприятия. В проекте принимали участие такие компании с мировым именем, как Fuji, Mitsubishi, MAN и др. По оценкам специалистов, после модернизации ЗАО «Томский подшипник» мог стать одним из главных налогоплательщиков области.

Более того, тогда же на производственной площадке ЗАО «Томский подшипник» началась реализация одной из компоненты так называемого «Проекта ГПЗ» – инвестиционного проекта по возрождению государственных подшипниковых заводов, патронируемого государственной корпорацией «Ростехнологии». В рамках проекта на подшипниковом заводе в Томске должно было пройти расширение производства радиальных шариковых подшипников с глубокой модернизацией обрабатывающего оборудования. Объем инвестиций должен был составить 11 млрд рублей. По заявлению Сергея Магазова, генерального директора инвестиционной компании «Проект ГПЗ», которая вела этот проект, денежные средства согласились выделить государственные банки и зарубежные фонды.

Словом, возможности для спасения предприятия и его дальнейшей модернизации были. Тем более что представители региональных властей заявляли: «Продолжайте проект – мы вам поможем: у нас на других предприятиях в кризис руководители зарплату за счет бюджета получают, готовьте документы». Но как мы знаем, этот проект так и не был реализован. Почему? Неужели только по инициативе узкой группы богатых нуворишей, которым попросту захотелось обанкротить завод, распродать его имущество и захватить земельный участок в центре города? Отчасти. Совершенно очевидно, что без поддержки из коридоров власти подобное им вряд ли бы удалось...

Не пойти ли вам... в другое место?

Напомним, в апреле 2013 года в Томске прошел пикет бывших работников-акционеров ОАО «Ролтом», разрешённый властями. Среди основных лозунгов и тезисов выступлений протестующих были: «Мэр, верни наше имущество – мы от него не отказывались!», «Требуем независимого расследования!», «Судья Иванов О.А., где же твоя совесть?», «Мэр Николайчук, в Томске живут не только Вавилов и Гитман»!

Так, в день пикета из лозунгов Томск узнал фамилии бизнесменов, которые до этого были «широко известны лишь узкой общественности», и в основном чиновникам из «Белого дома». По информации из правоохранительных органов, Александр Гитман – специалист области по «обналичиванию» денежных средств. Например, он был замечен в грязном скандале с обналичиванием 300 тысяч долларов за т.н. «покупку футболиста Павла Погребняка».

Бизнесмен Алексей Вавилов «специализируется» на освоении бюджетных средств через подряды в строительстве, в том числе дорожном. Сегодня эта часть бизнеса господина Вавилова активно исследуется оперативниками УВД в уголовном деле по факту хищения бюджетных средств на строительстве Левобережной дороги (подробности в одном из ближайших номеров). Пока что напомним только один эпизод из этого дела – для того, что бы перечислить 125 миллионов рублей из бюджета за, по сути, не подтвержденные объемы работ, экс-мэр Николай Николайчук уволил с занимаемой должности отказавшихся сделать это начальника департамента и главного бухгалтера...

Вот и в 2008 году, представители экс-мэра Томска Николая Николайчука так же «постарались» для коммерсантов – стали предлагать акционерам и руководству ЗАО «Томский подшипник» перенести предприятие в другое место. Основания были самые невразумительные: «город задыхается в пробках из-за территорий, занятых промышленными предприятиями» и «вообще, заниматься производством в России невыгодно, есть другие, более доходные проекты». Собственной финансовой возможности осуществить такой переезд (который бы обошелся в миллиарды рублей) у акционеров не было, тем более что проект по модернизации был привязан к существующей территории. После аргументированного отказа в переносе производства поддержка проекта со стороны региональной власти резко сошла на «нет», несмотря на подписанное в конце 2009 года соглашение о сотрудничестве между Администрацией Томской области и акционерами ЗАО «Томский подшипник». И уже летом 2010 года на «Томском подшипнике» решением арбитражного суда вводится внешнее наблюдение.

Особо извращенный цинизм

Акционеры ЗАО «Томский подшипник» и ОАО «Ролтом» неоднократно пытались погасить требования кредиторов с целью завершения процедуры банкротства и продолжения производственного проекта, перечисляя деньги кредиторам. Например, в 2012 году в рамках договора уступки были перечислены в полном объеме денежные средства МУП «Томский Энергокомплекс». Но через несколько дней муниципальное предприятие вернуло деньги без объяснения причины. В неформальной беседе директор МУП «ТЭК» пояснил, что получил устное распоряжение от мэра Томска Николая Николайчука. Экс-мэр перестал незаконно перечислять денежные средства только после обращения к нему представителей томских структур «Газпрома», являющегося одним из кредиторов предприятия.

Сергей Магазов, как поручитель от лица акционеров по обязательствам ЗАО «Томский подшипник», неоднократно перечислял денежный средства «новым кредиторам» предприятия в лице доверенных лиц Вавилова с целью окончания процедуры банкротства, но деньги каждый раз возвращались в связи с отказом их принять.

Как вывели имущество завода?

Дальше – больше. Вопреки требованиям кредиторов (основной кредитор ФНС Томской области) эти граждане переформировали лоты по продаже имущества с нарушением действующего законодательства: объекты недвижимости ОАО «Ролтом» продавали отдельно от земельных участков, на которых эти объекты расположены. Этим они блокировали участие в торгах законопослушных претендентов.

В связи с нарушениями, допущенными при совершении сделок, Управление Росреестра по Томской области отказало в госрегистрации перехода права на объекты недвижимости. После этого, пользуюсь своими связями в судебных инстанциях г. Томска, вышеупомянутые граждане инициируют процессы в суде общей юрисдикции, в ходе которых судья, не уведомив о заседаниях всех заинтересованных лиц (о процессе не были уведомлении ни кредиторы, ни Росреестр), выносит решение о регистрации перехода прав.

Далее, чтобы не реализовывать оставшиеся земельные участки законными способами и рассчитываться с кредиторами, внешний управляющий передает их в мэрию Томска как нереализованное имущество в ходе конкурсного производства. И это при том, что по закону такое имущество должно быть передано кредиторам, которые об этом неоднократно ходатайствовали. В результате при первоначальной оценке имущества ОАО «Ролтом» в почти 1 млрд рублей и задолженности перед кредиторами (основной кредитор – государство) около 100 млн рублей, последние не получили и половины от этой суммы, а всё имущество оказалось у бизнесменов Вавилова и Гитмана, которые теперь продают его по рыночным ценам.

Кроме этого, представитель этих граждан – некий Аминов Ринат Харисович – под угрозой увольнения и невыплаты задолженности по заработной плате и другими мерами требовал у бывшего директора «Ролтома» Анатолия Симаковича переоформить на указанных им лиц гаражный бокс, находящийся на земельном участке, переданном в мэрию Томска. Симакович отказался и был немедленно уволен с предприятия. Ринат Аминов после пикета, инициированного ветеранами-акционерами «Ролтома», открыто угрожал председателю совета ветеранов Угрюмову, но правоохранительные органы даже не приняли к рассмотрению заявление об этом.

Ну а далее все как в сложившейся уголовной практике российского рейдарства и преднамеренного доведения предприятия до банкротства. Московская компания «Специализированная организация «Агентство бизнес технологий» распродала имущество завода по сильно заниженной стартовой цене имущества. Имеется протокол от приставов, о том что данная организация не находится по указанному в открытых источниках адресу. Некоторые претенденты обратились в правоохранительные органы. В результате заявки подали две компании, которые считались подконтрольными Алексею Вавилову и Александру Гитману. Кроме них заявку подал Антон Щукин, представитель новосибирских девелоперских структур, которые получили необходимую информацию у акционера предприятия. После подачи заявки и перечисления задатка Щукину стали поступать странные телефонные звонки с прямыми угрозами и требованиями «снять свою заявку, а не то будут проблемы». Щукин отказался отзывать заявку, после чего организатор прямо не допустил его к торгам и вернул задаток. 11 января 2013 года были проведены торги среди двух участников, победителем по минимальной цене признано некое ООО «Терра» (ИНН 7017316943, ОГРН 1127017027587).

Щукин еще до торгов обратился в УФАС г. Москвы с жалобой на действия организатора торгов. В своем заседании 17.01.2012 УФАС признало нарушения и отменила результаты торгов. Несмотря на это, томская сторона требовала у конкурсного управляющего ЗАО «Томский подшипник» Плотникова подписать договор по передаче имущества. Управляющий отказался нарушать закон. Последовали новые угрозы, в результате чего Плотников обратился в УВД Кемеровской области. И несмотря на все это, 18 марта 2013 года арбитражный судья Иванов вообще отстранил Плотникова от должности конкурсного управляющего ЗАО «Томский подшипник».

Судья томского арбитражного суда Татьяна Макеева 17 апреля 2013 года утверждает мировое соглашение между ООО «Терра» и ЗАО «Томский подшипник», на основании которого новый конкурсный управляющий, некий Анатолий Беспечный, передал имущество ООО «Терра», которое уже 22 апреля 2013 года практически мгновенно получает свидетельства о собственности (5 дней было потрачено на регистрацию, с учетом того, что за это время успели и меры отменить, запрещающие совершать сделки с имуществом). При этом судья Макеева была официально уведомлена о процессе в московском суде, где оспариваются торги. По информации Арбитражного суда Томской области через несколько дней после утверждения мирового соглашения судья Татьяна Макеева подала в отставку. Разумеется, что ООО «Терра» сразу же перепродала имущественный комплекс и впоследствии самоликвидировалось под руководством Сабитова Равиля Хантемировича. Это было сделано, чтобы выполнение предписания УФАС и восстановление процедуры торгов в первоначальном виде стало невозможным, а также обозначилась бессмысленность дальнейших судебных разбирательств.

После этой операции арбитражным судьей Олегом Ивановым было принято решение о завершении конкурсного производства, несмотря на то, что у предприятия все еще осталось имущество. Кроме того, конкурсный управляющий по непонятным причинам отказывается передавать технологическую документацию по производству подшипников акционерам и кредиторам предприятия даже в счет непогашенной перед ними задолженности. Фактически имущество завода «Ролтом», а это 12 гектаров земли 7 зданий , было продано за 20 млн рублей... – то есть за 5% от его реальной стоимости. Кредиторская масса при банкротстве ЗАО «Томский подшипник» ( 11 Га земли, около 100 000 кв. м площадей, станки и оборудование) была реализована менее чем за 300 млн рублей.

И уже в ноябре прошлого года в администрации города Томска прошла презентация большого проекта реконструкции территории бывшего завода. Планируется в течение 5 лет построить жилую и коммерческую недвижимость на частные деньги. Группа неких «частных инвесторов» (и мы уже знаем, кто именно) заявили об «инвестициях в 20 млрд рублей». На площадку зайдут такие сети, как магазин строительных материалов DIY и гипермаркет «О'Кей». Инвесторы планируют построить 300 тыс. кв. метров жилья и 40 тыс. кв. метров торговых площадей. Начало реализации проекта намечено на 2014 год, строительство будет идти в течение пяти лет. Иными словами завод, в который государство намерено было вложить 11 миллиардов рублей - предприятие, которое могло приносить в казну многомиллионные доходы, было принесен в «жертву» банальным торгашам. Точнее, в угоду кого-то от власти, чьи деяния подпадают под самые серьезные статьи Уголовного кодекса. Ведь никто не верит, что подобное можно было провернуть без поддержки власти!

Почем нынче Родина?

Поражает в этой ситуации то, что местные силовики «не замечают» коммерческих подвигов господ Гитмана и Вавилова годами. Не смущает их и то, что например Гитман бывает в США довольно-таки часто. Иными словами этому «гражданину мира» есть куда податься, «если что». Запасной аэродром, судя по всему, подготовлен. Поэтому, может быть, хотя бы сейчас – когда государство отказалось от стратегии самоуничтожения – правоохранители наконец отправят на скамью подсудимых виновных в уничтожении «Томского подшипника»? Ведь завод ещё не поздно спасти. Особенно в условиях, когда на это появилась политическая воля у самого высшего руководства страны.

Никто не против торговли, розничной коммерции, развития ширпотреба... Но ради этого не должны уничтожаться целые отрасли производства, которые к тому же тесно связаны с государственной безопасностью и самодостаточностью страны. Вы не поверите, но, например, в Белоруссии существует процесс приватизации с одним существенным «но» – профиль производителя должен оставаться прежним, особенно если он завязан на интересы государства.

Исходя из этой логики, давайте вспомним, что представлял собой уникальный завод? До 1992 года предприятие называлось ГПЗ-5 (Государственный подшипниковый завод № 5) Министерства автомобильной промышленности РСФСР. Этот завод был едва ли не самым крупным предприятием сферы машиностроения, металлообработки в Томске, имел собственный машиностроительный техникум, подшефные школы (школа №47, школа №14, школа-интернат № 3), загородные базы отдыха для детей дошкольного и школьного возраста на Потаповых Лужках собственный Дом быта, медсанчать, клуб (ныне Развлекательный клуб «Шарики»), спортивный комплекс, несколько детских садов... Завод активно вёл жилищное строительство для своих работников — см. микрорайоны «Шарики» и Томска-Второго, у ост. «Иркутский тракт», «Суворова», «II микрорайон», на ул. Ивановского. В 1986–1991 действовала программа «МЖК ГПЗ-5». В конце 1980-х на заводе было заложено расширение производственной базы – в районе приборного завода, на улице Ивановского, 4 построены корпуса подразделения по производству приборных подшипников (ныне – завод приборных подшипников). К концу 1980-х ГПЗ-5 массово выпускал шарико- и роликоподшипники, имевшие колоссальный спрос в СССР и всех социалистических странах. Продукция пользовалась спросом также в развивающихся странах и даже в тогдашней Европе. На заводе в его лучшие годы работало около 7 тысяч человек...

А что стало с разграбленными активами завода сейчас? Корпуса с китайским некачественным ширпотребом, в лучшем случае 100 торговых мест, минимум налогов... Ну, и перспективы по сказочному обогащению кучки томичей, ничего не создавшим для общества за всю свою «торгашескую» жизнь.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру