Путин был прав: на пиаре «мусорной реформы» просто обогатились

Или как потратить пять миллионов с неизвестным эффектом?

Около года назад президент страны Владимир Путин посетовал, что россияне тотально не информированы ни о сути нацпроектов, ни о мусорной реформе. И тут же местные чиновники выделили приличные медийные бюджеты. Например, в Томской области только на «пиар» мусорной реформы направили 5 миллионов рублей. Весь этот год мы внимательно следили за тем, как и кто их «осваивает». И пришли к неутешительному мнению: заработать, по сути ничего не делая, у нас могут даже на «благих пожеланиях» президента …

Или как потратить пять миллионов с неизвестным эффектом?
В Томской области заработали даже на пиаре "мусорной реформы"

«Оператор» как прикрытие

Мы сразу заподозрили, что с этим контрактом будет происходить традиционно «неладное» - уж слишком очевидно технические условия контракта были заточены под всем известного оператора и аффилированных с ним исполнителей. В итоге открытый конкурс выиграла уже известная нашим читателям компания-оператор - ООО «Аверс».  Да-да, та самая контора, зарегистрированная на частной квартире с одним сотрудником - директором Евгением Капустиным. Всем понятно, что это микропредприятие контракт исполнять не будет и к работе однозначно привлекут кого-то на «подряд». Все так и вышло, но даже мы не ожидали, что по некоторым позициям «субчиками», возможно, окажутся… сами чиновники.   

Как это было?

Для начала вспомним название лота - «оказание услуг по реализации в СМИ и Интернет-ресурсах информационной кампании по информированию жителей Томской области о реформе системы обращения с твердыми коммунальными отходами». Услуги, которые должен был оказать поставщик, включали в себя достаточно много пунктов. Сред них создание и ведение сообществ в социальных сетях «ВКонтакте», «Facebook», «Instagram», «Одноклассники». А также организация тематической странички на одном из новостных порталов. Кроме того, поставщик услуг обещал обеспечить печать 100 тысяч информационных буклетов и 10 тысяч листовок.

Теперь о том, как все это реализовывалось на практике, то есть согласно актам выполненных работ. Увы, это как и всегда на сайте гос.закупок выложены подозрительно лапидарные документы, подписанные директором ООО «Аверс» Евгением Капустиным и начальником департамента по информационной политике Алексеем Севостьяновым. Из них понять, что и как сделали по контракту на самом деле, довольно затруднительно. Понятно, что не без ведома вице-губернатора во внутренней политике Сергея Ильиных здесь также не обошлось, ведь Севастьянов – его прямой подчиненный.

Совпадение? Не думаем…

Для начала, нам очень интересно было бы посмотреть на брошюру о мусорной реформе в Томской области, которую судя по акту оказанных услуг, выпустили тиражом аж в 100 тысяч экземпляров. Подавляюще число томичей, которых мы опросили, её в глаза не видели, что, согласитесь, несколько странно. В Томске не более 10 тысяч домов (включая административные центры), так что реально распространенный тираж в 100 000 тысяч экземпляров стал бы, как минимум, заметным явлением.

После долгих и настоятельных расспросов мы получили фотокопию той самой «брошюры». И тут возникли новые вопросы. Это тоненький цветной лист формата А4, сложенный пополам. Причем содержимое подозрительно напоминает «Памятку о переходе на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами», выпущенную областным департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды совместно с ОГБУ «Облкомприрода» еще в феврале. То есть за полгода до описываемого здесь контракта.

Меньше меньшего

Затем мы проанализировали аккаунты в социальных сетях, кои по контракту обещала создать компания ООО «Аверс» для информирования населения.  Да, тематические странички в «ВКонтакте», «Facebook», «Instagram», «Одноклассниках» действительно создали - под названием «Проект Мой Чистый Дом», «Мой чистый дом». После беглого осмотра нам сразу стало ясно, почему в опубликованных актах на сайте гос.закупок не публиковали скриншоты с групп.

Да, информационные посты и фотографии там действительно выкладывались. Только вот подписчиков в группах очень мало, - 25, 133, 81, 146 человек. То есть количество просмотров ничтожно, комментариев почти нет, заявленный в техническом задании эффект массового охвата аудитории явно не достигнут. Всё это точно не стоит сотен тысяч рублей. Для кого, спрашивается, старались, кого информировали? Учитывая «копеечную» статистику посещения данных ресурсов, ничтожное количество подписчиков в тематических группах в социальных сетях, мы оцениваем эффект от данных публикаций, как близкий к нулю. Как в таких случаях говорят «гора родила мышь». Хотя, возможно, цель контракта была совсем в ином? В банальном «освоении» денег и создании видимости работы? Ну что же, в таком случае придется признать, что все исполнено 100%.

Заплатили сами себе?

Дальше еще интереснее. Мы обратили внимание на опубликованные контакты в группах. Ими оказались «горячие телефоны» областного департамента природных ресурсов. Более того, там есть прямая ссылка на сайт департамента. Самое главное - многие посты в группах почти дословно повторяют информацию, опубликованную на сайте этого госучреждения.

Это что же получается, группы в социальных сетях сотрудники департамента природных ресурсов сами и вели? Или их попросту добросовестно скопировали никому не известные «подрядчики»? За что же в таком случае последние получили деньги? За уже когда-то выполненные работы чиновниками, которые те проделали на свою зарплату? Как же тогда господин Севастьянов проверил, проэкспертировал и подписал акты выполненных работ? Не глядя? А ведь по ним ушли миллионы бюджетных рублей…

Ничего не ясно и с тематической листовкой, которую должны были выпустить тиражом в 10 тысяч экземпляров, плакатами и наклейками, тираж указан по тысяче экземпляров. Где их печатали? Где и кто распространял на самом деле? Никто из опрошенных нами томичей почему-то не видел этой полиграфической продукции.

Продолжение следует

Конечно, теперь мы отправим в департамент по информационной политике и вице-губернатору по внутренней политике лично ряд запросов о раскрытии всей этой информации. Нам интересны макеты баннеров, их внешний вид и перечень мест с фотографиями, где их якобы размещали. Интересен и внешний вид напечатанных листовок, плакатов и буклетов, фактический тираж, а также места их распространения, как и наименование компаний-распространителей.

Хотелось бы увидеть скриншоты созданных тематических сообществ в социальных сетях, а также описанный неизвестным экспертом эффект от их работы. В актах выполненных работ сказано, что все они были выполнены в срок и в полном объеме, но нам очень хотелось бы увидеть многое из «закупленного» хотя бы в одном экземпляре…

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру