Возвращаясь к напечатанному: спецы предупреждали о катастрофе

Их слова девятилетней давности о неизбежном выгорании тайги в Сибири звучат как пророчество

Ситуация с лесными пожарами в Восточной Сибири, когда площадь горения тайги превысила уже 3 миллиона гектаров, продолжает оставаться напряженной. Задымление от горящих лесов, которых просто не тушат, заняло огромную территорию, дымка уже появилась за Уралом, охватила всю Западную и Восточную Сибирь, Дальний Восток, затронуты Монголия и Казахстан. Страдала от этого и Томская область. А ведь всего этого вполне можно было бы и избежать…

Их слова девятилетней давности о неизбежном выгорании тайги в Сибири звучат как пророчество
Слова томских борцов с лесными пожрами оказались пророческими

Третье задымление

Подобное задымление Томска и других городов и населенных пунктов от лесных пожаров, увы, не первое. Примерно тоже самое наблюдалось в 2012 и в 2016 гг. Не исключено, что в дальнейшем, с течением времени, станет еще хуже. То, что такой вариант отнюдь не исключение, говорит ситуация с полным развалом авиалесоохраны по всей России в течение последних 12 лет, после принятия нового Лесного кодекса 2007 года.

В связи с чем я решил еще раз опубликовать интервью, записанное девять лет назад - в августе 2010 года, когда все только начиналось. Интервью с сотрудниками томской лесоохраны, они до сих пор трудятся в этой области. Специалисты открыто предупреждали о грядущих лесопожарных катастрофах, но их никто не слушал. Итак, вспомним еще раз, что томичи говорили в далеком уже 2010 году, и сейчас эти тезисы актуальны как никогда. Тем более, что ничего с тех пор принципиально не поменялось, наоборот, в результате многочисленных «оптимизаций» профессионалов-борцов стало еще меньше, как техники и денег.

Напомню, в том интервью говорилось о масштабных лесных и торфяных пожарах в Европейской части России летом 2010 года, особенно в Московской области и республике Мордовия, когда их площадь составила сотни тысяч гектаров. В ОГУ «Томское управление лесной охраны» со мной тогда отказались разговаривать, но на меня вышли бывшие работники лесоохраны, которые поведали о полном, по их мнению, распаде противопожарной службы охраны лесов в Томской области.

Развал лесоохраны

Итак, тогда со мной согласились пообщаться Максим Арсентьев, бывший инструктор парашютно-десантной пожарной службы томской базы охраны лесов, и Дмитрий Самсонов, бывший старший инструктор парашютно-десантной пожарной службы томской базы охраны лесов Управления лесоохраны.

-То, что происходит с лесными пожарами сейчас, вполне закономерно, - говорит Максим Арсентьев, - это результат полного уничтожения нашей службы. В 2007 году бы принят печально известный Лесной Кодекс, по которому финансирование службы охраны лесов было передано регионам. Нас лишили федерального финансирования и сказали, что теперь будут оплачивать нам только то время, которое мы непосредственно проводим на пожарах. Если мы ходим заработать, то нам кроме тушения пожаров придется рубить лес, копать рвы, и делать другую непрофильную работу. В итоге большая часть профессионалов из этой службы ушла.

По словам Максима Арсентьева, до 2009 года авиабазе по тушению лесных пожаров работало 240 человек, к 2018 году осталось чуть более 80 (сейчас их еще меньше), то есть количество сотрудников уменьшилось почти в 3 раза. В СССР в авиалесоохране трудилось около 70 тысяч человек, ныне в ней осталось около 19 тысяч.

- Мы протестовали, пытались выбить деньги, но все было тщетно, - продолжает Максим Арсентьев, - нам прямо сказали, что «зачем вас содержать дармоедов, если больших лесных пожаров не было 4 года». Все равно что таким вот образом армию упразднить, войны же не было больше 2 лет, значит армия не нужна. Сейчас по факту полноценной службы охраны лесов в Томской области просто не существует. Было безумно жаль, наша база была одной из лучших в России. Я проработал на ней больше 15 лет. Могу только отметить, что наша лесная противопожарная служба в СССР была одной из лучших в мире, даже лучше, чем в США.

Претензии к МЧС

Бывший работник томской базы охраны лесов Дмитрий Самсонов считает, что истинные масштабы лесных пожаров в России скрываются.

- Мы знаем только о европейских лесных пожарах, - говорит он, - и то сообщают не все, что творится в других регионах, ничего не известно - данные скрываются. Лесные пожары полыхают в Иркутске, под Омском, Чите, Дальнем Востоке. Сейчас бушуют гигантские лесные пожары на Камчатке, там огнем охвачено более 200.000 гектаров. Однако о них ничего не пишут. Словно их и не существует.

Работники лесоохраны были возмущены реакцией руководства МЧС и их действиями на месте пожаров.

- По своему опыту скажу, что передавать наши функции МЧС было грубой ошибкой, - говорит Дмитрий Самсонов, - то, что мы видим на экранах телевизоров это показуха, так лесные пожары никто не тушит. Простите, что это за бред, - тушить лесные пожары из обычных шлангов и брандспойтов, да еще поверху? Никто так не делает. У каждого из нас ранее был заплечный ранец, и он поливал, прежде всего, лесной подстилок. Если пожары были крупные, пускался встречный пал, и проводилось окапывание периметра. Была технология взрывного тушения, но сейчас этим никто не занимается. Всем заправляют дилетанты.

Бывшие работники лесоохраны Томской области были очень удивлены действиями и высказываниями тогдашнего министра МЧС Сергея Шoйгу.

- Его слова вызывают недоумение, - говорит Максим Арсентьев, - зачем было уничтожать специальную службу по тушению лесных пожаров и создавать на их месте новую? Сначала Сергей Шoйгу говорит, что контракты не выиграла ни одна профессиональная пожарная часть, а потом заявляет, что у нас была ранее специальные авиабазы, сам себе противоречит. Это же странно валить все на грибников, и на обычных людей…

Специалисты высказали свое мнение и по поводу отправки на тушение лесных пожаров добровольцев.

- Кто эту глупость придумал, - возмущается Дмитрий Самсонов, - конечно можно похвалить тех, кто поехал тушить лесные пожары. Но что они понимают в таком опасном деле? Одно дело на диване сидеть, и по телеку смотреть, другое принимать решения в очень опасной ситуации. Тут нужно тысячи мелочей знать, куда ступать можно, куда нельзя, как определять температуру подстилки на ощупь, что нужно делать при большом лесном пожаре. Тут ведь нужны профессионалы, которых ранее выгнали и унизили. Два человека уже погибло при тушении пожара в Сарове – дальше при таком тушении пожаров, жертв будет еще больше.

Бывший пожарный Максим Арсентьев сам ехать никуда принципиально не хочет.

- Когда нас разгоняли, никто о последствиях не думал, - говорит он, - а теперь снова зовут, чтобы дыры заткнуть, и потом, уверен, как используют, снова бросят. Я не против помочь в тушении пожаров, но тут нужно подходить серьезно. Нужно платить специалистам и находить средства для полноценного воссоздания лесоохраны.

В ожидании катастрофы

По словам бывших работников лесоохраны Томскую область от катастрофы длительное время уберегало только чудо – сырая погода и дожди (и их прогноз и оценки полностью подтвердились в 2012 г. –прим.ред.).

- Нам везло, что долгими годами летом не было сухой погоды, - заявлял тогда Дмитрий Самсонов, - иначе тут просто ужас, что началось бы. Службы по факту нет, и если начнет гореть наша тайга и Бакчарские торфяники, будет просто апокалипсис местного значения. Сгорит все, что есть в округе. Томск от огня не пострадает, но здесь будет столько смога и дыма, что город просто задохнется в самом прямом смысле. Когда у нас в 80-ые годы начали гореть торфяники, тут половина лесных пожарных с СССР работала, и то не могли быстро потушить.

Парашютисты довольно скептически отозвались и о практике тушения лесных пожаров с самолетов.

- Все это показуха, - говорил тогда Дмитрий Самсонов, - это неправильно и не эффективно. Так лесные пожары никто не тушит. Когда самолет Ил-76, или Бе-300 сбрасывает много тонн воды на лес, почти ничего кроме вреда это не наносит. Так можно сбить только верхнюю кромку пламени. Но подстилка и пни продолжат гореть. Их нужно тушить вручную. Когда тонны воды сброшены с самолета, они ломают деревья как спички и создают непроходимый бурелом. Туда ведь потом людей отправляют пожар дотушивать, а они подойти к месту возгорания уже не могут. В итоге получается еще хуже, чем было. Самолеты эффективнее для наблюдения за пожарами и выброски десантных групп использовать.

Как видим с августа 2010 года, в России в области борьбы с лесными пожарами не сильно что-то изменилось. Ситуация с пожарами на огромных площадях и задымлением многих регионов стала повторяться год от года с какой-то завидной регулярностью, практически каждый год мы имеем масштабные лесные пожары в Сибири и на Дальнем Востоке. Никаких мер по исправлению ситуации в масштабах страны так и не было принято. И, судя, по всему, и в 2020 году нас ожидает примерно тоже самое…

Видео. Причины лесных пожаров в Сибири в 2010-2019 гг.

 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру