Отдельные дорожки и штрафы. Эксперты предлагают создать пространство для электросамокатов в Томске

В Томской области за 2024 год дорожная полиция зафиксировала 26 ДТП с участием СИМ, в которые входят электросамокаты. Журналист «Московского Комсомольца в Томске» задал экспертам вопрос: «Стали ли электросамокаты общественной проблемой в Томске?»

Отдельные дорожки и штрафы. Эксперты предлагают создать пространство для электросамокатов в Томске
Фото: Алена Мищенко/АИФ-Томск

Крупная компания по прокату электросамокатов появилась в Томске в 2021 году. Уже в 2022 году мэрия заключила с организацией официальный договор. Электросамокаты быстро завоевали популярность в городе, особенно среди молодежи.

Фото: Антон Харин/КП-Томск

Люди используют электросамокаты по нескольким причинам. Этот вид транспорта удобен и позволяет избежать пробок в областном центре. «Люди получают благодаря самокатам удовольствие, актуализацию, возможно, детских переживаний радости, восторга, счастья», — считает профессор кафедры фундаментальной психологии и поведенческой медицины Института интегративного здравоохранения СибГМУ Анастасия Кошечко.

Популярность электросамокатов привела к росту напряженности на дорогах. Однако, как считает кандидат исторических наук Дмитрий Коньков, аналоги СИМов существовали в разные исторические эпохи, а сложившиеся проблемы с трафиком «столь же древние, как появление самих городов».

Фото: Антон Харин/КП-Томск

«Наличие проблем с движением видно по очень раннему появлению разделения улиц на тротуар и проезжую часть. В Европе тротуары появляются в Древней Греции, а в крупных римских городах они уже норма (по-латински «semitae» — такие же, как сейчас, с бордюром и поднятые по отношению к проезжей части). Тротуары как выделенное пространство для пешеходов вновь появляются при перепланировке Лондона после Великого пожара 1666 года. В России, впрочем, деревянные настилы в качестве тротуаров в больших городах практиковались ещё со времен древнего Новгорода. Регулировать трафик пытались Иван Грозный и Петр Первый (например, запрет лихачества на улицах в 1719 году). В XVIII веке в Европе издаются формальные подробные указы о движении в городе, а переизбыток повозок в XIX веке вызывает к жизни появление семафоров на перекрёстках. Наконец, на рубеже XIX-XX веков практически все европейские страны вводят ПДД», — рассказал историк Дмитрий Коньков.

Фото: Антон Харин/КП-Томск

Однако в Томске на данный момент существует недостаток выделенных полос для СИМов. Как отмечает социолог Роман Быков, в 2023 году появилась дорожная карта, по которой предусмотрено строительство специальных дорожек для движения самокатов. «Но вопрос, будет ли это востребовано в городах со специфическим климатом, где лето короткое. Впрочем, запрос на создание выделенных полос в обществе есть», — отмечает исследователь.

Также социолог считает, что причинами проблемы с СИМами являются несколько факторов. «С одной стороны, нет инфраструктуры. Велосипедисты и электросамокатчики вынуждены ехать рядом с автомобилями или по пешеходным зонам. С другой стороны, подростки, которые часто ездят на транспорте по двое, не знают правил дорожного движения. Более того, не стоит забывать, что транспорт для нас новый. Во многих городах прокат СИМов появился недавно. Зачастую люди садятся на электросамокат и не знают, как им управлять».

Фото: Антон Харин/КП-Томск

Не все эксперты согласны в том, что распространение самокатов являются общественной проблемой.

«Самокат — не проблема. Проблема — отсутствие среды и мест для их передвижения и хоть каких-то действий, решающих эту проблему. Если самокат выделить в отдельные дорожки, выделенные полосы, ввести штрафы за выезд на тротуар и пр., и т. п., масштаб проблемы сойдет на нет. Ввиду отсутствия инфраструктуры и возникает резонный негатив в сторону самокатов — на них ездят по тротуарам. Там, где ходят люди. И самое главное — негатив «производит» лишь малая часть населения. Если сравнить количество аварий самокатов с количеством аварий с автомобилями, очевидно, машины бьются в разы чаще», — считает урбанист и автор медиа-проекта «Город не бесит» Дмитрий Поляков.

Свое видение решения трудностей с дорожным трафиком предложил и социолог Роман Быков. «В ПДД обязательно будут появляться поправки, дополнения относительно СИМов на дорогах. Что касается неформальных санкций, то должно пройти время, чтобы люди привыкли к этому транспорту и пользователи электросамокатов приобрели навыки езды. В обществе должны быть выработаны механизмы, общие принципы. Также было бы неплохо обязать компании, занимающиеся прокатом СИМов, давать информацию по пользованию транспортным средством. Например, в виде аудиоинструкции на одну минуту», — рассказывает ученый.

Психолог Анастасия Кошечко считает, что повышение осознанности среди томичей позволит минимизировать потенциальный вред от электросамокатов. "Управление самокатом предполагает взрослую позицию, соблюдение правил, формирование культуры вождения, ответственности и уважительного взаимодействия с другими участниками дорожного движения, решение вопросов безопасности. В таком варианте самокаты, действительно, могут стать демократичным городским транспортом для людей разных поколений" - рассказала профессор.

Напомним, что в Томске недавно появился новый сервис по аренде самокатов.

Читайте также: Иномарка в Томске сбила пешехода 1940 года рождения

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру