Пахомова все-таки «посадила» Кляйна...

Региональная информационная политика рассчитана на заработок, а не на разъяснение для томичей

Всем известно о том, что томский бюджет переживает не самые лучшие времена. Из-за вынужденного простоя разорились многие мелкие компании. И прежде всего речь идет о сфере услуг. Доходная часть бюджета сократилась на миллиард рублей, в связи с чем городские чиновники и депутаты думают о том, как именно сократить расходы. Один из вариантов – порезать расходы на пиар, куда выделяются миллионы рублей, чем городская Дума и занялась на минувшей неделе в рамках согласительной комиссии.

Региональная информационная политика рассчитана на заработок, а не на разъяснение для томичей
Ирина Пахомова оказался мэру Томска "медвежью услугу"

Тем более что, как показал анализ предыдущих расходов, пиар-чиновники, скорее, зарабатывают на этих расходах. Никакую иную «пользу» эти расходы не несут.

Только в городе 60 миллионов

Мы уже не раз публиковали материалы, изобличающие, коррупционные, по нашему предположению, контракты, по которым областные и городские чиновники выделяют десятки миллионов рублей. Тем не менее, пришлось изучить контракты мэрии Томска на СМИ и наружную рекламу за последние два года еще раз. Как мы уже знаем, каждый год на освещение деятельности администрации Томска в печатных и электронных СМИ городские чиновники тратят примерно 20 миллионов рублей. За последние три года (2018, 2019, 2020) на подобные цели потрачено не менее 60 миллионов рублей, причем сюда не входят расходы на содержание Думы г. Томска и ее аппарата, иначе цифру придется удвоить. Как же потратили эти деньги, кому выделили и на что, есть ли по ним отчетная документация? Хорошие вопросы. Для погружения в тему пришлось изучить десятки контрактов и документацию к ним, работа, в общем-то, долгая и муторная, но все же интересная. Все интересное прячется в неприметных на первый взгляд документах.

Основные бенефициары

При самом поверхностном анализе хорошо видно то, что в 2019–2020 гг. контракты на освещение своей деятельности и наружную рекламу мэрия Томска в лице начальника управления по информационной политике и общественных связей Ирины Пахомовой отдавала одним и тем же лицам. Среди них следующие организации – ООО «Томский медиа-центр», ООО «РИМ ПАРТНЕРЗ НЕТВОРК»», ООО «Наружная реклама», ООО «РАППЭА», «ВГТРК-Томск», ООО «ТрейдМаркет», ИП Александра Петухова, ООО «Рекламное агентство «Радио Сибирь», ну и ряд фирм помельче. Самые большие контракты достались, понятное дело, «Томскому медиа-центру» и ООО «РАППЭА». Кому же принадлежат эти фирмы? Тут нет секрета: владельцы «Томского медиа-центра» – это Татьяна Свинцова и Сергей Бекман («РИА-Томск»), «РАППЭА» принадлежит небезызвестной Владе Уральцевой-Винтер, бывшей сотруднице областного департамента по информационный политике. Компанией «РИМ ПАРТНЕРЗ НЕТВОРК» владеют бизнесмены из Москвы Игорь Писарский, Владимир Фролов, Виктор Гафт; ООО «Наружная реклама» записана на Ирину Милкину (фактический бенефициар – томский бизнесмен Иван Пилевин). Контора «ТрейдМаркет» принадлежит Надежде Гридиной. ИП Александра Петухова в представлении уже и не нуждается, перед нами член президиума томского политсовета «Единой России», заместитель секретаря томского отделения этой партии. Год от года, в контрактах отторгованных мэрией Томска в основном участвуют и побеждают одни и те же лица – «Томский медиа-центр», Александр Петухов, ООО «Наружная реклама», ООО «РАППЭА», «ВГТРК-Томск». Узок сей круг посвящённых... Через них и идет основной поток денег.

То ли было, то ли нет...

На что еще мы обратили внимание, изучая предоставленные нам акты выполненных работ? Снова на их поразительную краткость, как и в случае изучения деятельности областного департамента финансово-ресурсного обеспечения, когда руководитель департамента точно также заключил контракты с рядом фирм. Во всех исполняемых контрактах акты выполненных работ на миллионы рублей умещаются на 1–2 страничках с фразами типа – «работы выполнены в полном объеме», «услуги оказаны», «экспертизе соответствуют». Сами оказываемые работы и услуги представлены в виде небольших табличек. Без расшифровки, какие именно работы выполнены, какие материалы и где вышли, какие аудио- и видеоролики и где исполнители прокатывали, нет даже намека на их продолжительность и охват. Ни одного скриншота в подтверждении выполненных работ не приложено, ссылок ни на один оплаченный материал нет, нет и анализа охвата статьями и сюжетами аудитории, сколько человек их вообще просмотрело за день, месяц, полгода. Такой странный подход говорит о многом: или часть исполняемых работ вообще не делалась, либо эффективность исполнения контрактов настолько ничтожна, что любая фиксация реального количества прочтений и просмотров, анализа уникальных пользователей тут просто опасна. Поэтому лучше все это и не приводить вообще, ограничившись общими фразами.

Бессмысленные траты

На что конкретно начальник управления информполитики и общественных связей Ирина Пахомова тратит народные деньги? На издание газеты «Общественное самоуправление», публикацию сообщений на радиостанциях, размещение аудиоматериалов, фото- и видеосъёмку, изготовление web-баннеров, изготовление инфографических изображений, организацию пресс-конференций, пиар мэрии Томска в социальных сетях, взятие интервью с мэром Томска. Есть и прямая реклама в виде размещения информации о деятельности мэрии на настенном панно или композитной основе. Причем всем известная владелица «РАППЭА» уже настолько обнаглела, что в своих контактных данных на справочных ресурсах стали указывать почту... областного департамента финансово-ресурсного обеспечения и его телефоны. Действительно, чего стеснятся-то? Все равно контора зарегистрирована по фиктивному адресу, и все знают, за счет чего она живет.

Встретились в контрактах мэрии Томска и откровенно гротескные расходы. Вот, например, контракты с ИП Александр Петухов – услуги по предоставлению доступа к архиву материалов томских средств массовой информации. За это ему каждый месяц в течение года из бюджета Томска платили по 118 тысяч 900 рублей. За год – 1,4 млн рублей, неплохо. Как известно, Петухов делает обзоры томских СМИ каждый месяц и имеет большой архив своих публикаций. Предоставление доступа к архиву своих публикаций за 118 тысяч рублей – очень дорого, так как самому Петухову все это ровным счетом ничего не стоит. Зачем мэрии Томска понадобился «доступ к архиву», который она, по сути, и так имеет, да еще и втридорога, понять сложно.

Интересен контракт администрации Томска с неким ИП Ильи Донягина, из Новокузнецка. Название – настройка, разработка и размещение таргетированной рекламы в социальных сетях Instagram и «ВКонтакте» в рамках информационных кампаний. За это в мае текущего года заплатили около 100 тысяч рублей. Тут суть в том, что для покупки таргетированной рекламы в Instagram и «ВКонтакте», чтобы продвинуть свои публикации, никакие компании-посредники заказчику не нужны. Это можно сделать напрямую и значительно дешевле, договорившись с администрацией социальных сетей. Тем не менее, все равно выбирается какая-то странная фирма, да еще находящаяся в Кузбассе.

Вообще надо сказать, что к рекламе в социальных сетях и Интернете в мэрии Томска испытывают большую слабость. На эти цели в 2019–2020 годы было потрачено более 20 миллионов рублей, более чем по 10 миллионов по каждому году. Такой подход вполне понятен, так как такая реклама может сильно колебаться в цене, где-то одна и та же услуга может различаться по стоимости в разы. Обвинить в завышении цен трудно – всегда можно сказать, что владелец странички, группы, сообщества оценил свои услуги и свою площадку именно в такую сумму. Непонятно другое: зачем вообще всем этим заниматься городским чиновникам? У мэрии Томска есть свой сайт, где администрация выкладывает всю информацию, у Думы Томска свой портал тоже имеется – продвигайте их! Все депутаты имеют странички в социальных сетях, откуда они могут общаться со своими избирателями напрямую, никакой посредник им уже не нужен. Так что тратить на подобные вещи миллионы рублей уж точно не имеет смысла.

Кто следующий?

В конечном итоге, после жарких обсуждений депутаты пришли к выводу, что затраты на пиар надо сократить как минимум в два раза. И вряд ли стоит ждать иного подхода к информационной политике в городе, пока ею «командует» Ирина Пахомова – по профессиональному происхождению рекламный менеджер. Годами она затачивала эту схему лишь под «освоение» бюджетные денег. При таком подходе вряд ли можно говорить о качественном пиаре даже для самих чиновников. Про разъяснение основ социальной и иной политики для горожан я уж вообще молчу – про это в мэрии не вспоминают годами! О том, что рано или поздно именно Пахомова «посадит» Кляйна, я говорил публично и много раз, ведь именно ее «профессионализм» опустил его информационный рейтинг ниже «городской канализации». Из года в год приемы и схемы Пахомовой становятся все более вызывающими из-за многолетнего чувства неуязвимости. И даже недавний арест градоначальника вряд ли остановит её. «И.о мэра Томска назначен первый зам – Михаил Ратнер», – лично сообщила (читай – прогнулась) госпожа Пахомова СМИ в день задержания Ивана Кляйна. Интересно, за сколько времени она «ухайдакает» и этого главу города?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру