Согласовал, а узаконить забыл?

Экс-мэр Томска Николай Николайчук может стать подозреваемым по второму уголовному делу

Петля, в которую бывший мэр Томска Николай Николайчук загнал сам себя, похоже, сжимается все сильнее и сильнее.

Экс-мэр Томска Николай Николайчук может стать подозреваемым по второму уголовному делу
Открытые с большой помпой, пушкинская развязка и прилегающие к ней объекты спустя годы могут стать основанием для тюремного срока...

В ближайшие дни бывший томский градоначальник, против которого сейчас расследуется уголовное дело по спорному выделению 36 млн рублей на ремонт улицы Московский тракт, может стать подозреваемым по второму уголовному делу. Все материалы дела по незаконному строительству и вводу в эксплуатацию надземных пешеходных переходов по проекту пушкинской развязки, нынешний мэр Томска Иван Кляйн передал в Следственный комитет Томской области. Это резко повышает вероятность возбуждения ещё одного уголовного дела против Николая Николайчука и ближайшего соратника, ныне уже бывшего директора капитального строительства Томска Алексея Сафронова.

--

Переходы, которые никому не нужны?

Два года назад, в декабре 2010 года между городской администрацией в лице Николая Николайчука с одной стороны, и ОАО «Сибмост», ее филиалом «Мостоотряд-101», с дугой, был заключен муниципальный контракт на строительство транспортной развязки на пересечении Комсомольского и Пушкина. Данным контрактом планировалось строительство семи подземных переходов на Комсомольском проспекте, улицах Вокзальной, Пушкина и 79-й Гвардейской дивизии. Вместо этого при исполнении контракта фактически было возведено два подземных пешеходных перехода и четыре надземных.

Напомним, построенные в рекордные сроки надземные пешеходные переходы на пушкинской развязке в Томске до сих пор закрыты, реальные объекты не соответствуют заявленным проектам, а значит, передать их на баланс города и ввести в эксплуатацию пока нет возможности. До 2010 года в Томске было всего два подземных перехода и один (правда, постоянно закрытый в связи с аварийным состоянием) надземный. Затем в местах массового строительства дорог и развязок появились еще семь надземных и два подземных перехода – на Пушкинской развязке, в районе кольца проспект Фрунзе – улица Елизаровых и на проспекте Мира. С самого начала их строительства дело не задалось, фактически оно велось почти два года с 2010 по 2012 года. Кроме того, томичам они обошлись в астрономическую сумму, более чем 300 млн рублей (один переход обошелся почти в 50 млн рублей). Такой перерасход средств был тем более непонятен, ведь в Новосибирске точно такие же надземные пешеходные переходы возводили за вдвое меньшую сумму – 21–25 млн рублей. Надземные пешеходные переходы были сданы со значительными недоделками и огрехами (лифты в них так и не заработали). Но самое главное, этими пешеходными переходами томичи практически не пользуются до сих пор. Они почти всегда стоят пустыми, как угрюмые памятники разбазаренным бюджетным средствам.

--

Претензии к строителям

Однако все претензии к переходам проявились слишком поздно, когда мэр Томска Николай Николайчук досрочно ушел в отставку в июле 2013 года. В феврале 2014 года выяснилось, что новые надземные пешеходные переходы в Томске – на пушкинской развязке и на кольце в конце проспекта Фрунзе – до сих пор не введены в эксплуатацию. Причина проста – на них до сих пор нет документов.

– Не откорректирована проектно-сметная документация (ПСД) до сих пор, она не прошла экспертизу, – заявил в феврале этого года, выступая на собрании Думы города Томска, заместитель мэра по особо важным поручениям Александр Цымбалюк. – Специалисты говорят: гарантий, что госэкспертиза их примет, нет. Поэтому эти четыре надземных перехода эксплуатируются организацией, которая их строила, и перспективы ввода и передачи в муниципальную собственность пока неясны. Перед подрядчиком поставлена задача скорректировать ПСД и доказать, что «отступление от проекта – это было правильное решение».

Аналогичная ситуация была и с двумя надземными переходами на кольце Елизаровых – Фрунзе, эти переходы практически не работали. Кто их строил и как – документов не нашли. Переход на проспекте Мира тоже «затормозился» из-за бумажных несоответствий. Работы выполнены, однако проект не может пройти госэкспертизу, потому что при изготовлении была нарушена технология возведения опор.

В свою очередь пресс-служба «Мостоотряда-101» в ответ на претензии мэрии пояснила, что проект строительства переходов меняло не его предприятие, а заказчик – городской департамент капстроительства. По словам руководителя «Мостоотряда», пушкинскую развязку в Томске его компания построила всего за год, а не за три, как полагалось по проекту. Все работы велись в пожарном режиме, в таком же режиме корректировали документацию. При строительстве развязки компании было заплачено в пределах контракта (а это около 3 млрд рублей). Однако вроде бы осталась какая-то «сверхконтрактная сумма», обоснованность которой компании сейчас приходится доказывать.

Тут, правда, стоит вспомнить о том, как «провели конкурс» на строительство двухуровневой развязки на улице Пушкина. Тогда было подано всего две заявки, но один из участников, ООО НПО «Мостовик», почему-то на торги не явился. И муниципальный контракт на сумму 2 818 260 760 рублей был заключен с томским филиалом компании «Сибмост».

В июле этого года города мэр Томска Иван Кляйн обратился к губернатору и инициировал проверку деятельности администрации в сфере строительства и земельно-градостроительных отношений. Препирательства между «мостовиками» и чиновниками продолжались до середины сентября. А потом в качестве «арбитров» спорящие стоны привлекли... силовиков.

--

Представление прокуратуры

И вот в конце сентября прокуратура Томской области потребовала возбудить уголовные дела по факту строительства шести надземных пешеходных переходов, вместо семи подземных, ну и по факту неправомерного расходования бюджетных средств, конечно. Согласно материалам проверки строительство седьмого пешеходного перехода не осуществлялось вообще, а выделенные на эти цели бюджетные средства в размере 21 миллион рублей израсходованы на иные работы. Все переходы были построены без разрешения на строительство, без внесения необходимых изменений в проектную документацию. Вопреки положениям Бюджетного кодекса РФ и законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для муниципальных нужд при изменении существенных условий муниципальных контрактов новые аукционы не проводились. Бюджетные средства израсходованы на цели, не предусмотренные муниципальными контрактами. С учетом результатов проверки заместитель прокурора области Игорь Кошель направил ее материалы в следственные органы для решения вопроса об уголовном преследовании виновных лиц. В свою очередь мэрия Томска сразу же потребовала от компании ОАО «Сибмост» (основной владелец «Мостоотряда») вернуть средства, выплаченные за строительство подземных пешеходных переходов на развязке Пушкина – Комсомольский. Эта сумма составляет более 300 млн рублей.

------

«Слив» бывшего градоначальника

В ОАО «Сибмост» не остались в долгу. Там решили доказать согласованность строительства надземных пешеходных переходов на пушкинской развязке с городской администрацией, опубликовав все документы. Согласно им, решение о внесении изменений в проект было принято на выездном совещании под руководством мэра города Николая Николайчука. Согласовали все формально бывший начальник департамента капитального строительства администрации города Томска, Алексей Сафронов и ряд других чиновников мэрии.

И действительно по документам было видно, что процесс строительства переходов был на постоянном контроле со стороны заказчика – мэрии Томска – и даже надзорных органов, в том числе и прокуратуры города. Никаких нареканий тогда все эти «участники процесса» не высказывали. Подписи в документах сомнений тоже не вызывают – отвечать за все должны Алексей Сафронов и Николай Николайчук. Правда, сам Алексей Сафронов, возглавлявший департамент капитального строительства Томска с марта 2011 года по октябрь 2013 года, впоследствии заявил, что «не помнит, кто принимал решение о замене подземных переходов на надземные и почему было принято такое решение».

Однако в мэрии Томска были неумолимы, - нарушения допущены, и деньги должны вернуть. В частности, очень жесткую позицию занял нынешний мэр Томска Иван Кляйн, инициатор всей этой проверки.

– В Следственный комитет переданы материалы проверки, по большей части они касаются переходов, – заявил он, – как раз по тому, о чем мы сейчас спорим с «Сибмостом». Все переходы построены в отступлении от проектно-сметной документации. И сегодня каждый заверяет, что было невозможно строить по проектно-сметной документации подземные переходы. Я лично вижу в проекте подземные, а по факту построены надземные переходы. И это дало резкое удорожание стоимости. Мы подали претензию «Сибмосту». Посмотрим, что ответят. Если ничего, то пойдем в Арбитражный суд. Кто-то должен за это ответить.

При такой согласованной и жесткой позиции мэрии и прокуратуры не возбудить уголовное дело сотрудникам Следственного комитета Томской области будет очень сложно.

--------

Ничего не понял?

Однако сам бывший мэр Томска Николай Николайчук разверзнувшейся под собой пропасти, похоже, вовсе не заметил. Более того, уверенно шагнул в нее по собственной инициативе. Вот что бывший мэр Томска заявил во время своей последней «пресс-конференции» у здания суда, после которой его посадили под домашний арест на два месяца.

– По резонансному вопросу о пешеходных переходах на Пушкина. Я даже не обращал на это внимания, потому что любому, кто попытается вникнуть в суть этого вопроса, станет понятно – а как можно было перекопать улицу Пушкина?! – прокомментировал Николай Николайчук. – А как бы люди ездили там полтора или два месяца? Принимались технические решения, они отражены в протоколах, чтобы изменить в этой части проект, построив надземные переходы. Дорога перекрывалась только на ночь при этом. Мы добивались главного – не остановить движение. Поверьте, за полтора года построить такую развязку на Пушкина – это только искусство наших строителей и корректировка их действий властью помогли. Иначе эта стройка еще долго портила бы жизнь томичей.

На вопрос журналистов, почему тогда мэрия и прокуратура утверждают, что не были согласованы такие изменения проекта, Николайчук заявил, что «не знает, почему так произошло».

– Я не знаю, почему так случилось. Вы же помните, по субботам каждое утро на развязке проводились штабы, – заявил он, – это не были устные решения. И не только в мэрии есть эти документы. Есть институт «Гипротранс», который являлся проектировщиком, и эти проекты пешеходных переходов они же не с воздуха взялись. Они попали во все документы, связанные с вводом развязки на Пушкина. Я готов отвечать на эти вопросы, потому что я этим занимался сам. Надо было принимать решения, иначе, если бы я боялся принять решения, ничего не получилось бы. Знаете ведь – есть два пути. Или ты ничего не решаешь и ни за что не ответишь. Либо ты решение принимаешь, а потом тебе начинают вопросы задавать. Я всегда стоял на позиции – если уж ты назвался руководителем, делай дело. Тебе за это деньги платят.

По сути, бывший мэр Томска признал факт того, что именно он настоял на строительстве надземных пешеходных переходов вместо подземных по проекту. Правда, о том, почему строительство таких переходов обошлось в два раза дороже, чем в других регионах России, при неудовлетворительном качестве строительства Николай Николайчук не сказал ничего. Хотя, думается, теперь в Следственном комитете ему и Алексею Сафронову основательно «освежат память».

Станислав МИКРЮКОВ.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру