Made in China

Феномен китайского бизнеса остается неразгаданным

 Какое сочетание из трех английских слов самое популярное в мире? Made in China. За этим стоит бурное развитие Китая. За короткий отрезок времени из отсталого государства Поднебесная превратилась в мирового лидера по многим показателям: первое место в мире по объему экспорта, по масштабам золотовалютных резервов, по объему прямых иностранных инвестиций, второе место по номинальному объему ВВП и многие другие показатели свидетельствуют о колоссальном рывке вперед. А «синологический грипп» поразил многие сферы деловой активности. Владельцы собственного бизнеса все чаще ищут выход в сотрудничестве с китайцами. Однако феномен китайского бизнеса до сих пор остается непонятым, как загадочный Восток.

 

Феномен китайского бизнеса остается неразгаданным

 «У умного зайца три выхода из норы»

То, что Китай стал в прямом смысле этого слова фабрикой мира – ни для кого не секрет. Трудно найти крупную мировую компанию, у которой в этой стране не располагалось бы производство. Однако Поднебесная и сама активно присутствует на мировом рынке. Каждый из нас непременно имеет одежду, обувь, бытовую технику с пометкой «Made in China». А как объявило правительство КНР, в XXI веке страна будет реализовывать политику «транснационального хозяйствования». Это проявляется в том, что Китай наращивает зарубежные ка­питаловложения, развивает транснациональ­ное предпринимательство, достаточно активно за­являет о своих амбициозных пла­нах наступления на мировых рынках. В частности, он проявля­ет заинтересованность в приобре­тении целого ряда месторожде­ний нефти и ряда других полез­ных ископаемых в развивающихся странах. Вкладываются деньги и в развитие производств «на местах». Есть подобный пример и в Томской области – строительство в городе Асино лесоперерабатывающего комбината.

Однако амбиции Китая сталкиваются с рядом проблем. Например, КНР существенно отстала в развитии фундамен­тальной науки. На то, чтобы справиться с этой преградой, брошены все возможные силы. Да, население стра­ны отличает низкий культурно-технический уровень. Вузы и приравненные к ним выс­шие курсы окончило всего около 3% населения (правда, это поряд­ка 40 млн человек). Зато в последние годы немало китайцев получает образование за рубежом. Для них с 2011 года начала действовать программа «Тысяча молодых» для поддержки молодых талан­тов, вернувшихся в Китай. Каждому ее участнику выделя­ется по 500 тысяч юаней на научно-исследовательскую деятель­ность. Интересно, какие результаты могли бы показать томские молодые ученые при такой поддержке от государства?

Китайцы поняли, что иннова­ции требуют активного государ­ственного участия: к 2010 году доля затрат на научные исследования и разработки в ВВП КНР составила 1,5%, или $100 млрд. По этому пока­зателю Китай уступает лишь США и Японии. Мало того, китай­ское правительство планирует к 2020 году увеличить эти затраты до $300 млрд, то есть до 2,5% ВВП. Благодаря этому уже сейчас можно назвать немало приме­ров технологических достижений последнего времени: вы­ход в космос, строительство атом­ных электростанций, разработка и создание скоростных поездов. Например, электровоз марки CRH380AL, созданный в КНР способен развивать скорость до 500 километров в час. Конкуренцию в этом вопросе китайцам составляет лишь Япония с поездом Хаябуса.

 

«Если есть деньги – можно и с богами договориться»

В условиях бурного роста про­изводства в Китае важную роль сыграл поток иностранных инве­стиций и технологий. Надо сразу сказать, что ин­вестиционная ситуация в КНР просто несравнима с российской. Ведь уже в 1980-х годах китайцы уловили такую тенденцию развития мировой экономики, как гло­бализация, начав образовывать специальные экономические зо­ны и создавать льготные (в част­ности, беспошлинные) условия для иностранного капитала. К 2006 году объем фактически привле­ченных прямых иностранных инвестиций превысил $70 млрд, что вывело КНР на первое место в мире по этому показате­лю. Такого резерва у России не было и нет.

В 2006 году Министерство Коммерции КНР сделало еще один шаг навстречу иностранным инвестициям: был упрощен порядок получения предприятиями с иностранными инвестициями прав на ведение торговой деятельности в Китае. Теперь правом на выдачу разрешений на ведение торговой деятельности большинством товаров наделены местные управления по коммерции. Длина бюрократической цепочки сведена к минимуму. Благодаря такому отношению Поднебесная продолжает оставаться главным центром притяжения прямых инвестиций из других стран. В 2011 году они достигли рекордных $124 млрд. Неудивительно, ведь если планируется размещение производства на территории Китая, то необходимо лишь внимательно подобрать правильный регион и свободную экономическую зону с наиболее выгодными условиями. При этом главным и, пожалуй, единственным препятствием для ведения бизнеса остается недостаток квалифицированных специалистов.

 

«Большой лавке нужны маленькие лотки, большому кораблю – маленькие лодки»

Экономическая важность Ки­тая для России доста­точно велика, и в дальнейшем она будет увеличиваться. Сегодня КНР занимает первое место среди внешнеторговых партнеров Рос­сии. В то же время наша страна занимает среди внешнеторговых партнеров Китая лишь 13-е место. Серьезным фактором стало то, что за последние годы военно-техническое сотрудничество РФ – КНР фактически сошло на «нет». Главными статьями российского экспорта в Китай остаются нефть, химические удобрения и лес-круг­ляк.

Все особенности и перекосы отлично видны, если посмотреть, какого рода бизнес строят в Китае россияне. Продажи российской продукции –

минимальны. В Пекине, например, большинство российских бизнесменов ориентированы либо на помощь соотечественникам в закупках через популярные китайские интернет-магазины, либо на оптовые поставки в Россию китайских товаров, либо и вовсе на транспортные услуги для российских предпринимателей, которые закупают те же китайские товары для реализации самостоятельно.

На известной пекинской торговой улице Ябаолу китайские дельцы ищут потенциальных партнеров в России. И опять же – для организации реализации своих товаров в нашей стране. Русские бизнесмены для них подобны маленьким лодкам, которые помогают развести товары по просторам большого соседнего государства. Организации сотрудничества на более выгодных условиях двум сторонам нередко мешает взаимное нежелание понять друг друга.

 

«В Поднебесной нет трудных дел, надо только, чтоб были люди с головой»

Китайцы – очень шумная и довольно эмоциональная нация. Они любят торговаться, обмениваться доводами и получают истинное удовольствие от словесных поединков и аргументированных баталий.

– При этом, к счастью для нас, церемонии, обряды и все остальное в Китае соблюдается гораздо меньше, чем в других странах Азии. Все остальное – уважение к старшим по возрасту, к старшим по должности зависит от общего культурного уровня, – отмечает Андрей, предприниматель из Пекина. – Вполне логично также, что если кто-то кланяется тебе – поклониться и ему в ответ. Никто в Китае поклоны в пояс ломить не будет, так что шансов спину растянуть мало.

Правда, это все не отменяет разницу в менталитете. У каждого народа свои особенности ведения делового общения.

– Русские, например, патологически любят корректировать заказ. Добавлять, переставлять позиции, отменять, а потом удивляются: «почему китайцы что-то не то прислали»? Китайцы – поточники, они не привыкли поштучно набирать товар для отправки. Это сложно понять российскому потребителю, – отмечает Андрей.

Еще одна особенность, за которой порой тянется целая цепочка недопониманий, связана с боязнью китайцев «потерять лицо». Например, китаец скорее откажется от заказа, чем будет уточнять детали, которые он не понял или которые вызывают у него трудности в текущей ситуации. «Потеря лица» русской стороной, кстати, тоже может стать причиной провала переговоров. Для того чтобы этого не допустить, есть несколько табу. Во-первых, ни в коем случае нельзя ругаться, пререкаться и что-то шумно обсуждать между собой. Если вы повысили голос на кого-то из своей команды – либо уходите с переговоров, либо больше никогда не приводите его к этим партнерам. Если человек, который ниже вас в иерархии, повысил голос, или дал понять, что не согласен с вами так, что это стало видно контрагенту – пиши пропало. Все это – классические случаи «потери лица» либо вами, либо членами вашей команды. А так же явное доказательство того, что над вами одержали победу: ведь у вас в стане начались конфликты.

– Китайцы вообще сложные переговорщики. Они не терпят суеты. В то же время русские часто хотят взять все и наскоком, в кратчайшие сроки. С Китаем это буксует, – поделился своими наблюдениями Андрей. – Совет может быть только один – соблюдать в общении с китайской стороной спокойствие, выдержанность и придерживаться вежливой манеры поведения.

Конечно, поколение молодых китайцев благодаря влиянию Интернета, телевидения, фильмов, музыки, моды становится более продвинутым и понятным. Однако, оставаясь истинными «евреями Азии», китайцы очень быстро понимают, как на чем-то заработать, и используют эти возможности по полной программе. Российскому бизнесу остается лишь проявить смекалку и искать варианты, выгодные не только партнерам из Поднебесной, но и приносящие прибыль им.

 

Справка

В настоящее время Китай лидирует в мире по добыче угля, железных, марганцевых, свинцово-цинковых, сурьмяных и вольфрамовых руд, а также древесины; является крупнейшим в мире производителем кокса, чугуна, стали и стальных труб, алюминия, цинка, олова, никеля, телевизоров, радиоприемников и мобильных телефонов, стиральных и швейных машин, велосипедов и мотоциклов, часов и фотоаппаратов, удобрений, хлопчатобумажных и шелковых тканей, цемента, обуви, мяса, пшеницы, риса, сорго, картофеля, хлопка, яблок, табака, овощей, шелковичных коконов; имеет крупнейшие в мире поголовья птицы, свиней, овец, коз, лошадей и яков, а также лидирует по вылову рыбы. Кроме того, КНР является крупнейшим мировым автопроизводителем. На территории КНР ведется добыча нефти, газа, редкоземельных металлов (молибден, ванадий, сурьма), урана.

В 2010 году Китай произвел 19,8% продукции обрабатывающей промышленности в мире и стал крупнейшим производителем после того, как США занимали эту позицию в течение 110 лет.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру