«В сердце светит Русь»

В стенах томской филармонии прозвучала музыка Мясковского и Рахманинова

Понедельник никто не любит. Начало недели редко сулит хорошее. Этот день годится разве что для старта новой версии жизни, до этого момента испорченной нами самими по не зависящим от нас причинам. Так бывает обычно. Но в этот понедельник хочется подвести итоги ушедших выходных, которые оказались насыщенно-музыкальными.

В стенах томской филармонии прозвучала музыка Мясковского и Рахманинова

Судите сами. 8 ноября, Органный зал филармонии – концерт «Отчалившая Русь». В этот вечер одноимённый вокальный цикл исполнили заслуженный артист России Владимир Чеберяк и художественный руководитель и главный дирижёр Михаил Грановский. 9 и 10 ноября прошли мастер-классы для студентов по классу вокала и виолончели, данные Владимиром Чеберяком (Екатеринбург) и Денисом Шаповаловым (Москва). Завершились эти музыкальные вечера 10 ноября большим концертом «Шедевры ХХ века», объединившим на один вечер два масштабных произведения – Симфонию №5 Сергея Прокофьева и Виолончельный концерт Николая Мясковского.

Музыка, звучавшая под сводами бывшей домовой церкви 8 ноября, была как никогда уместна в этом зале. Чайковский и Рахманинов романсами и музыкальными пьесами неизменно увлекают с мир грёз рубежа веков. Но Свиридов и его вокальный цикл «Отчалившая Русь» заставляют выйти из зоны комфорта и погрузиться в противоречивый и трагический мир есенинских строк. Что стало отправной точкой в выборе цикла Свиридова? Как сложился дуэт дирижера и певца? Перед симфоническим концертом мы с музыкальным редактором филармонии Татьяной Весниной встретились с заслуженным артистом России Владимиром Чеберяком. Закончился мастер-класс со студентами Томского музыкального колледжа и учащимися музыкальных школ, и маэстро согласился ответить на наши вопросы.

– Мы долго работали вместе с Михаилом Грановским – 12 лет – и хорошо понимаем друг друга, – сказал певец. – И нам понадобилось две репетиции, чтобы понять дуг друга и те задачи, которые стояли перед нами как исполнителями. Михаил Григорьевич предложил этот вокальный цикл. А я себя поймал на мысли, что уже несколько лет исполняю репертуар на иностранных языках. Оперы исполняются на языке оригинала. В предыдущем сезоне я не спел ни одной русской оперы. Я владею немецким, но все равно это другой посыл, другая фонация. Многие молодые певцы все время поют на итальянском, то есть они думают только о звуке. А смысл ускользает, и это печально.

Татьяна Веснина: Хотелось бы поговорить о Есенине и самом цикле. Многие исполнители вкладывают драматический и даже трагический смысл в эти строки.

В.Ч.: Я вам объясню. Ведь в основном поют баритоны и меццо-сопрано. Я подумал: «Почему?». Ведь Свиридов написал свое произведение для тенора. Почему для тенора? Чтобы была Надежда, что на Руси все будет хорошо. Когда романсы звучат в исполнении баритона, сопрано или баса – всё становится мрачным и трагическим.

Т. В.: Сгущаются краски и исчезает полётность...

В. Ч.: Это такая тонкая музыка... Если бы я не смог почувствовать ее, то не взялся бы. Её трагизм в этом piano… он заложен в этой музыке. И единство трагического и светлого проходит через весь цикл. Михаил Григорьевич очень точно это передал. В голосе – свет и надежда, а в музыке заложена драма.

Я думаю, именно это имел в виду композитор: в аккомпанементе соединились мощь и вес, предвестие испытаний для страны, а в вокале – наша русская душа.

10 ноября прошел первый концерт абонемента № 1 «Главный представляет» – «Шедевры ХХ века». Слушателям были предложены два масштабных полотна – Симфония № 5 Сергея Прокофьева и Виолончельный концерт Николая Мясковского. Оба произведения написаны в предпоследний год Великой Отечественной войны.

Замысел виолончельного концерта возник у Н.Я. Мясковского в 1914–1916 годах, но воплотить эту идею ему удалось гораздо позже: партитура была начата только в 1944 году. Главное в сольной партии виолончели – это льющаяся мелодия широкого дыхания, мастерски вплетённая в оркестровую ткань. Мстислав Ростропович называл Виолончельный концерт Мясковского среди десяти своих любимейших произведений, написанных для этого инструмента. Томская публика впервые услышала этот концерт в исполнении Дениса Шаповалова (Москва).

Пятая симфония – это совершенно особая страница в симфоническом творчестве С.С. Прокофьева. В этом произведении Прокофьева нет натуралистических батальных эпизодов и трагического плача по жертвам войны. Перед нами своего рода «богатырская» симфония, ставящая во главу угла героику, масштаб подвига и волю к победе.

Оба произведения могли бы прозвучать в самостоятельных концертах, не пересекаясь в абонементе филармонии. И это, возможно, было бы правильно – ведь такой сложный и драматичный музыкальный материал требует и времени и эмоций для осмысления. Но волею художественного руководителя и главного дирижера Михаила Грановского публике было предложено ощутить полное сложнейшее эмоциональное погружение в произведения композиторов, так многогранно представивших ХХ век во всем его многообразии и трагизме.

Два концерта, не связанные между собою музыкальной канвой и датами, в конце концов, привели к парадоксальному выводу: и вокальный цикл Георгия Свиридова «Отчалившая Русь», и Виолончельный концерт Николая Мясковского, и Симфония № 5 Сергея Прокофьева дали слушателю возможность проследить судьбу Отечества и в камерном звучании вокала и в монументальном единении оркестра. Та часть публики, которой посчастливилось попасть на эти концерты, смогла в полной мере оценить замысел маэстро Грановского...

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру