Особенные люди
Особенное в этих людях то, что у них есть заболевания, которые привели к инвалидности, – физические или ментальные, в том числе аутизм. Как взаимодействовать в процессе журналистской работы с такими людьми? Как брать интервью у человека с диагнозом «аутизм»? Как снимать героя публикации с особенностями? Где проходит граница между деликатностью и профессионализмом? Ответы на эти вопросы студенты-журналисты искали в ходе практической работы, результатом которой должен стать фотопроект, посвященный особенным людям.
Студентка второго курса специализации «Документальная фотография» факультета журналистики ТГУ Анастасия Залозная работала с Дашей.
– Она выглядит как леди 1920-х годов. Маленькое черное платье, крупные бусы, шляпа-котелок и винтажное зеркальце в руках. Даша ходит в томскую «Школу моделей с инвалидностью», у нее аутизм. Среди всех участниц очередного занятия она выделялась элегантностью, присущей дамам начала прошлого века, которая причудливо сочеталась с юным возрастом, – рассказала студентка.
Она добавила, что ей сразу захотелось расхвалить эту девочку, разговорить ее, расспросить: как ты выбирала костюм, откуда у тебя шляпка, бусы, такое зеркальце. После занятий фотограф подошла к Даше и ее маме. Девочка улыбалась, смеялась, вела себя как обычный ребенок, но на речь постороннего человека никак не реагировала.
Перед Анастасией стояла задача сделать минимум три кадра со своей героиней и рассказать ее историю. Но Даша плохо понимала, чего от нее хотят, и никак не реагировала на вопросы журналистки и предложения сфотографироваться в нужном ракурсе.
– Вы, конечно, попробуйте поговорить с ней, но она может не понять вас и не ответить, – предупредила мама Даши.
И Анастасия начала говорить, сделала несколько комплиментов, одновременно фотографируя, показывая и объясняя позы.
– Сначала Даша стеснялась, не понимала. Однако спустя какое-то время я подмечаю, что в нашем взаимодействии уже нет слов, но при этом девушка повторяет за мной движения, широко улыбается и уже сама выбирает место и позу для снимка, – рассказала Анастасия Залозная.
Нужные знания
Мастер-класс для студентов проводила социальный журналист и фотограф из СанктПетербурга Ефросиния Капустина. Она учила будущих журналистов работать с «уязвимыми группами населения». Так она называет людей, с которыми взаимодействует ежедневно: люди без определенного места жительства, жертвы насилия, люди старческого возраста и люди с разными видами инвалидности. Журналист учила студентов быть бережными, но решительными, говорила о том, как выполнять свою профессиональную задачу, оставаясь чуткими и человечными, честными.
После того как студенты ФЖ прослушали лекцию Ефросинии Капустиной и познакомились с ее публикациями, текстами и фотографиями, они получили собственные задания. Им нужно было сделать короткий фоторепортаж и написать небольшой текст о людях, имеющих инвалидность. Не у каждого студента получилось выполнить задание. Однако на итоговом обсуждении каждый из них сказал о тех сильных впечатлениях, которые они испытали во время этой работы.
Результатом творческой работы студентов факультета журналистики ТГУ по теме «Особенные люди», которую они продолжат в этом году, будет серия публикаций в СМИ и фотовыставка в главном корпусе Томского государственного университета.