Томские исследователи создали электропроводящий текстиль для “умной” одежды

Проект проводили при поддержке программы Минобрнауки “Приоритет 2030”.

Томские исследователи создали электропроводящий текстиль для “умной” одежды
фото: пресс-служба ТПУ

Томские учёные Исследовательской школы химических и биомедицинских технологий разработали модернизированный материал для “умной одежды” - текстильную электронику. В основе лежит нейлоновая ткань. Её смешали с восстановленным оксидом графена с помощью лазерной обработки. Новый текстиль не деформируется в процессе стирки, устойчив к моющим средствам и воздействию ультразвуковой стирки. Результаты опубликовали в журнале ACS Applied Materials & Interfaces, сообщили в пресс-службе Томского политеха.

Датчики “умной” одежды способны считывать пульс, давление и другие показатели организма. Тренд стал переходом к текстильной электронике. Исследовательской группой TERS-Team руководят профессора Евгения Шеремет и Рауль Родригес. При создании специалисты нанесли на нейлон оксид графена, затем обработали лазером. Композит легко изготавливается и достаточно стабилен. При плавлении нейлона лазером частицы графена внедряются в тканевые волокна.

“После обработки лазером материал становится электропроводящим. Это позволяет использовать его в качестве активного материала сенсоров. Особенно важно, что наши композиты произвольной формы можно использовать в готовом виде без изоляции, которая обычно требуется для материалов, изготовленных с помощью лазера”, - объяснила профессор Исследовательской школы химических и биомедицинских технологий Евгения Шеремет.

Благодаря использованию наночастиц серебра текстиль становится антибактериальным. Также частицы позволяют считывать с помощью оптических методов спектроскопии сигналы, “описывающие” химию поверхности, объяснила первый автор статьи, ассистент Исследовательской школы химических и биомедицинских технологий Анна Липовка. После успешных экспериментов удалось обнаружить вещества глюкозы и модельного красителя с помощью серебра.

Композиты можно использовать как сенсор, записывающий пульс и распознающий голос. Датчики внедряли в перчатку из смеси спандекса, нейлона и полиэстера. Благодаря результатам появился путь к разработке безопасных и комплексных мультисенсорных платформ. Их можно интегрировать в повседневные ткани.

Напомним, коренные народы ЯНАО примут участие в климатических исследованиях ТГУ.