Готовь кадры смолоду

Госкорпорация «Росатом» моделирует образование будущего

В уходящем году сразу в семи городах страны – Глазов, Зеленогорск, Ковров, Новоуральск, Ростов-на-Дону, Электросталь и Северск – были открыты так называемые атомклассы. Этот проект уже успел стать одним из самых масштабных образовательных проектов Госкорпорации «Росатом». Будущее этой инициативе пророчат серьезное, поскольку финансовую поддержку атомклассам оказывает Топливная компания ТВЭЛ, а научно-методическую поддержку – национальный исследовательский ядерный университет МИФИ.

Госкорпорация «Росатом» моделирует образование будущего

Первый раз в атомкласс

Атомклассы – это специальные профильные классы в лучшей школе каждого города, в которых предполагается обеспечить более высокий уровень физико-математической подготовки школьников. Особенностью профильного обучения в атомклассе является углубленное изучение ядерной физики и ядерных технологий. Важная часть проекта – это оснащение учебного заведения современным лабораторным оборудованием, на котором педагоги смогут по-современному вести уроки – проводить физические демонстрации, а учащиеся атомклассов – выполнять как школьные лабораторные практикумы, так и заниматься проектно-исследовательскими работами.

В прошедшую пятницу в северской школе №196 для работников Сибирского химического комбината и ветеранов атомной промышленности состоялась презентация атомкласса. «Это уникальное явление на карте России! – говорит Сергей Карпов, заместитель руководителя Северского технологического института НИЯУ МИФИ. – В этот год школа приняла решение стратегической направленности и последовательно реализует шаги отраслевой деятельности. С нашей стороны мы окажем любую методическую и информационную поддержку».

Но создание в Северске атомкласса родилось не случайно. История началась еще в далеком 2004 году, когда школа №196 перешла из режима функционирования в режим развития. Тогда она стала базовой школой северского Государственного технологического института. А в 2005 году получила статус школы-лаборатории российской академии образования по теме «Взаимосвязь ключевых и содержательных компетенций, как средство подготовки будущего специалиста наукограда». Именно с этого времени школа позиционирует себя как школа активной направленности.

Участие в некоммерческом партнерстве «Сибатомкадры» и деятельность городского центра планирования карьеры, созданного на базе школы, позволило определить профессиональные предпочтения учащихся, выбравших ядерно-технический профиль на базе Северского технологического института. Проделанная работа в итоге вылилась в статус «Участника инновационной инфраструктуры системы образования ЗАТО Северск и Центра экологического образования региона».

Итогом стало участие в конкурсе «Школы Росатома», где 196-я школа заявилась сразу в трех номинациях: «руководитель», «учитель» и «школа». В двух номинациях стала победителем, в одной – финалистом. Награждал победителей гендиректор ГК «Росатом» Сергей Кириенко. И как следствие – создание атомкласса.

Вообще, актуальность проекта «Создание атомклассов» определяется явным уклоном школьного образования в гуманитарную сферу. Такое положение требует значительных усилий как образовательных структур – школ, региональных педагогических сообществ и вузов, так предприятий – если так можно выразиться, «потребителей» выпускников технических специальностей. Особенно важна такая работа для наукоградов, где расположены градообразующие предприятия ГК «Росатом». И одна из стратегических задач этих предприятий – необходимость создания здоровой школьной среды с правильным отношением к науке и современной промышленности вообще, и к Государственной корпорации по атомной энергии, в частности.

Открытие в Северске атомкласса одобряет и Надежда Зубкова, депутат Думы ЗАТО Северск. «Сегодня профессиональная подготовка стоит на первом месте, – поясняет она. – Школьники, готовя себя к большой жизни, уже с ученической скамьи должны понимать, чем им придется заниматься на производстве. Особенно в Северске, где градообразующим предприятием является СХК. А потенциал у нас в школах огромный».

Главный потенциал

29 ноября этого года в школе произошла встреча с представителями Топливной компании ТВЭЛ, где вице-президент компании Яков Коп сказал, что: в стратегии ТВЭЛ лежит стремление к инновационному технологическому лидерству. «Но стратегию, – подчеркнул он, – реализует не разного вида оборудование, а люди. Таким образом, основным конкурентным преимуществом топливной компании является уникальный кадровый потенциал».

На этом во время встречи делался акцент и в школе, и в университете МИФИ, и на СХК. Назывались и отраслевые ценности, такие как - гибкость, быстрая реакция на изменения, инициатива, инновации и непрерывное совершенствование. Но, безусловно, главной ценностью и одновременно проблемой атомной отрасли, является человек.

Запуская проект «Атомкласс», компания ТВЭЛ обозначила педагогам школы №196 постепенную задачу, а именно – сформировать портрет выпускника атомкласса. С этого и начали – у него должны быть сформированы предметные, личностные, коммуникативные, инновационные и исследовательские компетентности. Но акцент был сделан на то, что все знания должны носить практико-ориентированный характер.

Для этого, во-первых, было налажено взаимодействие с информационными и атомными центрами. Именно там учащиеся получают дополнительные, а порой и уникальные знания по ядерной физике, ядерной технологии и химии. Лекции читают ведущие преподаватели ТПУ, Северского технологического института МИФИ. Во-вторых, была создана технологическая инфраструктура. Очевидно, что для компетентного специалиста одних теоретических знаний недостаточно. Важнейшую роль играет практическая направленность знаний. Имеющаяся в школе материальная база – это станочный парк, столярные и слесарные цеха, учебно-теоретический класс, позволяют осуществлять практико-ориентированный подход в получении знаний.

«Создание в Северске атомкласса – это, несомненно, знаковое явление, – комментирует Сергей Котов, заместитель главного инженера сублиматного завода СХК. – Странно, что имея в Северске институт, под боком физико-технический факультет, мощнейший комбинат, у нас не было именно профильных классов. Ведь кто такой атомщик? Атомщик, в первую очередь, должен обладать научным образом мышления, на стыке нескольких дисциплин – естественных и технических. И закладываться этот фундамент должен именно в школе. Наше производство очень наукоемкое, – добавляет Сергей Котов, – и то, что говорилось на презентации об инновационных и исследовательских свойствах мышления, для нас очень востребовано».

В ближайших планах школы – кардинально изменить станочный парк мастерских, оснастив их станками ЧПУ. Цель этих преобразований – связать воедино теорию по фундаментальным предметам (физика, математика, химия, информатика) с практикой, получаемой на уроках технологии. Площади позволяют установить оборудование и для химико-термической обработки металлов.

Несомненно, еще многое предстоит сделать – это и оборудование атомклассов современной лабораторной и оргтехникой, где-то и строительство новых зданий, привлечение к работе ведущих педагогов страны. Но главное уже сделано. Сегодня пороги семи атомклассов перешагнули первые школьники. Пока только десятиклассники. Но начало положено!

Вместо эпилога

10 октября в музее истории СХК состоялось финальное мероприятие информационно-образовательной программы «Первый шаг в атомный проект» («МК» в Томске» писал об этом мероприятии). Команда атомкласса «ТВЭЛЧАТА» вошла в пятерку лучших команд города.

«Такова концепция проекта атомкласса, – подводит итог Надежда Уварова, директор школы №196. – Как явления не единичного и точечного в отдельно взятом классе, а явления, влияющего на всю стратегию развития школы, ее будущего. А иначе, по моему мнению, и быть не может. Ведь, как заявляли авторы этого проекта, атомкласс – это маяк школьного образования. Прообраз школы будущего.
 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру