Следите за афишами. Будет интересно!

Томская филармония дала старт концертному сезону

22 сентября Томская филармония открыла новую,74-ю страницу своей концертной истории – на сцене Большого концертного зала филармонии вместе с Томским Академическим симфоническим оркестром под управление маэстро Михаила Грановского выступили лауреат Первой премии XVI международного конкурса им. П.И. Чайковского (2019) Сергей ДОГАДИН (скрипка, Россия) и Джамал АЛИЕВ (виолончель, Великобритания). Это был вечер, которого ждали, ждали долго и с нескрываемым интересом.

Томская филармония дала старт концертному сезону

Наблюдать за перипетиями конкурсных баталий по телевизору (имею в виду Конкурс имени Чайковского) и слушать в режиме реального времени – существенная разница, и несомненная удача – встреча с музыкантами мирового уровня здесь, у нас в Томске.

Так случилось, что сезон открылся концертом, посвященным Году музыки Великобритании и России, а значит, любители классической музыки смогли насладиться произведениями композиторов, с чьей музыкой они были мало знакомы, – Бриттена, Элгара, Уолтона, Воан-Уильямса. Концерт для скрипки с оркестром Ре мажор Чайковского, исполненный Сергеем Догадиным, стал подарком представителям британского посольства, приехавшим в Томск на открытие симфонического сезона.

Неделей ранее томские журналисты уже по традиции встретились с директором филармонии Наталией Чабовской и художественным руководителем и главным дирижером симфонического оркестра Михаилом Грановским. Вопросов было много, хотелось заглянуть вперед и первыми порадоваться за томскую публику, ведь ей предстоит немало открытий в этом сезоне.

– Михаил Григорьевич, прошлый сезон (так получилось или так было задумано) стал сезоном мировых премьер. Четыре премьеры – благодаря главному дирижеру Томск открыл имя Алексея Чернакова - в ноябре и в мае были исполнены его произведения; на открытии фестиваля, посвященного 90-летию Эдисона Денисова, прозвучали произведения учеников нашего знаменитого земляка Дмитрия Смирнова и Владимира Тарнопольского; симфония «Зеркало» Андрея Тихомирова стала музыкальным событием для Томска. Это был год премьер. Ждут ли нас премьеры и подобные открытия наступающем сезоне?

М.Г.: Когда в прошлом году строились планы, мы еще не знали, что у нас будет фестиваль «Классическое лето». Фестиваль возник только лишь в феврале. Мы узнали, что Министерство культуры решило поддержать идею и откликнулось на наше предложение, чтобы у нас был такой фестиваль. Министерство отреагировало положительно, дав нам финансирование. Поэтому все, что связано с премьерами и Денисовским концертом, – это уже было позже и не планировалось. И симфония «Зеркало» тоже не планировалась. Все случилось потом, когда я уже понимал, что на фестивале «Классическое лето имени Денисова» мы не имеет права не исполнить что-то из современной музыки. Безусловно, было много концертов классической музыки разного плана: и камерных, и органных, но не исполнить музыку ХХ и XXI века мы не имели права.

А что касается нынешнего сезона, то, я думаю, что его можно назвать сезоном открытий прекрасных солистов. Потому что нас ждет целая череда замечательных имен, которых никогда в Томске, возможно, и не было. Это и Денис Шаповалов, и прекрасная скрипачка из Москвы Татьяна Коршунова, пианист Андрей Гугнин, скрипачка Алена Баева, Михаил Аркадьев, пианист Евгений Михайлов, Никита Борисоглебский, Алексей Любимов, Ирина Стачинская, скрипачка Мария Салозобова, скрипач Сергей Поспелов. И это помимо тех музыкантов, которых мы будем приглашать из разных стран.

Будет проект с моим другом и прекрасным певцом, которого томичи уже узнали в прошлом сезоне, – Гарри Агаджаняном. Он примет участие в эксклюзивном проекте 12 января, под старый Новый год, – «Старый телевизор, Старый Новый год». Это будут любимые песни Арно Бабаджаняна, классические джазовые хиты. Пиршество музыки песенной и джазовой – симфоджаз.

И мы заканчиваем сезон большим Бетховенским гала-концертом, где выступит знаменитый пианист Борис Блох, который живет сейчас в Германии. С ним мы исполним Пятый концерт Бетховена и фантазию для фортепиано, хора и оркестра. Будет участвовать капелла ТГУ под управлением Виталия Вячеславовича Сотникова. Музыки Бетховена в концертах будет все больше и больше, потому что грядет знаковое событие – 250-летие со дня рождения великого композитора. Поэтому мы намерены исполнять большую часть симфоний в разных абонементах и отдельных концертах.

– Хотелось бы спросить про гастрольные туры оркестра. Какие программы намереваетесь исполнять?

М. Г.: Две даты я могу назвать уже точно. Это 12 марта, Москва, Концертный зал имени Чайковского. Мы выступаем в рамках абонемента «Симфонические оркестры России» и там исполним программу, которую перед этим сыграем для томичей в рамках первого абонемент «Главный представляет». Программа – «Волшебная музыка». Прозвучит «Волшебное озеро» Лядова, Второй концерт Чайковского, который здесь будет исполнять Евгений Михайлов, а в Москве с оркестром выступит Борис Березовский, и Третья симфония Рахманинова. Второй концерт состоится как бы в следующем сезоне, но все равно в календарном 2020-м году – это начало октября. Концерт запланирован в Екатеринбурге на симфоническом форуме оркестров, который, как известно, проходит раз в два года. В прошлом году я ездил один от филармонии на это мероприятие. Помимо концертов проходят совещания и звучат доклады, посвященные симфонической жизни в России, жизни оркестров и концертных залов, отслеживаются векторы и направления деятельности оркестров. Это очень интересный и значимый форум. Я предложил, чтобы наш оркестр приехал и показал себя наряду с другими коллективами. Могу сказать, что «соседство» у нас будет с оркестром Михайловского театра под управлением нынешнего главного дирижера Александра Ведерникова, который ранее возглавлял Большой театр, а до се поры он возглавлял Королевскую оперу Дании; и Национальный молодежный оркестр, который приезжал в Томск; будут оркестры из Ульяновска и Якутска. Вот такая панорама. Это очень престижно и важно. Долго мы думали над программой, она будет интересной. И обязательно вначале осени, через сезон, мы эту программу сыграем с Томске. По поводу зарубежных гастролей: идут переговоры с Южной Кореей, о возможных гастролях в мае 2020 года в Сеуле и других городах.

– В прошлом году Томск познакомился с Алексеем Чернаковым в рамках проекта «Другое пространство». Продолжится знакомство с новыми именами, с молодыми композиторами в этом году?

М. Г.: Я пока не имею информации об этом проекте. Возобновит ли работу «Другое пространство»? Если он будет, то мы, конечно, будем в нем участвовать.

– А современную музыку мы услышим в этом сезоне?

М.Г.: А вы хотите ее услышать? Вам нравится?

– Конечно. Это очень интересно.

Наталья Чабовская:

– На самой деле Михаил Григорьевич много запланировал современной музыки в этом сезоне. Правда, это не XXI век, а вторая половина двадцатого. Ну и фестиваль «Классическое лето» еще не завершился. Предстоят два концерта ведущего коллектива, исполняющего современную музыку. Он называется «МАСМ» – Московский ансамбль современной музыки и был создан под идеи Эдисона Денисова. Этот коллектив приедет к нам 28 и 29 сентября. Музыканты покажут классическую музыку Баха в современной интерпретации и будет, конечно, авангардный концерт (2-я половина ХХ века и начала XXI века). А 26 ноября запланирована кульминация нашего фестиваля – премьера оперы Э.В. Денисова «Иван-солдат». Оркестр прорабатывает с Михаилом Григорьевичем партитурную часть, он выступает дирижером-постановщиком.

М. Г.: Это не просто концертное исполнение, это постановка оперы.

Н. Ч.: Очень яркое, своеобразное, оригинальное действо. Хоть это произведение – ранняя музыка Э.Денисова, уже чувствуется стиль, но при этом это еще не тот Денисов, который не всем понятен.

Плюс в этом сезоне мы продолжаем фестивальное направление «Слушаем, играем, танцуем и рисуем». Это будет творческий фестиваль для лиц с ограниченными возможностями, и в рамках этого фестиваля к нам приедем уникальный пианист Николас Маккарти из Великобритании. Концерт «Одной левой» пройдет 5 октября. Весь вечер будут звучать Раваль, Скрябин, музыкант играет только левой рукой. Это открытие фестиваля. А потом ребята будут состязаться в художественных направлениях, а лучшие работы будут выставлены для публики и представлены на сайте, победителей обязательно покажем.

Также мы поддерживаем много лет томское отделение Всероссийского хорового общества и активно работаем со Всероссийским обществом инвалидов – третий год проводится межрегиональный фестиваль «Битва хоров».

М.Г.: Я бы добавил, что в этом году у нас не будет абонемента «Заграничный маэстро», но пройдут как минимум три концерта с приглашенными дирижерами. Первый дирижер – Роман Белышев, который учился вместе со мною у Геннадия Рождественского, второй дирижер – Антон Шабуров, который сейчас возглавляет Хабаровский оркестр, и третий дирижер – Андрей Аниханов. Это наиболее известная фамилия для публики, он работал раньше в Санкт-Петербурге, сейчас он возглавил Волгоградский симфонический оркестр. Помимо этого в фестивале «Мацуев и друзья» примет участие дирижер Дмитрий Юровский, возглавляющий Новосибирскую оперу. Публика познакомится с другими дирижерами, и оркестру всегда полезно, когда есть не только главный дирижер, но и другие дирижеры, у которых тоже можно чему-то поучиться. Это очень важно.

Вы сказали про современную музыку... Моя задача, чтобы был некий баланс между классической музыкой и музыкой современной. Не должно быть перекосов. Классика – это то, что должно питать постоянно и нас, музыкантов, и, безусловно, публику. А современная музыка должна быть, потому что мы живем в XXI веке, а не в XVIII или в XIX веке. Также моя задача – соблюдать баланс между русской и западной музыкой. В некоторых оркестрах это случается часто – крен в сторону западной или, наоборот, в сторону отечественной.

– Наталья Игоревна, возвращаясь к приобретенным инструментам. Могли бы вы назвать сумму, потраченную на их приобретение. И какие еще инструменты требуются в оркестре?

Н. Ч.– Обновление музыкальных инструментов происходит постоянно. Но не все они обновлены. В первую очередь нам требуется контр-фагот, валторны, деревянные духовые инструменты и медные духовые – частично, ну и, конечно, если бы еще и контрабасы и виолончели могли купить, было бы здорово. В большинстве оркестров на струнных обычно играют на личных инструментах, но оказывается помощь в комплектующих и ремонте. Почему я рассказала про ударные инструменты? Потому что это очень сложный блок из крупных и очень мелких инструментов. Общая сумма, поскольку было достаточно много мелких инструментов, не сильно большая – в пределах полутора миллионов.

– Прошло открытие концертной площадки на набережной. Филармония приняла участие в этом событии. Как вы оцениваете эту площадку? И администрация области сообщила, что, возможно, филармония получит ее под свою ответственность. Так ли это?

Н. Ч.: Этот вопрос решен. Амфитеатр – это новая сцена, которая будет принадлежать филармонии. А значит, симфонический оркестр и другие коллективы филармонии, а также городские организации будут выступать на ней. Что касается оценки акустического пространства, то Михаил Григорьевич ее хорошенько прочувствовал с тем звуковым оборудованием, которое было выставлено на открытии. Мы оцениваем его достаточно хорошо – при грамотной, правильной подзвучке получается осень приятная акустика. В самой амфитеатре можно посадить порядка 500 человек. И звук в этом пространстве неплохо себя проявляет.

– Михаил Григорьевич, как вы оцениваете эту площадку и ситуацию, когда весь город слышит... вашу репетицию – и все ходят, и все смотрят?..

– Я очень рад, что появилось еще одно место для гуляний, которое может стать одним из любимых на карте города. Это здорово. Весной, ближе к лету мы будем использовать эту площадку, делать общедоступные концерты для зрителей. Программы должны быть, конечно, более легкие, легкого жанра, безусловно, популярные. Так же, как это было всегда в России, в Павловске в начале ХХ века. Это важно – делать популярные программы на открытых площадках, чтобы популяризировать классическую музыку, чтобы порадовать публику известными сочинениями.

Планов у руководства филармонии много, они необычайно интересны и интригующи. В самое ближайшее время нам предстоят встречи с потрясающими музыкантами и коллективами – Ансамбль современной музыки посетит Томск в ближайшие выходные, Фестиваль «Денис Мацуев и друзья», традиционно пройдет в начале октября, и далее, далее, далее.

Следите за афишами, не пропускайте самые эксклюзивные программы... Очень хочется видеть в зале студентов Института искусств и Музыкального колледжа, учащихся музыкальных школ. Ведь им, так же как и всем нам, выпадает удача, не покидая родной город, отправиться в музыкальное путешествие с симфоническим оркестром, услышать вокалистов мирового уровня и принять участие в автограф-сессиях, которые становятся новой традицией Томской филармонии.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру