Сибирские дороги

Томскую область с Кузбассом и Новосибирском свяжут новые транспортные магистрали

Дороги, как известно, – это жизнь.

Томскую область с Кузбассом и Новосибирском свяжут новые транспортные магистрали
– Новая дорога свяжет людей, которые имеют многовековую историю дружбы и родственных связей,– сказал Сергей Жвачкин после подписания с Аманом Тулеевым соглашения о строительстве автодороги.

Ни одна страна не зависит от строительства дорог и их содержания, так как Россия. Для многих регионов страны, особенно для Сибири, от наличия хороших дорог зависит жизнь многих городов и поселков в самом буквальном смысле этого слова. Удаленность многих сибирских районов и областей от федеральных трасс неизбежно ведет к замедлению всей экономической жизни. До самого недавнего времени строительством новых дорог в Сибири, почти не занимались, все 90-е годы стали сущим «провалом» в этой сфере.

---------

Не меньшей проблемой стало отсутствие нормальной хозяйственной кооперации между соседними сибирскими регионами и областями в эти годы, разрыв связей из-за перестройки экономики привел к тому, что каждый регион пытался выжить «сам по себе», живя автономной жизнью, пытаясь все делать самостоятельно. С приходом нового губернатора Томской области Сергея Жвачкина появилась надежда, что со строительством дорог ситуация стала меняться в лучшую сторону. Во всяком случае, у губернатора строительство новых дорог является одним из главных приоритетов в хозяйственной деятельности.

--------

Дорога к месторождению

На прошлой неделе Сергей Жвачкин провел несколько встреч с губернаторами Новосибирской и Кемеровской областей по строительству новых дорог, которые должны помочь Томской области улучшить хозяйственные связи с этими регионами. Так, 9 октября губернаторы Томской и Новосибирской областей Сергей Жвачкин и Владимир Городецкий подписали в Новосибирске соглашение о проектировании, строительстве и эксплуатации автодороги «Игол – Орловка». На соглашении присутствовал и представитель группы компаний «Северный транзит», эта компания является основным инвестором строительства. По замыслу губернаторов, дорога должна стать транспортным коридором, который по западному маршруту должен связать Томскую и Новосибирскую области с Омской и Тюменской областями. Дорога «Игол – Орловка» будет проходить от Игольско-Талового нефтяного месторождения, находящегося в Каргасокском районе Томской области, до деревни Орловка Кыштовского района Новосибирской области. С южной стороны она обеспечит подъезд к федеральной трассе М-51«Байкал» и Транссибирской железнодорожной магистрали, с северной – к Северному широтному коридору и выезд через город Стрежевой в Ханты-Мансийский автономный округ.

Протяженность новой дороги составит 137 километров, из которых 57 километров пройдут по территории Томской области. На строительство дороги будут привлечены как бюджетные средства, так и частные инвестиции. В 2015 году должны подготовить всю проектно-сметную документацию, а уже в 2016-м – приступить к строительству. Хотя значительную часть новой дороги предполагается проложить через Васюганские болота, построить дорогу планируют в течение двух лет.

В строительстве дороги «Игол – Орловка» наибольший интерес имеют нефтедобывающие компании, ведущие разработку нефтяных месторождений в Каргасокском районе, лесозаготовители и сборщики дикоросов, транспортные компании, которые доставляют грузы в регионах Сибири и Урала. Например, в настоящий момент времени те же нефтяники вынуждены завозить промышленные грузы через расстояния в 1800 километров. Естественно, что такой гигантский «крюк» приводит к сильному удорожанию товаров, завозимых на месторождения. После постройки новой дороги завоз грузов и материалов должен значительно упроститься, сократить логистические издержки и сделать производство и добычу сырья в регионе более эффективным. Сильно выиграет от строительства трассы и Каргасокский район, его транспортная доступность для других районов Томской области серьезно повысится. В новую транспортную связку войдет и город Стрежевой, в окрестностях которого в первых числах ноября будет сдан мост через реку Вах.

– Сегодня мы с вами прорубаем еще одно окно в наши регионы, – заявил на подписании соглашения губернатор Томской области Сергей Жвачкин, новая дорога – это и важнейший социальный проект, и импульс для развития крупных нефтяных месторождений на севере нашей области. Автодорога «Игол – Орловка» позволит нам активнее развивать сопредельные территории, динамичнее сотрудничать друг с другом, создать много новых рабочих мест.

Губернатор Томской области подчеркнул, что часть дороги будет платной, но только для предприятий, а не физических лиц.

Помимо строительства новой дороги губернаторы Сергей Жвачкин и Владимир Городецкий обсудили сотрудничество Томской и Новосибирской области в научно-технической и инновационной сферах, увеличение торгового оборота, совместные инфраструктурные проекты и проекты в области заготовки и переработки дикоросов.

«Исправить ошибку двухстолетней давности»

Помимо развития связей с новосибирцами губернатор Томской области Сергей Жвачкин встретился и со своими соседями по Кемеровской области. Кузбасс является ближайшим соседом томичей, и одним из основным наших экономических и торговых партнеров. Об этом говорят и цифры товарооборота, только за прошлый год общий торговый оборот регионов превысил 20 миллиардов рублей. Основные вывозимые из Томской области в Кузбасс товары – природный газ и продукция нефтехимии, ввозимые – уголь и кондитерские изделия. Кемеровская область также является лидером по количеству приезжих студентов для томских университетов. Сегодня в вузах Томска обучаются 7,5 тысячи человек из Кемеровской области. Между тем, с этим регионом Томскую область связывает не такое уже и большое количество автомобильных дорог. Это приводит к сильным нагрузкам на железную дорогу, по пассажирским и грузоперевозкам. Чтобы исправить положение губернатор Томской области Сергей Жвачкин и глава Кузбасса Аман Тулеев 10 октября подписали в Кемерово соглашение о проектировании, строительстве и эксплуатации автомобильной дороги «Томск – Тайга». Новая дорога пройдет через поселки Мирный, Межениновка и Басандайка Томского района. Общая длина дороги «Томск – Тайга» составит 60 километров. Для создания объекта потребуется строительство 12 километров нового дорожного полотна, а также реконструкция и приведение в соответствие с нормативными требованиями действующих участков дороги. Проект строительства дороги уже одобрен Министерством транспорта РФ. Стоимость проекта оценивается в 2 миллиарда рублей.

Автодорога «Томск – Тайга», как сказано в соглашении, позволит связать Томскую область с Кузбассом по кратчайшему пути, поможет расширить экономические связи как между предприятиями Томской и Кемеровской областей, так и между отдельными населенными пунктами.

– Сегодня мы исправили ошибку двухсотлетней давности, когда императорским решением Транссибирская магистраль обошла Томск стороной, – заявил на подписании соглашения губернатор Томской области Сергей Жвачкин, – это не только экономический, но и социальный проект. Мы связываем людей, которые имеют многовековую историю дружбы и родственных связей. В «лихие 90-е» регионы жили сами по себе, а сейчас мы вышли на качественно иной уровень межрегионального взаимодействия, ведь у нас, сибиряков, общие интересы, цели и задачи».

Как уточнил Сергей Жвачкин, сегодня 60% товаров, производимых томской промышленностью, вывозятся автомобильным транспортом либо на Новосибирск, либо в Тайгу. Безусловно, сокращение времени в пути отразится и на себестоимости, и на объемах. «Это абсолютно явные выгоды для экономики», – подчеркнул томский губернатор.

– Томск с Тайгой соединен только железной дорогой, которая не справляется с грузооборотом, – считает губернатор Кемеровской области Аман Тулеев, – поэтому мы приняли решение построить автомобильную дорогу, которая очень важна для нас. Во-первых, множество наших ребят учатся в престижных томских университетах. Во-вторых, Тайга с вводом этой дороги обретет новое дыхание. Мы подписали не простое соглашение, а документ, который очень выгоден экономикам обоих регионов.

В будущем перенаправленный грузопоток даст дополнительный импульс развития и кузбасскому городу Тайга, где планируется построить собственный логистический центр.

Томская область, как и Кемеровская, не являются соинвесторами этого проекта. Субъекты лишь предоставят территорию для строительства, им предстоит заключить соответствующее соглашение. Кредиторами строительства выступят два крупных государственных банка.

– Это будет либо концессия, либо аренда, то есть один из вариантов государственно-частного партнерства, – заявил в феврале этого года заместитель губернатора Томской области по инвестиционной политике и имущественным отношениям Юрий Гурдин.

В соглашении уже оговорено создание рабочей группы, которая проработает детали совместного проекта. Приступить к строительству автодороги «Томск – Тайга» планируется уже в 2015 году.

Смогут ли в Томской области «вытянуть» столь масштабные инфраструктурные проекты по строительству в ближайшие непростые годы, – покажет время. Однако уже сейчас можно сказать о том, что реализация этих проектов по строительству дорог даст сильный толчок к развитию экономик разу трех областей, усилив их кооперацию, дав новые рабочие места и предприятия.

Станислав МИКРЮКОВ.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру