Урановое кладбище

Что из себя будет представлять завод по производству гексафторида урана в Северске?

Случилось то, чего так опасались местные экологи-общественники.

Что из себя будет представлять завод по производству гексафторида урана в Северске?
В настоящее время на территории СХК уже находится несколько десятков хранилищ радиоактивных отходов, в том числе бассейны открытого типа и пульпохранилища.

Северск все-таки станет одним из городов России, в котором будут производить и перерабатывать гексафторид урана. На этой неделе стало известно о том, что Госэкспертиза одобрила запуск конверсионного завода СХК. В конце декабря 2014 года ОАО «Сибирский химический комбинат» получило положительное заключение от «Главгосэкспертиза России» по проекту «Создание нового конверсионного производства» – гексафторида урана. Однако до сих пор многие просто не в курсе этого.

-------------

Фукусима приостановила, а мы начали...

Оказывается, ещё в конце сентября комбинат направил на согласование в Главгосэкспертизу проектную документацию. Тогда же по рекомендации Росприроднадзора в Северске состоялись общественные слушания по выдаче СХК лицензии по созданию нового конверсионного производства.

– Весь проект разбит на много этапов, – пояснил генеральный директор СХК Сергей Точилин, – изначально стояла задача определить его экономическую привлекательность, доказать, что он безопасен. Мы прошли в декабре Главгосэкспертизу и получили положительный результат. Положительное заключение было направлено в госкорпорацию «Росатом», где по результатам изучения материалов в течение 2015 года будет принято решение о сроках реализации проекта.

Напомним, теперь весь российский гексафторид урана (легколетучее соединение) с апреля 2014 года производят на СХК в Северске. Мощность комбината в этом направлении за год увеличилась на 40%. Решение о создании современного центра по конверсии на базе СХК, несмотря на протесты общественности и экологов, было принято еще в 2011 году. Конверсионный завод по производству гексафторида урана является необходимым звеном ядерно-топливного цикла в процессе создания топлива для АЭС России. Предприятие планируется разместить рядом с радиохимическим заводом СХК в составе четырех производственных блоков. Это будет крупнейший завод в России, (да и в Европе), а все остальные производства гексафторида урана в стране будут закрыты. Правда, строительство завода по конверсии урана, которое планировалось начать в 2013 году, стартует лишь в 2015 году, а первую очередь производства планируют запустить в 2018 году. Примечательно, что создание завода было отложено после аварии на японской АЭС «Фукусима-1», когда сократился рынок гексафторида урана. А вот у нас напротив – запущено...

--

Куда денут отходы?

Резонно поставить и такой вопрос, не собираются ли там снова начать переработку обедненного гексафторида урана? Как мы помним, российские и томские экологи до 2010 года неоднократно протестовали против ввоза в Россию (и в Северск в том числе) гексафторида урана из-за рубежа, перекрывали железные дороги, пытались блокировать отгрузку урана в порты. Уран, находящийся в форме гексафторида, обогащался на предприятиях до уровня природного урана (0,711% по изотопу 235) либо до энергетического (порядка 4–5% по изотопу 235). Обогащенный уран отправляется назад в Европу, однако 98% отвалов оставалось в России. Благодаря пятилетней кампании протеста экологов поставки урановых «хвостов» из Германии в итоге прекращены. Однако радиоактивные отходы из Франции по снова отправляли в Россию. Начиная с 1996 года по 2010 год такие западноевропейские компании, как Urenco и Areva, привезли к нам в общей сложности около 140000 тонн урановых «хвостов». В 2010 году все контракты на ввоз обедненного гексафторида урана из-за рубежа «Росатомом» были прекращены. До этого момента Россия была единственной в мире страной в мире, которая в промышленных масштабах завозила и перерабатывала обедненный гексафторид урана из Европы. В результате у нас накопилось несколько сотен тысяч тонн отвального гексафторида урана, планов по дальнейшему использованию которого в обозримой перспективе нет.

--------------

Печальный опыт уже есть

Ранее производство гексафторида урана было организовано на Кирово-Чепецком химкомбинате. В результате этой деятельности образовалось около двух миллионов тонн ртутьсодержащих химических отходов и примерно 440 тысяч тонн радиоактивных отходов, часть которых размещена в глиняных траншеях в пойме реки Вятка. Как сообщает пресса, хранилища заливают дожди, размывают грунтовые воды, опасные радионуклиды попадают в окружающую среду.

Возможно, производство гексафторида урана в Северске тоже приведёт к образованию отходов и вызовет существенное воздействие на окружающую среду. Хочется, конечно, надеяться, что в Северске применят более совершенные технологии и количество химических и радиоактивных отходов будет меньше, чем в Кирово-Чепецке. Более того, возможно, атомщики откажутся от практики размещения отходов в глиняных траншеях. По данным ОАО «ТВЭЛ», в настоящее время на территории СХК уже находится несколько десятков хранилищ радиоактивных отходов, в том числе бассейны открытого типа и пульпохранилища.

Александр ГОРИН.

--

Общественность снова проигнорировали

Открытые слушания прошли в «закрытом» режиме

увы, со строительством конверсионного завода по производству и переработке гексафторида урана далеко не все ясно– в связи с ненормальным проведением общественных слушаний, и строго дозированной информацией на эту тему. В результате возникают серьезные подозрения, что реальный проект не такой уж и безопасный для местных жителей, и знаем мы о нем далеко не все...

---------------

Например, настораживает то, что общественные слушания, организованные на СХК в конце сентября 2014 года, по «проекту века» прошли фактически в закрытом режиме. Они были организованы так, что попасть на них многим томичам было очень затруднительно, если и вовсе невозможно. Объявление было размещено на сайте администрации Северска всего за три дня до слушаний – 8 сентября 2014 года. Так что в своем большинстве там присутствовали только явно заинтересованные лица.

Поэтому судить об опасности или безопасности предлагаемой деятельности, о её последствиях, о количестве и качестве новых радиоактивных отходов экологам-общественникам весьма затруднительно. Более того, данные о технологии, объёмах производства и образовании отходов в официальных сообщениях просто не приводятся.

По закону официально организатором общественных обсуждений и слушаний является администрация ЗАТО Северск. Однако объявление было размещено на сайте администрации Северска всего за три дня до слушаний, 8 сентября 2014 года. В нём говорится: «Для въезда в г. Северск на общественные слушания необходимо оформить пропуск. Для этого до 10 августа 2014 г. необходимо направить заявку на имя заместителя Главы Администрации ЗАТО Северск». Учитывая это, участие в слушаниях для граждан, не проживающих в ЗАТО Северск, было почти невозможно. Ведь подать заявку для участия в слушаниях следовало до публикации объявления о слушаниях. Вызывает удивление и то, что в публикации в «Российской газете» информация о необходимости получать специальное разрешение на въезд в Северск отсутствовала.

С одной стороны, конечно, атомщики формально выполнили все требования закона: объявления о слушаниях опубликованы в «Российской газете» за 30 дней. Но подавать заявку на въезд в ЗАТО Северск даже в таком случае было уже поздно. Таким способом на слушаниях были созданы наиболее благоприятные условия для одобрения любого атомного проекта. Ведь большинство жителей Северска так или иначе зависят от СХК, а участие в слушаниях даже для жителей соседнего Томска было крайне затруднено.

Закон не запрещает публиковать объявления о слушаниях заранее, это можно делать хоть за два, хоть за три месяца. Тогда бы у желающих была бы реальная возможность обратиться за разрешением на въезд в закрытое административно-территориального образование. Закон не запрещает публиковать материалы, выносимые на общественное обсуждение, в сети Интернет, так уже поступают многие подразделения госкорпорации «Росатом», например, ПО «Маяк» и ОАО «Росэнергоатом». Закон не запрещает провести также слушания вне закрытой территории – в Томске, находящемся всего в десяти километрах от Северска. Однако ни заказчики, ни организаторы слушаний на это не пошли. Очевидно, что для СХК и администрации ЗАТО Северск удобнее было проводить обсуждение в полузакрытом режиме.

В распространённой перед слушаниями сообщении от СХК утверждалось: «Цель слушаний – максимальный учет мнения широких кругов общественности». Жаль, что это была лишь декларация и «широкие круги общественности» для атомщиков были ограничены лишь жителями ЗАТО Северск.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру