«Деньги тают, как снег в апреле»
Томичка Александрина начала активно заказывать на маркетплейсах 4 месяца назад, когда пункты выдачи открылись сначала в ее микрорайоне, а затем в соседнем подъезде. Сначала горожанка покупала летние вещи зимой по совету подруги, но в итоге тратила треть зарплаты на незапланированные покупки.
«Так на шопинг за первый месяц улетела треть моей зарплаты. Как так получилось? Да просто – выбор огромный, начинаешь выбирать один, нравится еще три. Заказала три, думаю, выберу один. Но понравились два, и отказываться не захотела – цена ниже, чем в торговом центре или магазине, вроде выгодно, но по факту денег на купальник ушло больше, покупки-то две», – поделилась Александрина.
Со временем томичка пришла к тому, что при виде в телевизоре девушки в интересном наряде отправлялась на маркетплейсы искать такой же. Просматривать вещи на интернет-площадках стало настолько увлекательно, что горожанка стала весь вечер проводить в телефоне или компьютере, не обращая внимания на близких.
«Через пару месяцев я уже ощутила настоящую зависимость – каждые выходные хотелось что-нибудь подобрать в маркетплейсе. Не только одежду, но и вещи для дома. Всё это хорошо, но вскоре я поняла, что деньги на моей карте тают, как снег в апреле – очень быстро. Переборов пару раз желание зайти на сайт маркетплейса, я решила открепить свою карточку и заходить туда только в случае крайней необходимости. Пока держусь», – добавила Александрина.
Зависимости все возрасты покорны
Мать-пенсионерка томички Яны, как и Александрина, подсела на маркетплейсы. История женщины началась с того, что в магазинах было трудно найти подходящее пальто размеров plus-size. В торговых точках, в основном, представлена одежда для молодых стройных девушек.
Пальто для пенсионерки нашли быстро. Заказали три, но выкупили одно. После удачной покупки вещи женщина стала заказывать всё: от летних штанов до картин.
«Маман выбор так понравился, что теперь чуть ли не каждая наша встреча превращается в интернет-шопинг. «Оля, а давай посмотрим мне штаны на лето», потом «Оля, а может картину в спальню закажем? Давно хотела такую – с закатом или морем». В общем, если честно, уже не рада, что рассказала матери о таком достижении цивилизации», — признается Яна.
Как видят проблему эксперты
Специалисты центра психологической поддержки «Опора» сравнивают зависимость от маркетплейсов с игроманией. Выбор товаров, скидки и мгновенная доставка вызывают выброс дофамина — гормона удовольствия.
«Со временем процесс выбора, заказа и получения товара превращается в эмоциональный ритуал, дающий кратковременное удовольствие. Каждое новое «добавить в корзину» работает как триггер, запуская выброс дофамина — гормона удовольствия, который заставляет нас возвращаться за новой порцией радости. Особенно это заметно в случаях, когда покупка становится не просто необходимостью, а своеобразным эмоциональным ритуалом», — рассказывают эксперты центра «Опора».
«Ограниченные акции» и фразы «осталось 3 товара» создают иллюзию срочности. В итоге покупатели тратят больше, чем планировали, оправдываясь: «Я же экономил!». Специалисты советуют перед покупкой задавать вопрос: «Это мне действительно нужно?». Помогает список запланированных покупок и правило «отложи на сутки». Если шопинг заменяет общение или вредит бюджету, стоит обратиться к психологу.
«Настоящие эмоции — не в новых вещах, а в том, как мы проживаем жизнь», — напоминают специалисты центра «Опора».
Читайте также: Не так, как в Японии. Жители Томска уже оценили установленый "трусомат"