Первый раз в атомкласс
Атомклассы – это специальные профильные классы в лучшей школе каждого города, в которых предполагается обеспечить более высокий уровень физико-математической подготовки школьников. Особенностью профильного обучения в атомклассе является углубленное изучение ядерной физики и ядерных технологий. Важная часть проекта – это оснащение учебного заведения современным лабораторным оборудованием, на котором педагоги смогут по-современному вести уроки – проводить физические демонстрации, а учащиеся атомклассов – выполнять как школьные лабораторные практикумы, так и заниматься проектно-исследовательскими работами.
В прошедшую пятницу в северской школе №196 для работников Сибирского химического комбината и ветеранов атомной промышленности состоялась презентация атомкласса. «Это уникальное явление на карте России! – говорит Сергей Карпов, заместитель руководителя Северского технологического института НИЯУ МИФИ. – В этот год школа приняла решение стратегической направленности и последовательно реализует шаги отраслевой деятельности. С нашей стороны мы окажем любую методическую и информационную поддержку».
Но создание в Северске атомкласса родилось не случайно. История началась еще в далеком 2004 году, когда школа №196 перешла из режима функционирования в режим развития. Тогда она стала базовой школой северского Государственного технологического института. А в 2005 году получила статус школы-лаборатории российской академии образования по теме «Взаимосвязь ключевых и содержательных компетенций, как средство подготовки будущего специалиста наукограда». Именно с этого времени школа позиционирует себя как школа активной направленности.
Участие в некоммерческом партнерстве «Сибатомкадры» и деятельность городского центра планирования карьеры, созданного на базе школы, позволило определить профессиональные предпочтения учащихся, выбравших ядерно-технический профиль на базе Северского технологического института. Проделанная работа в итоге вылилась в статус «Участника инновационной инфраструктуры системы образования ЗАТО Северск и Центра экологического образования региона».
Итогом стало участие в конкурсе «Школы Росатома», где 196-я школа заявилась сразу в трех номинациях: «руководитель», «учитель» и «школа». В двух номинациях стала победителем, в одной – финалистом. Награждал победителей гендиректор ГК «Росатом» Сергей Кириенко. И как следствие – создание атомкласса.
Вообще, актуальность проекта «Создание атомклассов» определяется явным уклоном школьного образования в гуманитарную сферу. Такое положение требует значительных усилий как образовательных структур – школ, региональных педагогических сообществ и вузов, так предприятий – если так можно выразиться, «потребителей» выпускников технических специальностей. Особенно важна такая работа для наукоградов, где расположены градообразующие предприятия ГК «Росатом». И одна из стратегических задач этих предприятий – необходимость создания здоровой школьной среды с правильным отношением к науке и современной промышленности вообще, и к Государственной корпорации по атомной энергии, в частности.
Открытие в Северске атомкласса одобряет и Надежда Зубкова, депутат Думы ЗАТО Северск. «Сегодня профессиональная подготовка стоит на первом месте, – поясняет она. – Школьники, готовя себя к большой жизни, уже с ученической скамьи должны понимать, чем им придется заниматься на производстве. Особенно в Северске, где градообразующим предприятием является СХК. А потенциал у нас в школах огромный».
Главный потенциал
29 ноября этого года в школе произошла встреча с представителями Топливной компании ТВЭЛ, где вице-президент компании Яков Коп сказал, что: в стратегии ТВЭЛ лежит стремление к инновационному технологическому лидерству. «Но стратегию, – подчеркнул он, – реализует не разного вида оборудование, а люди. Таким образом, основным конкурентным преимуществом топливной компании является уникальный кадровый потенциал».
На этом во время встречи делался акцент и в школе, и в университете МИФИ, и на СХК. Назывались и отраслевые ценности, такие как - гибкость, быстрая реакция на изменения, инициатива, инновации и непрерывное совершенствование. Но, безусловно, главной ценностью и одновременно проблемой атомной отрасли, является человек.
Запуская проект «Атомкласс», компания ТВЭЛ обозначила педагогам школы №196 постепенную задачу, а именно – сформировать портрет выпускника атомкласса. С этого и начали – у него должны быть сформированы предметные, личностные, коммуникативные, инновационные и исследовательские компетентности. Но акцент был сделан на то, что все знания должны носить практико-ориентированный характер.
Для этого, во-первых, было налажено взаимодействие с информационными и атомными центрами. Именно там учащиеся получают дополнительные, а порой и уникальные знания по ядерной физике, ядерной технологии и химии. Лекции читают ведущие преподаватели ТПУ, Северского технологического института МИФИ. Во-вторых, была создана технологическая инфраструктура. Очевидно, что для компетентного специалиста одних теоретических знаний недостаточно. Важнейшую роль играет практическая направленность знаний. Имеющаяся в школе материальная база – это станочный парк, столярные и слесарные цеха, учебно-теоретический класс, позволяют осуществлять практико-ориентированный подход в получении знаний.
«Создание в Северске атомкласса – это, несомненно, знаковое явление, – комментирует Сергей Котов, заместитель главного инженера сублиматного завода СХК. – Странно, что имея в Северске институт, под боком физико-технический факультет, мощнейший комбинат, у нас не было именно профильных классов. Ведь кто такой атомщик? Атомщик, в первую очередь, должен обладать научным образом мышления, на стыке нескольких дисциплин – естественных и технических. И закладываться этот фундамент должен именно в школе. Наше производство очень наукоемкое, – добавляет Сергей Котов, – и то, что говорилось на презентации об инновационных и исследовательских свойствах мышления, для нас очень востребовано».
В ближайших планах школы – кардинально изменить станочный парк мастерских, оснастив их станками ЧПУ. Цель этих преобразований – связать воедино теорию по фундаментальным предметам (физика, математика, химия, информатика) с практикой, получаемой на уроках технологии. Площади позволяют установить оборудование и для химико-термической обработки металлов.
Несомненно, еще многое предстоит сделать – это и оборудование атомклассов современной лабораторной и оргтехникой, где-то и строительство новых зданий, привлечение к работе ведущих педагогов страны. Но главное уже сделано. Сегодня пороги семи атомклассов перешагнули первые школьники. Пока только десятиклассники. Но начало положено!
Вместо эпилога
10 октября в музее истории СХК состоялось финальное мероприятие информационно-образовательной программы «Первый шаг в атомный проект» («МК» в Томске» писал об этом мероприятии). Команда атомкласса «ТВЭЛЧАТА» вошла в пятерку лучших команд города.
«Такова концепция проекта атомкласса, – подводит итог Надежда Уварова, директор школы №196. – Как явления не единичного и точечного в отдельно взятом классе, а явления, влияющего на всю стратегию развития школы, ее будущего. А иначе, по моему мнению, и быть не может. Ведь, как заявляли авторы этого проекта, атомкласс – это маяк школьного образования. Прообраз школы будущего.