Судите сами. 8 ноября, Органный зал филармонии – концерт «Отчалившая Русь». В этот вечер одноимённый вокальный цикл исполнили заслуженный артист России Владимир Чеберяк и художественный руководитель и главный дирижёр Михаил Грановский. 9 и 10 ноября прошли мастер-классы для студентов по классу вокала и виолончели, данные Владимиром Чеберяком (Екатеринбург) и Денисом Шаповаловым (Москва). Завершились эти музыкальные вечера 10 ноября большим концертом «Шедевры ХХ века», объединившим на один вечер два масштабных произведения – Симфонию №5 Сергея Прокофьева и Виолончельный концерт Николая Мясковского.
Музыка, звучавшая под сводами бывшей домовой церкви 8 ноября, была как никогда уместна в этом зале. Чайковский и Рахманинов романсами и музыкальными пьесами неизменно увлекают с мир грёз рубежа веков. Но Свиридов и его вокальный цикл «Отчалившая Русь» заставляют выйти из зоны комфорта и погрузиться в противоречивый и трагический мир есенинских строк. Что стало отправной точкой в выборе цикла Свиридова? Как сложился дуэт дирижера и певца? Перед симфоническим концертом мы с музыкальным редактором филармонии Татьяной Весниной встретились с заслуженным артистом России Владимиром Чеберяком. Закончился мастер-класс со студентами Томского музыкального колледжа и учащимися музыкальных школ, и маэстро согласился ответить на наши вопросы.
– Мы долго работали вместе с Михаилом Грановским – 12 лет – и хорошо понимаем друг друга, – сказал певец. – И нам понадобилось две репетиции, чтобы понять дуг друга и те задачи, которые стояли перед нами как исполнителями. Михаил Григорьевич предложил этот вокальный цикл. А я себя поймал на мысли, что уже несколько лет исполняю репертуар на иностранных языках. Оперы исполняются на языке оригинала. В предыдущем сезоне я не спел ни одной русской оперы. Я владею немецким, но все равно это другой посыл, другая фонация. Многие молодые певцы все время поют на итальянском, то есть они думают только о звуке. А смысл ускользает, и это печально.
Татьяна Веснина: Хотелось бы поговорить о Есенине и самом цикле. Многие исполнители вкладывают драматический и даже трагический смысл в эти строки.
В.Ч.: Я вам объясню. Ведь в основном поют баритоны и меццо-сопрано. Я подумал: «Почему?». Ведь Свиридов написал свое произведение для тенора. Почему для тенора? Чтобы была Надежда, что на Руси все будет хорошо. Когда романсы звучат в исполнении баритона, сопрано или баса – всё становится мрачным и трагическим.
Т. В.: Сгущаются краски и исчезает полётность...
В. Ч.: Это такая тонкая музыка... Если бы я не смог почувствовать ее, то не взялся бы. Её трагизм в этом piano… он заложен в этой музыке. И единство трагического и светлого проходит через весь цикл. Михаил Григорьевич очень точно это передал. В голосе – свет и надежда, а в музыке заложена драма.
Я думаю, именно это имел в виду композитор: в аккомпанементе соединились мощь и вес, предвестие испытаний для страны, а в вокале – наша русская душа.
10 ноября прошел первый концерт абонемента № 1 «Главный представляет» – «Шедевры ХХ века». Слушателям были предложены два масштабных полотна – Симфония № 5 Сергея Прокофьева и Виолончельный концерт Николая Мясковского. Оба произведения написаны в предпоследний год Великой Отечественной войны.
Замысел виолончельного концерта возник у Н.Я. Мясковского в 1914–1916 годах, но воплотить эту идею ему удалось гораздо позже: партитура была начата только в 1944 году. Главное в сольной партии виолончели – это льющаяся мелодия широкого дыхания, мастерски вплетённая в оркестровую ткань. Мстислав Ростропович называл Виолончельный концерт Мясковского среди десяти своих любимейших произведений, написанных для этого инструмента. Томская публика впервые услышала этот концерт в исполнении Дениса Шаповалова (Москва).
Пятая симфония – это совершенно особая страница в симфоническом творчестве С.С. Прокофьева. В этом произведении Прокофьева нет натуралистических батальных эпизодов и трагического плача по жертвам войны. Перед нами своего рода «богатырская» симфония, ставящая во главу угла героику, масштаб подвига и волю к победе.
Оба произведения могли бы прозвучать в самостоятельных концертах, не пересекаясь в абонементе филармонии. И это, возможно, было бы правильно – ведь такой сложный и драматичный музыкальный материал требует и времени и эмоций для осмысления. Но волею художественного руководителя и главного дирижера Михаила Грановского публике было предложено ощутить полное сложнейшее эмоциональное погружение в произведения композиторов, так многогранно представивших ХХ век во всем его многообразии и трагизме.
Два концерта, не связанные между собою музыкальной канвой и датами, в конце концов, привели к парадоксальному выводу: и вокальный цикл Георгия Свиридова «Отчалившая Русь», и Виолончельный концерт Николая Мясковского, и Симфония № 5 Сергея Прокофьева дали слушателю возможность проследить судьбу Отечества и в камерном звучании вокала и в монументальном единении оркестра. Та часть публики, которой посчастливилось попасть на эти концерты, смогла в полной мере оценить замысел маэстро Грановского...