Странный пожар
Примерно неделю назад в областном центре сгорел еще один памятник старины - деревянный дом, расположенный по улице Батенькова 11, плюс была попытка разбора дома по Гоголя 24. Поскольку дома были расселены много лет назад и стояли заброшенными, возникла дискуссия, Кто же виноват в том что случилось? Напомним, пожар на Батенькова 11 начался около полуночи 12 апреля, - пожарные приехали быстро и потушили огонь уже через полчаса, однако площадь выгорания составила около 200 квадратных метров. Пострадала крыша, стены, тамбур. Этот двухэтажный деревянный дом был построен больше 100 лет назад, в 1917 году, имел красивые деревянные кружева и наличники. Здание признали аварийным и расселили еще в 2013 году. Почти 6 лет он пустовал. Но, выходит, был недостаточно хорошо законсервирован или не охранялся вообще? Так или иначе, но последовательное уничтожение деревянной архитектуры переулка Батенькова продолжается. Ранее она насчитывала около 11 домов. Однако за последние 10 лет изрядно поредела. Были снесены 6 домов, 2 дома расселены и находятся в руинизированном состоянии. Одно из зданий снесено, на его месте появился позорный новодел. Не исключено, что в ближайшие 5 лет исчезнут последние деревянные дома на Батенькова со 100-летней историей. Впрочем, тоже самое можно сказать и о других улицах Томска, - той же Татарской слободе, где старые дома жгут или сносят, а на их месте все чаще появляются кирпичные уродцы местных нуворишей.
Разбор дома
К пожару через неделю добавился подозрительная попытка разбора еще одного деревянного дома. В минувшую субботу 20 апреля жители Томска стали свидетелем того, как несколько мужчин разбирают крышу расселенного деревянного дома на Гоголя, 24. Здание входит в «список 701», и вроде бы подлежит сохранению и охране, согласно программе по сохранению деревянного зодчества. Однако формально на государственной охране дом не стоит. Два года назад с него сняли резьбу с наличниками и вот теперь в расход пошел и сам сруб. Как сообщил председатель комитета по сохранению исторического наследия мэрии Томска Никита Кирсанов, при разборе серьезно пострадала крыша, ее почти всю спилили. Теперь объект заколотят, мародеров попытаются найти по видеозаписям, заявление в полицию города на этот счет уже отправлено. Сотрудники УМВД уже начали свою проверку по поводу случившегося, хотя никакой надежды на поимку злоумышленников практически нет. Такие разборы домов в областном центре ранее уже случались, и виновных, конечно же, не нашли.
Томск выжигают
Мы уже не раз писали о поджогах деревянных домов Томска, фактически об их систематическом уничтожении на протяжении последних шести лет. Вспомним еще раз все эти пожары. В марте 2019 года сгорел деревянный дом на Советской 20, объект культурного наследия регионального значения. Здание в стиле «модерн» было построено еще в конце XIX века, более 120 лет назад. Вероятная причина возгорания - поджог.
В июне 2017 года при похожих обстоятельствах сгорел деревянный дом по Ленина 23/1. он памятником архитекторы не является, но входил в перечень объектов, подлежащих сохранению по решению Думы г. Томска. В апреле этого же года сгорело деревянное здание по улице Фрунзе 8, входящее в «список 701», ценных объектов архитектурного наследия и историко-культурной среды 19 века. В феврале 2016 года сгорел деревянный дом по улице Октябрьской 51, также входящий в этот список домов, в марте того же года – деревянный дом по улице Фрунзе 32 а.
В августе 2015 года сгорели деревянные здания по Вершинина 14, и улице Гоголя 18/1, относившиеся к исторически ценной среде. В октябре 2014 года сгорел дом по улице Савиных, 10, который является памятником регионального значения. Неделей ранее, 24 сентября того же года пожары произошли сразу в двух деревянных домах Томска: по Красноармейской, 78, и переулку Кустарному, 6. Оба объекта входили в городскую программу по сохранению деревянного зодчества. В марте 2013 года сгорел 115-летний деревянный дом по улице Мамонтова 19, этот дом не был памятником, но его вполне могли включить в список объектов ценных с точки зрения истории и культуры.
А что думают общественники?
Как считает председатель томского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Мария Бокова, то что происходит с памятниками деревянного зодчества Томска, - свидетельство полного безразличия к их судьбе со стороны чиновников администрации города и области, и всех профильных комитетов.
- Если честно меня удивляют все эти комментарии со стороны чиновников мэрии Томска, что эти дома по Гоголя 24 и Батенькова 11 не имеют исторической ценности, - говорит она, - я категорически не согласна с этим. Все они входят в «список 701», в границы Томска, как исторического поселения федерального значения, а в ней подлежит охране и вся ее историко-культурная среда, включая объекты фоновой застройки. Все это тоже является предметом охраны, и не важно, поставлен ли на охрану какой-то конкретный дом. Это прямо следует из федерального закона №73 ФЗ об охране ОКН в историческом поселении, статей 59-60. По факту мы имеем полное отсутствие контроля и надзора за сохранением исторического наследия Томска. Все наши чиновники умывают руки. Поговорят обо всем и ни о чем, и снова наступает тишина.
В итоге что мы видим? Прeзидент страны дал поручение до 31 мая согласовать границы Томска как исторического поселения и обеспечить в них охрану домов. Но никто это поручение не спешит выполнять. Более того - дома в этих границах продолжают уничтожать даже с гораздо большим азартом...
По словам руководителя томского отделения ВООПиК в Томске продолжают выдавать согласования и разрешения на строительство домов, уродующих и нарушающих историческую застройку, причем в центре города. В Татарской слободе, историческом районе Болото, появляются все новые и новые дисгармоничные строения. А потом нам на заседаниях по выработке исторических границ города, уже приглашенные чиновниками эксперты и специалисты нагло заявляют о том, что сохранять уже, оказывается, и нечего, так как территория исторической застройки давно нарушена и в ней уже все перемешано…